В данной статье не будет много фотографий, в основном цифры и факты. Итак, музейное дело в сфере транспорта. Я думаю, это один из самых болезненных вопросов в нашей стране. Музеи чаще всего существуют на ведомственных началах, лишены инициативы и достаточного финансирования. Все это, конечно, не способствует сохранению и документов, и (тем более) техники. Однако кое-какие попытки энтузиастами своего дела предпринимаются, и вот о них мы поговорим.
Начнем с привычной троицы автобус-троллейбус-трамвай. Здесь Москва, увы, проигрывает всухую - музей транспорта Москвы (бывший музей Мосгортранса) никак не въедет в выделенное для размещения всех экспонатов здание (пока что там по хипстерской традиции проводятся "арт-выставки"), а тем временем "под шумок" режутся ценные экспонаты. Оффтопом скажу, что подобная ситуация может произойти с железнодорожным музеем, пока он не переедет в новое здание на Лихоборах (питерцы этот вопрос решили довольно оперативно, сделав великолепный музей у Балтийского вокзала). Что же касается Петербурга, то у них есть очень ценный опыт сохранения и электротранспорта, и автобусов. Первое направление представлено музеем на Среднем проспекте В.О., второе - компанией RetroBus. К сожалению, теперь и туда, и туда без предзаписи не попасть, но на 2023 год сделать это было довольно легко и по вменяемым ценам (о них мы поговорим ниже). Кроме того, первый музей вскоре получит дополнительные площади для своих экспонатов, что только пойдет на пользу. Первый раз я посетил музей ГЭТ в 2005 году, и тогда он представлял собой довольно жалкое зрелище посреди вечного (как казалось) ремонта. Тем не менее, музей выжил и сумел развиться дальше вопреки "хотелкам" некоторых начальников.
А теперь мы подходим к другой, более интересной теме - музеи метрополитенов. И здесь уже преимущество будет на стороне Москвы, причем разгромное. Итак, с чего бы начать? Пожалуй, с момента простой организации посещения. В Москве вы просто приезжаете по графику работы музея на станцию "Выставочная" и поднимаетесь наверх. В Петербурге действует система предзаписи, да еще какая - сначала на телефон организации экскурсий нужно дозвониться, а затем договориться о посещении чуть ли не на 2 месяца вперед - так плотно забиты слоты посещения. Хотите в депо? Ждите еще дольше. Покатушки на ретро-составе? Готовьтесь к отказу - он весьма рандомно встает на техническое обслуживание. А вторая проблема состоит в том, что экскурсии (кроме самого музея метро) почему-то отданы на откуп неким частникам, которым тоже надо дозвониться и записаться. По счастью, до моей поездки в Петербург оставалось еще прилично времени, и я успел записаться на одно из последних (!) мест в группу.
Теперь перейдем к ценовой политике. Посещение музея метро в Москве - бесплатное, и это довольно-таки логично. Петербург (на осень 2023 года) просит за посещение около 600р (!), и обязательно наличными. Очень "удобно" и, главное, совсем недорого (нет).
За что же мы платим (или нет)? Экспозиция в Москве объективно сильнее петербургской за счет документов, макетов оборудования и, что важно, принципа участия посетителя (интерактивности). Да, это тоже важно при формировании имиджа музея и ощущений посетителя. Что может предложить Петербург? Совершенно идиотский "интерактив" в виде якобы поехавшего состава метро, очень слабую имитацию спуска на лифте в шахту стройки тоннеля и...кусок кембрийском глины. Помещение музея не самое маленькое, но коридоры везде узкие, а группы могут насчитывать до 30 человек. Понятное дело, никто этот вопрос или заранее не продумывал, или просто было решено. что "так сойдет" . Оба музея также располагают учебными симуляторами машиниста метро, но в Москве их 2, а смотрители - "инструкторы" следят за тем, чтобы люди (а точнее. дети) на них не задерживались. Экскурсия? Не бывал на ней в Москве, а вот в Петербурге она была очень нудной и бестолковой. Главным образом по вине самого экскурсовода, которая явно не вникала в технические подробности функционирования метро и историю нашего вагоностроения. Поэтому я и задаюсь вопросом, нужны ли вообще обязательные экскурсоводы в таких музеях при отсутствии адекватной системы оценки их квалификации (1) и лидерских качеств (2) .
Что могу сказать в заключение. Музеи разные важны, музеи разные нужны. А такие музеи тем более, потому что вопреки мнению некоторых чиновников Минкульта "железяки" - это тоже наша история. Но для ее адекватного представления музеи нужно выводить из-под ведомственного контроля и набирать адекватный персонал для проведения экскурсий. Благо, пример из другой сферы есть - военный музей при КСК "Падиково", затмевающий собой парк "Патриот".