Найти тему

Забытые стройки СССР: тайны и секреты недостроенных проектов

Планов у молодой республики было много мечтали о светлом будущем, все должно быть по-другому красиво и масштабно. Вот несколько из этих планов.

Главное здание страны и… не дострой

В 1922 году состоялся открытый для всех желающих Съезд Советов и на нем вынесли на обсуждение: построить новое здание большое светлое для большого количество людей, так как старое просто не вмещало такое количество народу. Что бы размешались не только залы для съездов и совещаний правительства, а также центральный архив, библиотека и еще помещения для разных нужд, здание было рассчитано на три десятка тысяч человек. Для сравнения площадь была такая, что свободно поместилось бы несколько египетских пирамид.

Решение принимали долго, только через девять лет объявили по всей стране конкурс на лучший проект. В конкурсе участвовали не только именитые архитекторы, но и простые люди, даже были и представители из-за границы. Единогласно к одному мнению прийти долгое время не могли. В итоге выбрали проект Бориса Михайловича Иофана.

По проекту здание должно быть самым высоким в мире около четыреста метров и напоминать пьедестал, а на самом верху должен был стоять Ленин высотой до 90 метров.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Решили, что возводить будут на месте взорванного храма Христа Спасителя. Хотя почва была рыхлая не совсем подходила для такого величественного здания, близко к поверхности была вода и поэтому фундамент надо будет укреплять, на это уйдет много сил и средств. Разработали целую программу для укрепления грунта несколько институтов работали только над этой задачей.

Начать стройку решили в 1937 году, а построить это сто этажное здание обещали за пятилетку. Специально для строительства учеными разрабатывался состав металла для каркаса, крепчайший бетон, провели много подготовительных работ затратив много средств и сил. До войны успели возвести фундамент, начали строить и над земную часть дошли до 10 этажа. На этом пришлось остановиться началась война, средства и люди нужны были для обороны страны, верхние этажи пришлось разобрать, металл требовался на заводах.

Но и после войны строительство не началось, полстраны лежала в развалинах и руинах. Голод и нищета бродили по стране. Потом началась «холодная война» нужны были деньги на вооружения. Не стала Сталина и идея потихоньку угасла. На этом месте открыли бассейн, но он тоже не прижился. Сейчас на том месте построили храм, как было с самого начало.

Получается грандиозное строение осталось только на бумаге и полюбоваться самым высоким зданием в мире никому не удалось, оно осталось только в проекте на бумаге.

Марка есть, а канала нет

У Петра Великого возникла идея, начать торговать с богатыми азиатскими странами, но для это нужна дорога, самая безопасная это по воде. Но такого морского пути нет, вот он и решил соединить два моря. Была организована исследовательская команда, чтобы на месте разобраться возможно ли из Аральского море попасть в Каспийское через канал если его прорыть. Сократиться ли время пути и будет больше возможностей для мореплавателей из Волги сразу в Азию? Но планом царя не суждено было сбыться, у него было много противников и завистников, исследования затолкнули в дальний угол и забыли.

Только в начале пятидесятых годах двадцатого века об этом восполнили и началась стройка, которая должна была Каспийское море соединить с рекой Амударьёй. Стране нужен был хлопок, а он хорошо растет в Туркмении, чтобы вырастить требуется обильная поливка. Протяженность канала должна была составить более тысячи километров. Так же хотели решить проблему с электроэнергией, возведя гидроэлектростанции. С рабочей силой тоже все решили: просто привезли на стройку заключённых. Также привлекали рядовых граждан, откликнулось более семи тысяч желающих. Каждый день со всей огромной страны поставляли сюда технику, стройматериалы, товары первой необходимости и много другое.

План Туркменского канала, Фото с сайта sovrus.com
План Туркменского канала, Фото с сайта sovrus.com

Строительство набирало обороты уже мечтали завершить к 1957 году, но умирает Сталин все резко меняется стройку «заморозили», решили, что она не выгодная и такой канал не нужен. Хотя ушло много средств более двадцати миллионов рублей, теми деньгами. А сколько заключенных погибло ни кто не считал, об этом скромно умолчали.

Но на этом не конец. Когда к власти приходит Хрущев, он решает, что нужен другой канал уже в другом месте. Рядом с прошлым строительством открывают новую большую стройку - Каракумский канал, он проходил через пустыню.

