Найти тему
Целлулоид

От Ипполита к Воланду, сольник Лиходеева и апостол на машине: такие интерпритации Булгакова вы вряд ли видели

И вновь возвращаюсь к теме "Мастера и Маргариты". У романа есть множество адаптаций, от анимации до постановки на Таганке, а уж киноэкранизация, казалось бы, самый простой вариант - харизматичные актеры, немного спецэффектов и дело в шляпе. Но сделать это оказалось не проще, чем пересадить собаке гипофиз алкоголика. Говорят, мол, любая попытка сделать это проклята - мне же кажется, все намного проще. Булгаков обладает тонкой иронией и внутренней интеллигентностью, и перенести это в киноформат банально невозможно. Бортко попытался вложить авторский текст в уста некоторых персонажей, но получилось что получилось. Все усугубил весьма пожилой возраст как Воланда-Басилашвили, так и Лаврова-Пилата и довольно безэмоциональная Маргарита. Многие ругали Иешуа-Безрукова, но вот он, как по мне, отыграл отлично (Безруков вообще отличный актер, его личные взгляды оставим в покое). Фильм Юрия Кары, который пролежал "на полке" без малого 20 лет, получился тяжеловесным, довольно типичным постперестроечным фильмом, да еще и потерял час хронометража - в сети, впрочем, можно найти и полную версию, но подумайте, оно вам надо?

Полюбился роман почему-то полякам - Мацей Войтышко снял четырехсерийный фильм, довольно малобюджетный и практически без спецэффектов, но очень близкий к тексту. Бегемот здесь, кстати, крайне похож на версию Бортко, а Воланд (Густав Холубек) весьма немолод. Зато Маргарита (Анна Дымна) совершенно прекрасна, настоящая ведьма с адскими огоньками в глазах. В остальном же это прилежная и какая-то по своему уютная экранизация, добавить к описанию в общем-то и нечего. Отчасти впечатление портит некачественная картинка и камера, периодически попадающая в руки непохмеленному Степе Лиходееву, но ознакомится разок вполне можно.

Да, такой вот польский Воланд. Как и польские шутеры, на любителя.
Да, такой вот польский Воланд. Как и польские шутеры, на любителя.

Зато Анджей Вайда развернулся по полной. Если в фильме 2024 года переплели "реальную" линию и книжную, дополняя персонажей их двойниками и меняя их судьбы то ли буйной фантазией Мастера, то ли настоящим дьявольским вмешательством, в вайдовском "Пилат и другие" 1971 года всю московскую линию отбросили вообще, а "пилатовскую" часть перенесли в современность. Левий Матвей, например, стал журналистом и получил в распоряжение автомобиль. Получилось...своеобразно, но, с другой стороны, решились две проблемы сразу - при минимальном бюджете получилось рассказать историю Пилата и Иешуа, да вдобавок еще и провести несложную, но неожиданную, а для кого-то и неприятную аналогию. Ни в древней Иудее, ни через десятки веков Иисусов, рубящих правду-матку в глаза Пилатам, не любят. Как говорится, был бы Иисус, а Пилат найдется. И пусть крест на Голгофу несется по шоссе в сопровождении полиции на мотоциклах, за судом наблюдают как за театральным представлением (а здесь он так и выглядит), а казненных фотографируют туристы - суть от этого не меняется.

-2

"Никогда не разговаривайте с неизвестными отвлекайтесь на работе". Этот киноартефакт, курсовая работа студента ВГИКА Виталия Фетисова, считается кинофельетоном. Достаточно малоизвестная короткометражка, вроде бы пленка даже была смыта и восстановлена только впоследствии. Главным героем является ни кто иной, как симпатичнейший Степан Богданович Лиходеев в исполнении не менее симпатичнейшего Олега Табакова. Казалось бы, нашли о ком снимать, но ради разнообразия почему нет? Перед нами предстает седьмая глава романа - та, где страдающего Лиходеева навещает Воланд с подручными. Воланд здесь крайне меланхоличен, а сам Табаков играет аж ТРИ роли - собственно директора Варьете, Азазелло в чудовищном рыжем парике (спасибо, что не Геллу), и, внезапно, Степана Богдановича - директора гастронома, которому вроде как эти события то ли почудились то ли приснились. Нужно ли это смотреть? Ну, если вы ценитель киноредкостей. Интересно? Честно скажу, что нет, и даже Табаков не спасает положение. Зрелище крайне скучное, того и гляди сам последуешь примеру заснувшего Степы. Где здесь фельетон, мне определить тоже не удалось.

Чего с похмелья не привидится
Чего с похмелья не привидится

Юрий Яковлев сыграл Воланда? Где, в параллельной вселенной? А вот и нет, и тому есть доказательство. Его собеседника-Берлиоза воплотил Юрий Борисов, как и Мастера, и еще едва ли не полдесятка персонажей. А Яковлев побыл еще и Коровьевым. В Аду урезали бюджет? Нет, полноценного фильма при СССР так и не получилось, зато получился фильм Ольги Козновой "Мастер" 1987 года. Так что перед нами инсценировки самых ярких сцен романа. А жаль, Яковлев с его мощной харизмой, умением воплотить как властного, так и жалкого персонажа, мог стать хоть идеальным Воландом, хоть любым другим книжным героем. В инсценировке же он не выкладывается и наполовину. Борисов, кстати, в 1993 (когда был снят и "МиМ" Кары) стал режиссером истории о Фаусте "Мне скучно, бес". Воистину, богаты были 90е на нечисть (о мистических фильмах 90х, кстати, можно написать отдельный материал - если интересно, пишите в комментарии).

Так чего у вас, говорите, нету?
Так чего у вас, говорите, нету?

И наконец, особняком хочу поставить одно своеобразное творение широко известного в узких кругах, не Мастера но ремесленника. По этическим причинам, скриншоты приводить здесь не буду, но могу оставить ссылку на сей шедевр на сайте Минкульта. Называется киношка "Бал у Сатаны". Кому-то сцены бала в других экранизациях показались слишком целомудренными? Получите-распишитесь! Правда, не будет роскошных залов с фонтанами из шампанского, а только обшарпанный ночной клуб AD, в котором Воланд тоскливо взирает на изображающих бешеную страсть актеров, а потом и сам присоединяется - ничто человеческое Сатане не чуждо. Самое забавное, здесь даже более-менее соблюдается сюжетная канва, хотя все и подчиняется законам жанра.

Смотрите хорошее кино, не предлагайте дамам водку и не разговаривайте с неизвестными!