Отто Кернберг в восьмидесятых годах прошлого века, а затем и другие учёные, предположили, что личности нарциссов, пограничных, психопатов и прочих – это то, что можно назвать дезорганизованностью – они хаотичны.
Но более понятен термин «фрагментированные». Они действительно фрагментированные – каждый фрагмент того, что в противном случае должно было бы быть нормальной личностью, приобретает свои собственные личностные черты и характеристики, и функционирует автономно. Чем вводят в шок своих близких людей, потому что непонятно кто этот незнакомый человек рядом – совершенно незнакомый.
Например, у нарциссов есть целая галактика раздробленных личностей с целой галактикой фрагментов личности других людей – это похоже на взрыв бомбы или поражение шрапнелью, очень много осколков.
И что важно, каждый элемент взаимодействует с окружающей средой и с другими людьми по-своему. У каждого элемента постепенно развивается функция, которая отражает его сильные стороны, возможности и так далее.
В случае пограничного нарцисса, нарциссичная часть личности защищает пограничную часть от неадекватных выходок против своей жизни и здоровья, используя грандиозность. За счёт этого пограничный может устанавливать связи и отношения с другими людьми, на что неспособна чистая пограничная его часть, из-за боязни покинутости.
Таким образом пограничный человек устанавливает первый контакт и испытывает эмоции. Но как только эмоции становятся ясными и сильными, нарцисс берёт верх, чтобы отразить обиду, неизбежную боль и так далее.
Это очень сложная динамика личностей, которые были разрушены переживаниями, когда ребёнок считал их неустойчивыми, и ребёнок не смог справиться с этими переживаниями.
✅ Сейчас очень много психологов, которые пытаются принести пользу и людям с личностными расстройствами. Иногда даже можно встретить рекламные утверждения, что лечат нарциссизм и пограничные состояния. Это неправда. Максимум, что может сделать специалист – это помочь в адаптации.
Нет никакого способа вылечить или залечить, склеить воедино эту раздробленную, как шрапнель, личность. Удары, нанесённые в раннем детстве и ранней юности, были настолько сильными, что трещины невозможно устранить. Здание рухнуло, и нет никакой возможности его вернуть на место.
Это похоже на произведение Льюиса Кэрролла про Шалтая-Болтая. Что можно сделать – это в какой-то степени изменить поведение. Можно выявить контрпродуктивное, пагубное, саморазрушительное и социально неприемлемое или даже антиобщественное поведение, а также изучить методы и стратеги его изменения таким образом, чтобы оно стало частично социально приемлемым и определённо не приводило к саморазрушению.
И будет хорошо, если подобная терапия будет в содружестве с психиатром, потому что часто приходится применять медикаментозные методы стабилизации состояний. Если объединить медикаментозное воздействие и усилия терапевта, то вполне можно добиться больших результатов, если использовать только словесную терапию.
✅ Основная проблема в том, что никто не может изменить того, кем вы являетесь без вашего на то разрешения и желания. А расстройство личности – это не только расстройство на ментальном уровне, это расстройство всего организма, на уровне физиологии. Это пронизывает каждую клеточку, всю психологию и влияет на психодинамику.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов