Ребёнок медленно пишет, буквы постоянно прыгают, строки наползают одна на другую? У него трудности при списывании текста из учебника или школьной доски? Он не может понять прочитанный текст, постоянно сбивается и перескакивает на соседние слова и строки?
Вполне вероятно, что причиной является слабо развитая зрительно-моторная координация (ЗМК).
Под этим термином понимается согласованная и одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов.
Другими словами, ЗМК представляет собой скоординированную работу системы «глаза и руки», то есть глаза видят и контролируют, что делает/пишет рука.
Практика работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что сегодня причинами неразвитой зрительно-моторной координации в большинстве случаев становятся не проблемы со здоровьем, зрением или отставанием в развитии.
Основная причина, почему многие современные школьники имеют проблемы зрительно-моторной координации в том, что они практически не выполняют физические упражнения, которые развивают координацию и согласованность движений тела, повышают ориентацию в пространстве.
Самый простой способ понять, есть ли у ребёнка проблемы в зрительно-моторной координации, - поиграть с ним в мяч. Предложите ребёнку поочерёдно отбивать мяч от пола левой и правой рукой. Если данное упражнение вызывает у ребёнка трудности, то это показывает, что у него есть проблемы в развитии зрительно-моторной координации.
Почему так происходит?
В детском возрасте мозговые структуры развиваются через движение и физические упражнения, поэтому развитие мозга напрямую связано с физической активностью ребёнка.
И если с самого раннего детства не заниматься утренней зарядкой и не тренировать упражнения на координацию, то это отрицательно скажется не только на формирование зрительно-моторной координации, но и общей успеваемости ребёнка в школе.
Подробно о том, как связано развитие зрительно-моторной координации и мозговых структур с обучаемостью можно узнать из вебинара учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Контролирующий поведение мозг».
От развитости зрительно-моторной координации зависят:
- аккуратность, беглость и ровность почерка, так как ребёнок должен одновременно видеть, что и как он пишет;
- уровень письменной грамотности;
- скорость, чёткость и плавность чтения.
Без сформированной ЗМК ребёнку будет крайне сложно учиться в школе.
Более того, есть вероятность, что он попадёт в категорию детей с трудностями в обучении. В этих случаях требуется целенаправленно и под руководством специалистов развивать зрительно-моторную координацию ребёнка.
Как развить зрительно-моторную координацию?
Развивать зрительно-моторную координацию можно с самого раннего детства. Так, даже 9-месячному малышу уже доступны простые упражнения на согласованную работу глаз и рук. Но что делать, если требуется в короткие сроки сформировать ЗМК у школьника? Достаточно выполнять всего два упражнения, которые доступны детям с 5-летнего возраста.
Первое упражнение - это «Бой мяча». Подробная информация о том, как его выполнять, представлена в следующих материалах и видео:
Второе упражнение – графокоррекция. Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая широко применяется для коррекции трудностей с обучением.
Подробнее о графокоррекции можно прочитать здесь:
- Графокоррекцию нужно выполнять правильно!
Уважаемые родители!
Чем раньше ваш ребёнок начнёт развивать зрительно-моторную координацию, делая графокоррекцию, тем быстрее он освоит навыки чтения и письма.
Быстрые результаты!
Уже через 5-7 дней после начала активного выполнения «Боя мяча» и графокоррекции вы заметите улучшение навыков ЗМК, а вместе с этим и улучшение техники чтения и письма.
Подробнее о помощи детям с трудностями в обучении, которую оказывает Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, можно узнать на сайте dyslexia.ru
Если вам нравятся материалы канала, приглашаем подписаться на Дзен и Telegram-канал коуча, эксперта-аналитика Татьяны Гогуадзе❤️