Строительство канала. Фото с сайта vokrugsveta.ru
Строительство канала. Фото с сайта vokrugsveta.ru

По нему не сможет плыть речной транспорт, его строили для полива и расширения сельского хозяйства, что бы ближайшие города утопали в зелени. Прошлый канал захватывал туркменские и узбекские земли, обоим республикам было бы хорошо. А новый Каракумский проходит только по туркменской территории, и вся вода доставалась Туркмении. Официально строительство завершили 1988 году.

Природа не любит вмешательство. Чем же это закончилось? С каналом все хорошо, хотя не так уж и хорошо. Много воды теряется из его русла из-за нечищеного дна, испарений на жарком солнце, потребления ближайших городов, большая часть идет на полив и в конце остается не большой ручей. А человечество потеряло одно из красивых мест на земле - Аральское море.

Снижение уровня Аральского моря. Фото с сайта camonitor.kz
Снижение уровня Аральского моря. Фото с сайта camonitor.kz

С самого начало в море впадало две полноводных реки Сырдарья и Амударья. Большую часть воды Сырдарьи используется на нужды населения, где она протекает, а воды Амударья почти половину забирает канал, и также на нужды селения, которые расположены по её берегам.

Резкое обмеления море началось 1971 году. Воды реки не доходят до моря, и оно постепенно превращается в пустыню, которой дают название Аралкум. Теперь там ни кто не живет, потому что воздух тяжелый и ядовит.

Аралкум пустыня вместо моря. Фото с сайта orchid-eya.livejournal.com
Аралкум пустыня вместо моря. Фото с сайта orchid-eya.livejournal.com

Конечно, сейчас ни кто сказать не может был бы такой конец, если бы построили Туркменский канал, а может все бы обошлось и сейчас мы любовались бы волнами на Аральском море.

Марка в честь строительства Туркменского канала
Марка в честь строительства Туркменского канала

Северная забытая дорога

Ученый изучающий северные районы нашей страны в 1915 году А. Борисов выдвинул идею построить железную дорогу от Мурманска до самого Татарского пролива. Идея была хорошей Сибирь богатый край, много полезный ископаемых, а добывать и вывозить на лошадях долго и дорого. Царское правительство идею поддержали, но грянула революция. Борисов обратился к большевицкому, они тоже одобрили, но отложили на потом до лучших времен.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Времена наступили в тридцатые годы, когда у власти был Сталин, начались подготовительные работы. Разрабатывали маршруты поставки, проекты строительства, подбирали людей и уточняли состав почвы.

Великая стройка началась в 1937 году, всю тяжелую работу сделали заключенные. Первый отрезок пути был готов к концу 1941 года, не помешала даже война. Дорога была нужна для обороны северных районов, строительство продолжалось и дальше. Потому что нужен был уголь, многие месторождения были в руках фашистов. А в северных районах уголь был тоже и находился он ближе, только плохо было с доставкой, он добывался не далеко от Воркуты, там были большие запасы.

Вскоре пошел первый поезд до Печоры. Шла молва, что дорога строится на костях людей, в тяжелых условиях, люди раздетые и голодные. Да условия не сахар, холод, мороз, но это север там только так. Но сохранились воспоминания одного из заключенных. Он писал, что сперва было голодно, но, когда с далекой Америки стали приходить корабли с продовольствием, питание улучшилось. Была даже тушенка, ее давали часто, что из банок делали посуду, и даже латали ими крыши бараков. Если не было черного хлеба, вместо него раздавали белый с далеких берегов. Перепадала и одежда, правда не обычная для русского человека, жили не плохо даже где-то и лучше, чем в целом по стране. В сильный мороз и ветер не работали. При большом скопление народа, смертность выше, но не столько как шла молва, что кучами лежали трупы. Да, люди болели и тяжело болели, от напряжения и усталости, теряли бдительность и осторожность были и покалеченные, и травмы.

Строительство продолжалось до самой смерти Сталина, потом работы были приостановлены, но уже было построено треть пути и затратили почти два миллиарда советских рублей.

После смерти вождя вышел приказ об амнистии заключённых, а на стройки их было больше половины, сразу найти столько людей не было возможным, строительство сперва приостановили, а потом и закрыли.

Позже власти пришли к мнению, что эта дорога никому не нужна и все это было затеяно зря. В шестидесятые годы в этих местах был обнаружен газ. Геологи, которые его нашли жили в оставшихся и не успевших, развалиться домах. Тут и вспомнили про дорогу, но она пришла в полную непригодность и восстановлению не подлежала.

Так наш холодный суровый край остался без железной дороги, а насколько бы было легчи, его осваивать и изучать. Стало бы меньше «белых пятен» на карте нашей страны.

Загадка Сахалинского тоннеля

Летом 1945 года остров Сахалин был освобожден от японцев. И Сахалинская область вошла с состав Советского союза, став русской территорией. Власти стали думать, как вывозить ископаемые с острова, которыми она богата. Сообщения там только по воде, а новый край надо было развивать.

Для этого надо было благоустроить остров: построить порты, провести дороги, наладить добычу земных богатств, построить заводы и распахать земли под посевы, на все это отводилось две пятилетки. Но чтобы все это возвести, нужно доставить много строительных материалов, техники и людей.

Было несколько проектов, хотели сделать туннель на проливе Невельского, пустить паром ледокольный, с мыса Лазарева до мыса Погиби сделать дамбу.

Примерная схема строительства Сахалинского тоннеля
Примерная схема строительства Сахалинского тоннеля

Но к одной идеи прийти не смогли, окончательное решение оставили за военными и руководителями железной дороги, а также подключили начальство с острова. Было несколько совещаний, но единого мнения не было и только в апреле 1949 года было решено от Комсомольск-на-Амуре к мысу Погиби провести железнодорожные пути, а дальше через пролив сделать туннель под водой и по острову дальше проложить дороги. Но на подстраховку, все же пустить паром и на этом поставили точку. На стройку отвели пять лет, тогда это было в порядке вещей, все планы и замыслы только за пять лет и меньше.

Примерная схема трассы туннеля Сахалин-материк. Фото с сайта: kfss.ru
Примерная схема трассы туннеля Сахалин-материк. Фото с сайта: kfss.ru

И мае 1950 года стройка началась. Сперва туда направились ученые и геологи, за сжатые сроки надо было изучить на месте состав грунта и рельеф местности. Время отводилось очень мало, к вопросу нужно было подойти серьезно, а ошибиться нельзя, это может стоить человеческой жизни. Они неделю были в пути, по колено в грязи, вытаскивали технику, спасались дымом от мошкары и как первопроходцы двигались вперед. Но досконально и глубоко изучить суровый край все равно не получилось, их торопили, впереди ждала ударная стройка, о которой уже сообщили во всех газетах.

Геологическая экспедиция в заливе Пильтун. Фото: sakhalin.ru
Геологическая экспедиция в заливе Пильтун. Фото: sakhalin.ru

Быстрыми темпами начали возводить бараки для строителей, а основными были заключённые значит и колючая проволока, вышки для охраны. Но были и простые труженики активисты, у них тоже были бараки, но без охраны.

Жизнь почти ничем у них не отличалась. В бараке было столько много народу, что спали кто где найдет место, буржуйку топили целыми днями и не могли согреется, мошкара не давала покоя ни днем ни ночью. Не хватало мебели, посуды, даже помыться было не в чем. От такой жизни было много заболевших, не каждый даже закалённый человек мог выдержать такие условия жизни, люди умирали и не мало.

Начальство торопило как можно быстрее строить и все больше стали привозить заключенных, но люди валились с ног от усталости, норма выработки все увеличивалась. И приходилось переделывать уже сделанное, потому что изучили местность очень плохо, не знали состав грунта, от этого и осыпалась земля, попадалась мерзлота, даже не узнали направление рек и течения, где находятся болота.

Но все меняется, умирает Сталин. Как и на других стройках, заключенных распускают по амнистии, правда не всех, но больше половины и строителей стало не хватать. А еще Берий направляет письмо, что стройка ни кому не нужна, она расходует большое количество средств. В то время замораживается два десятка строек, одной из них был и Сахалинский туннель.

Железную дорогу еще кое-как до деревни Ныш довели и на этом все бросили. А вот с туннелем не все ясно, кто говорит, что не успели начать строительство, а некоторые уверены, что строительство начали и он почти готов, но где находиться вход и выход никто не знает, он скрыт где-то в заливе. Поживем увидим, может тайна и откроется.

-11

Вот такие масштабные и амбициозные идеи были в СССР. Многие из этих планов были реализованы в жизни, и мы до сих пор ими пользуемся. А некоторые стройки, например, те, что перечислены выше, были не окончены или их просто не успели закончить из-за смены власти.

Но нужно помнить, что при попытки реализовать общесоюзные стройки гибло очень много людей и не только заключенных, которые участвовали в них не по своей воли, но и рядовые граждане, которые хотели добровольно помочь своей стране.

Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых историй!!!