— Тише, мама услышит.
— Пусть слышит! — кричала Марина. — Почему я в собственном доме права голоса не имею? Я взрослый самостоятельный человек и уж как-нибудь сама решу, как вести домашнее хозяйство. Дим, скажи мне, ты чем-то недоволен? Я плохо справляюсь со своими обязанностями? Нет? Так вот и объясни своей маме, пусть она не учит меня жизни!
***
Марина замуж вышла поздно. На момент знакомства с любимым ей уже исполнилось тридцать пять. Женщина к этому времени уже многого добилась. Она руководила отделом логистики в строительной фирме и даже собиралась покупать однокомнатную квартиру.
Свадьба планы Марины немного переиграла. Дмитрий, её тридцативосьмилетний избранник, предложил купить сразу двухкомнатную. Недостающую сумму он бы добавил. Так и поступили: нашли уютную квартиру и сразу же приобрели её.
Марина, соглашаясь выйти за Дмитрия замуж, прекрасно понимала, что вместе с мужем она получит и новых родственников, коих, к счастью, было немного. Младший брат Дмитрия с семьёй жил далеко, визитами не докучал, приехал только на свадьбу, где Марина, собственно, с ним и познакомилась. Зато мать Димы жила в Москве.
Со свекровью у Марины отношения не сложились. Она не понимала, почему должна слушаться, по большому счёту, чужого человека
Было видно, что Валерия Анатольевна выбором сына недовольна. Пенсионерке хотелось видеть невесткой женщину покладистую, хозяйственную, которая бы сидела дома, ждала Диму с работы и воспитывала минимум троих детей. Именно о стольких внуках от старшего сына и мечтала Валерия Анатольевна.
Своими мечтами пенсионерка поделилась с будущей невесткой во время ужина, посвящённого их знакомству:
— Я, Мариночка, считаю, что место женщины — за спиной мужа. Я не понимаю особ, которые рвутся занять место мужчины. Мы ведь, женщины, созданы, чтобы давать жизнь новым людям, рожать детей, поддерживать очаг в доме.
Марина не выдержала и рассмеялась:
— Боюсь, Валерия Анатольевна, я ваши планы расстрою. С работы увольняться я не собираюсь и уж тем более не планирую сидеть дома и каждый год рожать детей. Пару лет мы с Димой вообще решили об этом не думать, — поделилась она.
— Как здравомыслящие люди, мы хотим сначала подушку безопасности собрать. Ну, чтобы ни о чём не беспокоиться все три декретных года.
— Какие глупости ты говоришь, Мариночка! Что за ерунда такая — финансовая подушка? Дал Бог зайку, даст и лужайку! Я Димку и Андрюшу без всяких подушек вырастила, на ноги подняла, — поджала губы свекровь.
— Ты извини меня, конечно, может, я сейчас что-то не то скажу… Время-то идёт, тебе, Мариночка, тридцать пять уже, а через пару лет будет тридцать семь! Забеременеть тогда будет сложнее.
— Валерия Анатольевна, медицина сейчас прекрасно развита, поэтому я думаю, что с этим проблем не будет. Не переживайте вы раньше времени.
Дима потом Марине признался, что от матери даже он такого не ожидал:
— Что с ней случилось? Чего её понесло? Никогда раньше она мне про внуков ничего не говорила, хотя я лет за пять до знакомства с тобой уже собирался однажды жениться и девушку с мамой знакомил. Правда, она ей не понравилась…
— Ну, неудивительно, — рассмеялась Марина, — это тип характера такой. Есть такие женщины, которым всегда всё не нравится.
Ради свекрови Марина привычный жизненный уклад менять не собиралась. Они с Димой уже на следующий день после свадьбы вернулись на работу, даже в путешествие, как планировали, не поехали.
Валерия Анатольевна, видимо, маялась со скуки, поэтому частенько вечерами приезжала в гости к сыну. Дима помогал маме финансово, поэтому пенсионерка могла разъезжать на такси.
Такие визиты Марина не любила: Валерия Анатольевна всякий раз усаживалась на диван в гостиной и причитала:
— Мариночка, а что же ты, пыль совсем не вытираешь? Я отсюда вижу, что под батареей грязно. Деточка, радиаторы отопления нужно протирать минимум раз в неделю зимой, а летом ещё чаще, окна же открыты, пыль летит! Занавески какие-то мрачные у тебя. В гостиную нужно вешать что-нибудь лёгкое, чтобы солнечный свет проходил.
Марина не любила, когда её поучают, поэтому сразу же огрызалась:
— Мне, Валерия Анатольевна, пыль под батареей абсолютно не мешает. Я, если честно, на неё даже внимания не обращаю. Буду генеральную уборку проводить, протру. Думаю, на следующих выходных этим займусь.
— Марина, — укоризненно спрашивала Валерия Анатольевна, — ты что же, не каждую неделю уборку делаешь? Это вы, получается, пылью месяцами дышите?
— Мы, Валерия Анатольевна, домой только ночевать приходим, оба много работаем. Как будет время, я обязательно устраню недочеты, которые вы мне только что озвучили!
Ещё одна привычка Валерии Анатольевны Марину доводила до бешенства
На любые праздники пенсионерка дарила ей, взрослой женщине, детские вещи и игрушки, как бы намекая, что с внуками затягивать не стоит. Марина презенты, конечно, принимала и ехидно комментировала:
— Да, Валерия Анатольевна, зрение вас совсем подводит. Детские вещи мне, взрослой женщине, дарите. Спасибо, мне очень приятно!
— Так я не тебе дарю, а своим будущим внуку или внучке. Заранее приданое собираем.
До переезда свекрови к ним Марина даже не подозревала, что до этого практически три года жила в раю. Сейчас она бы с удовольствием согласилась на прежний график общения, чтобы Валерия Анатольевна, как раньше, приходила к ним два-три раза в неделю на пару часов.
Переезд на самом деле был вынужденным и временным — в квартире Валерии Анатольевны намечался ремонт.
Как-то субботним днем пенсионерка позвонила сыну. Дима, ответив, услышал встревоженный голос матери:
— Сынок, приезжай скорее, у меня здесь ужас что творится!
— Что случилось, мам?
— Вода с потолка хлещет! Я не знаю, что делать! Сынок, приезжай быстрее!
Дима оперативно собрался и поехал к матери. Марина, закрывая за мужем дверь, ещё подумала, что теперь им, наверное, предстоят лишние траты, раз квартиру затопило.
Вернулся мужчина вместе с матерью. Марина думала, что свекровь к ним пришла на пару дней, но, как оказалось, Валерия Анатольевна планировала жить в квартире сына и невестки минимум несколько месяцев!
Марина, дёрнув Диму за руку, увела его в спальню и спросила:
— Это с какой радости маменька твоя будет у нас несколько месяцев жить?
— Марин, тут действительно ситуация вынужденная. Сейчас всё объясню, — вздохнул он.
— Над мамой живёт старушка, уже слепая и глухая. Если не ошибаюсь, через пару лет она должна вековой юбилей справить. Живёт одна, навещает её только внучка, но нечасто. В общем, бабушка эта бельё в ванне замочила, воду включила и потом, видимо, забыла, в магазин утопала. Сама понимаешь, возраст, передвигается очень медленно, пока туда сходила, пока обратно вернулась… В общем, ванна давно набралась, всю квартиру водой залило, — вздохнул он.
— В суд обращаться бесполезно — ну что с неё взять? Старушка опекуна не имеет, вполне адекватна, если не считать проблем с памятью. Ну, присудят маме выплату, будут с пенсии этой бабульки копейки каждый месяц высчитывать. А я быстренько ей ремонт сделаю, и все будут довольны.
— Дима, а что, маму нельзя было на съёмную квартиру, например, отселить на это время?
— Можно, конечно, но я боюсь, что и ремонт, и аренду я просто-напросто не потяну. Извини, что я с тобой заранее не посоветовался и маму привёз без твоего ведома, но надо было решать быстрее. Мне показалось, это самый оптимальный вариант.
— И насколько она у нас задержится?
— Не знаю, Марин, как получится.
— Месяц, Дима, и ни днём больше! Я не хочу с тобой ругаться, но позволь напомнить, что этой квартирой мы с тобой владеем в равных долях, куплена она на наши совместные деньги, и, мне кажется, я имею право тоже решать, кто будет у нас жить, а кто нет.
— Я, Марин, знаю, что отношения у вас не сложились, поэтому постараюсь сделать всё, чтобы как можно скорее с ремонтом закончить.
С переездом Валерии Анатольевны Марина лишилась покоя
Со свекровью у них регулярно возникали конфликты на бытовой почве. Валерия Анатольевна не упускала возможности показать Марине, что она неправильно ведёт хозяйство:
— Мариночка, суп у тебя сегодня пересолен. Я же говорила, что ты зря добавляешь столько куриного бульона, в нём ведь тоже соль есть! Жалко продукты, теперь вылить придётся.
Марина попробовала: ничего подобного, суп был вкусным. Дима тоже претензий матери не понял:
— Нормальный суп, мам, как надо посолен.
— Значит, мне показалось. Ладно, приятного всем аппетита.
Валерия Анатольевна просыпалась раньше сына и невестки, поэтому каждое утро начиналось с её советов по поводу внешнего вида:
— Мариночка, этот брючный костюм не одевай, он, понимаешь, обтягивает то, что спрятать надо. И расцветка какая-то агрессивная… Что, у тебя классической деловой одежды нет, белый верх и чёрный низ?
— Валерия Анатольевна, — злилась Марина, — я же не школьница, чтобы «белый верх и чёрный низ» надевать! И в офисах так никто не ходит уже! Пожалуйста, дайте мне спокойно собраться, не ходите вы за мной по пятам. Я и так опаздываю!
Валерия Анатольевна тут же переключалась на сына:
— Дима, ты что, мятую рубашку надеваешь? Снимай, я её быстренько проглажу! Как это нет времени? Дима, что за глупости? Что значит «под пиджаком не видно»?
Марина в последнее время замечала, что вещи в их спальне иногда лежат не на месте.
Вот, например, вчера утром она губную помаду оставила на тумбочке у кровати. Наносила её в спешке, поэтому на туалетный столик не убрала. А вечером, когда вернулась, тюбик стоял уже на нем.
— Ну, точно, — догадалась Марина, — это Валерия Анатольевна в нашей с Димой комнате лазит, пока мы на работе. Вот как бороться с этой женщиной? Диме всё расскажу сегодня же, пусть меры принимает! Кстати, как там дела с ремонтом обстоят? Через неделю месяц истекает, Валерия Анатольевна должна будет съехать.
Марина дождалась, пока супруг проснётся, и поделилась с ним наблюдениями
Дима неожиданно встал на защиту матери:
— Да ну, Марина, брось ты. Маме что, делать нечего, как у нас в комнате рыться?
— А я тебе говорю, Твоя мать копается в наших вещах и лазает по ящикам, я тебе докажу. В понедельник.
— А почему в понедельник? Почему не сейчас?
— Потому что сегодня — суббота, а завтра — воскресенье. Чтобы Валерия Анатольевна не скучала, мы с тобой теперь выходные дома проводим, никуда не ходим!
В воскресенье вечером Марина сбегала в аптеку и купила тест на беременность. По дороге домой зашла к соседке и обратилась к ней с довольно необычной просьбой:
— Вик, ты можешь тест сделать? Вот этот?
— Зачем? — вытаращилась Вика на Марину, поглаживая огромный живот.
— Сейчас объясню.
Вика, выслушав Марину, рассмеялась:
— Давай, сделаю. Да ты меньше внимания на неё обращай! У меня свекровь такая же, всегда со своим уставом в чужой монастырь лезет. Хорошо, что мы с Витькой переехали из Новгорода, я ее не вижу и спокойно наконец-то живу.
В понедельник утром положительный тест на беременность Марина оставила на видном месте в спальне. Пока они спускались в лифте, мужу о своей проделке рассказала:
— Вот тебе, Марина, честное слово, делать нечего. Я уверен, что как лежал он в спальне, так и будет лежать. Мама — человек порядочный, она никогда не позволит себе в чужих вещах рыться!
Уже к обеду Дима понял, что в отношении матери он ошибся. Ему позвонила жена младшего брата, Кристина, и искренне поздравила со скорым пополнением.
Дима выяснил, откуда Кристина это знает, и узнал, что, оказывается, утром ей позвонила Валерия Анатольевна и сообщила радостную новость, что Марина наконец-то забеременела.
Дома Дима с матерью провёл серьёзную беседу и попросил больше никогда без спроса не входить в их спальню. Валерия Анатольевна вместо того, чтобы признать ошибку, пошла в атаку:
— Нашли, тоже мне, чем шутить! Прекрасно знаете, как я внуков жду! Зачем вообще такие вещи на видное место класть? Опозорили меня перед родственниками, за кого они теперь меня принимают?!
Марина заставила Диму врезать в дверь их спальни замок. На то время, пока свекровь жила у них, перед уходом на работу она запирала спальню.
Бригада опоздала на неделю со сдачей объекта, но Валерия Анатольевна, в принципе, ремонтом осталась довольна. Старушку сверху, кстати, внучка забрала к себе, чтобы больше не подвергать весь дом опасности. А вдруг бабуля газовую конфорку выключить забудет?
С отъездом свекрови взаимоотношения между Димой и Мариной наладились. Свекровь в гости к сыну и невестке приезжает раз в пару недель и просит скорее подарить ей внука или внучку.