Найти тему
Там — Птица!

Николай Чернышевский, «Что делать?»

Так что же всё-таки делать?
Так что же всё-таки делать?

Я наконец-то добила роман «Что делать?» Чернышевского. Шёл он сложно, некоторые главы приходилось начинать сначала, чтобы что-то понять. И то — поняла не всё. Конечно же, самой лёгкой для понимания была любовная линия.
Но Чернышевский хитёр, очень хитёр. Тихо-мирно пописывал, сидя в тюрьме, о светлом будущем да о переменах грядущих — но так хорошо всё это замаскировал любовечками, что цензоры ничего не заметили. И прекрасно. А мне и про любовечки читать интересно.

В общем, сюжетец. Живёт себе амбициозная такая девушка. Мать, как и все матери тех времён, хочет успешно выдать дочь замуж. Мнение дочи никому не интересно. Дык дочерь делает финт ушами, убегает и выходит за другого. А потом понимает, что любит ещё одного…

Что я имею сказать на этот счёт. Во-первых, это сказка какая-то. Сначала первый, а потом второй из её кавалеров — не просто признают за этой дамой личность, а ещё и поддерживают её стремление к равноправию! И это в те времена! А ведь и в наше время повсеместно встречается «я мужик, поэтому глава семьи». Да и какому мужчине не хочется поглавенствовать? А этим — не хотелось. Настолько сильная любовь?

А потом получается и вовсе фантастика. Представь, проницательный читатель: ты — мужчина, и твоя любимая жена вдруг говорит тебе, что любит другого. Какая будет самая естественная реакция? Злость, расстройство, желание не отпустить от себя любимую женщину. А что делает наш сказочный персонаж? А он говорит: «конечно-конечно, дорогая, ты можешь идти к нему — мне хочется, чтобы тебе было хорошо». Но с разводами в те сложные времена было тяжеловато, поэтому он сначала предлагает жить всем дружной шведской семьёй, а потом вообще пипец-ужас-неверю, но не спойлерим. Не, ребят. Таких мужчин не бывает. Я ещё могу поверить в существование тех, которые готовы на самопожертвование — но они же, блин, при этом собственники! Разве нормальный мужчина так просто отпустит своё?

А про Верочку хочется сказать интернет-мемом: «Ш — не определилась». Ну реально. Может быть, я не умею любить по-настоящему, но я не понимаю её поведения. Представь ещё раз, проницательный читатель, что ты молодая девушка и живёшь себе с мужем. Ты думаешь, что ты его любишь, но на самом деле это чувство благодарности за спасение. А потом приходит истинная любовь… И дальше мне уже непонятно. Зачем предавать? Зачем кидать мужа? Ведь у героини есть возможность видеть своего истинно любимого чуть ли не каждый день. Можно преспокойно общаться с ним, ловить кайф от этого и при этом не расстраивать мужа объяснениями в любви к другому. Али дама влюблена лишь по зову плоти? Тогда мой вердикт верен.

Сильно хочется сказать о том, что в этой книге все очень странно относятся к смерти. Смерть — это, конечно, штука естественная, но у всех как-то принято её бояться и скорбеть по умершим. А тут у героев как будто отсутствует эта почтительность к смерти. Стреляется чувак — все обсуждают это так, как будто оно не трагедия. Его любимая, конечно, сначала немного порыдала, а потом начала это всё анализировать без тени печали, да ещё и с шуточками-прибауточками. Разговор с Рахметовым — отдельная история, я бы не смогла говорить о настолько личном с теми, кого это не касается. Странные люди, в общем.

Дальше — мысли в порядке появления. Так вот: швейная мастерская больше похожа на приют для униженных и оскорблённых. Тоже странная.

И Вера Павловна странная. Мне вот сегодня приснилось, что я нашла на шкафу бутылку водки, а потом пошла тушить жаркое с картохой. А её сны — это отдельные жизни какие-то. Если б мне такие снились, я б вообще не просыпалась, хряпала бы снотворного да спала дальше — авось прозрение будет.

А ещё хочу поругать Чернышевского за то, что он — ходячий спойлер. Всё рассказал заранее. И про то, что Верочка останется в живых и доживёт до старости, и о том, что самозастрел - это никакой не самозастрел… Ну зачем так делать, а? Я сама хочу это узнавать, по ходу сюжета. Зачем писать краткое содержание к своему же произведению?

А я, в отличие от него, о спойлере предупрежу.

Последняя мысль, что я имею сказать, спойлерит концовку. Когда в сюжете появился некий Бьюмонт — я сразу поняла, что это Лопухов. Но потом, после встречи с Кирсановыми, я как-то усомнилась. Где радостные визги? Где торжественная встреча? «Димасик! Санёк! Сколько лет сколько зим! Обнимемся! Ах, муж мой бывший, ты живой!!! *обморок*»

Шиш его знает, наверно, это осталось за кадром. Чернышевский явно думал, что все всё сами поймут. Я потом посмотрела википедию — я угадала правильно.

09.09.2015