Найти тему
Записки москвитянина

«ВО ВСЕМ ЕСТЬ ЧЕРТА»…

ИЛИ – УМЕРЕТЬ, НЕ БОЛЕЯ

Прежде во многих газетах, когда к печатному слову прислушивались, а власть делала выводы и решала проблемы, были популярны рубрики: «Возвращаясь к напечатанному» или «По следам наших выступлений». Сегодня это трудно возродить, потому что и на прессу плюют, и реакция политиканская – непредсказуема. Но иногда – действует.

Вот большинство скептиков не верит в действенность социальных сетей – мол, чего впустую писать - по федеральному телеканалу порой на миллионы показали, и выводов – ноль. А тут частное мнение или личные блоги. Да, но я стал замечать, что когда идёт вал одинаковых мнений и осуждений- начинает действовать китайская мудрость огромной и многомиллионной страны: «Если миллионы людей будут обличать кого-нибудь, то он может умереть, даже не болея». И это – не обязательно физическая смерть – чаще моральная или общественная.

После моих постов про Быкова-Акунина-Веллера-Улицкой Артем Андреев написал: «Ну и к какому выводу приходим? Лексус и Вован создали несколько информационных поводов вспомнить и о Быкове, и об Улицкой, и о Веллере. На их текущей жизни, дачи интервью это не только не сказалось, но наоборот, привлекло внимание.

Как можно "убить" писателя?

Ослабить интерес?

Раньше, в СССРе книги отправляли в спецхран, издавать запрещалось.

И - нет.

Лексус и Вован живут в мире, где такое волшебным образом должно было бы состояться.

Ничего не изменилось».

Нет, изменилось!

Даже ситуационно и организационно.

Улицкая слушает Глуховского - они царили на ММКВЯ!
Улицкая слушает Глуховского - они царили на ММКВЯ!

Утром 1 февраля издание «Агентство» (организация включена Минюстом в список иноагентов) скорбно сообщило о пропаже книг Улицкой из картотеки электронной системы «Библиотеки Москвы». В издании утверждают, что еще в 8:00 возможность забронировать в столичных библиотеках книги автора была, а в 9:30 сделать это не удалось — в поисковой выдаче романов Улицкой не оказалось. Доступными оказались лишь сборники, в которых есть произведения писательницы.

Накануне глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская заявила, что Улицкую лишили звания почетного профессора Российского химико-технологического университета имени Менделеева (РХТУ) еще 30 августа 2023 года. Парламентарий сказала, что такая информация содержится в ответе университета на ее запрос. Из документа следует, что ученый совет университета проголосовал за лишение звания единогласно и – раньше депутатского запроса.

Значит, действует?

.Не случайно буржуазно-либеральный «Коммерсантъ» сразу выступил с констатацией фактов, но и с завуалированным осуждением в статье: «Гонорар заблокировали авансом. Издатели наказывают писателей раньше государства».

Для них это – принципиальное поражение: «Издательство АСТ прекратило все выплаты Людмиле Улицкой из-за заявления о переводе гонораров от продаж книг «на Украину». У ритейлеров произведения пока есть, но их перестали выдавать в библиотеках. Ранее сети снимали с продажи книги авторов, признанных иноагентами или экстремистами, но у госпожи Улицкой таких статусов пока нет. (а почему, кстати – нет? Что за неразворотливость минюста и СКР?!- З.М.). Эксперты говорят, что в результате происходит обеднение ассортимента, хотя на доходы сетей ограничение продаж книг серьезно не повлияет. Действия же АСТ юристы не считают легитимными: вознаграждения авторов — их личное имущество, лишить которого может только суд, а издательства «не должны подменять государственные органы».

Газета мягко осуждает издательство за проявленную трусость и осторожность: «В связи с заявлением автора о переводе авторских отчислений на Украину издательство АСТ приняло решение о приостановке любых выплат по всем договорам с Улицкой до прояснения ситуации и возможных официальных разъяснений со стороны автора относительно адресатов денежных отчислений с проданных книг»,— заявили “Ъ” в пресс-службе АСТ. Там добавили, что книги Людмилы Улицкой выходят в издательстве с 2011 года. Сама она не ответила на сообщения корреспондента “Ъ” в соцсетях».

И - о ужас!

На следующий день после публикации видео разговора книги Улицкой перестали выдавать в столичных библиотеках. «Все, нет больше этих книг»,— сказал сотрудник одной из них “Ъ”.

-3

Вот какое тщательное расследование провели и страшно расстроились! Ещё в декабре 2023 года АСТ заявляло, что выпуск и продажа книг Бориса Акунина и Дмитрия Быкова (признаны в РФ иноагентами; господин Акунин также включен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга) приостановлены из-за политических высказываний авторов (см. “Ъ” от 15 декабря 2023 года). Книги писателей стали недоступными и в книжных сетях «Читай-город—Буквоед», «Книжный лабиринт», на онлайн-площадках «Литрес» (аффилирован с «Эксмо-АСТ»), Ozon и Wildberries (от официального поставщика)». Так что, отреагировали!

Но Ъ не был бы собой, если б косвенно не сравнил Улицкую с Достоевским, процитировав президента: Владимир Путин, президент РФ, в ходе совещания с правительством 2 августа 2023 года: «Все мы видим попытки нынешних украинских властей запретить книги русских классиков и современников, изъять их из продажи, из библиотек и даже уничтожить. У подобной политики нет и никогда не будет никакого будущего».

А в чём противоречие? Ведь дело не в самих книгах, а в «целевом расходовании средств» от продажи книг и в пропаганде ксенофобии и расизма. У кого из русских классиков это есть? – пусть Ъ процитирует. Я знаю, что советская цензура извлекала целые страницы из «Дневника писателя» Достоевского - те, что касались еврейского вопроса. Или, помню, взял библиотеке Дома творчества «Малеевка» зеленоватый том со статьями и заметками Антона Чехова (из полного собрания сочинений, которое предполагает академизм и всеохватность), а там кем-то из литераторов было тщательно вклеено вымаранное высказывание - в машинописной форме: «Такие писатели, как Н.С. Лесков и С.В. Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все — евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, её духа, её форм, её юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит её». (А.П. Чехов. Дневниковые записи. 1897 г.).

Ещё заметил: многие читатели и даже поклонники – просто отшатнулись, непроизвольно от Улицкой, как от чумной! Даже сильно порыжевшая актриса Татьяна Васильева, которая на программе пранкеров сначала назвала Улицкую «прекрасной писательницей», прослушав её словесные помои, опешила: «Как теперь рекомендовать читать её книги!».

Татьяна Васильева - поражена...
Татьяна Васильева - поражена...

Почему? Потому что есть черта, о которой сказал провидец Фёдор Достоевский: «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно».

Всё! – сама Улицкая, её аура – теперь уже другая. И вернуться назад – невозможно.