Найти тему
Целлулоид

Восхождение к безумию: "Мастер и Маргарита" (2024)

Восхождение к безумию
Ох, как труден этот путь.
Мы идем тропою узкой
И с него нам не свернуть

И мерцают миллиарды
Ослепительных огней
Восхождение к безумию -
Это право королей (с)

А. Фишев

Очередная экранизация несгораемого романа "Мастер и Маргарита" увидела свет - и оказалась не экранизацией вовсе, что вызвало негодование как поклонников оригинала и дотошного подхода Бортко, так и блюстителей нравственности всех мастей, вплоть до обвинений а антисоветизме и русофобии (хотя странно было бы ждать дифирамбов советской власти от адаптации творчества весьма антисоветского автора). А это именно адаптация, о чем нас честно предупреждают, история "по мотивам", переплетенная с судьбой самого Михаила свет Афанасьевича. Хочу предупредить - без спойлеров о фильме рассказать не получится, поэтому, если в кино вы еще не были, далее читать на свой страх и риск!

Открывающая сцена вполне классическая - невидимая Маргарита (Юлия Снигирь) устраивает погром в квартире ненавистного ей Латунского, после чего начинает рассказывать историю испуганному мальчику из соседней квартиры. Все, что нам покажут дальше-один сплошной флешбек, но не все так просто.

-2

Подозрительно похожий на Булгакова с его извечной цигаркой и щегольством Мастер (Евгений Цыганов) идет на постановку своего спектакля "Пилат" на библейскую тему - по сути, все эпизоды, ставшие стержнем оригинала для размышлений о природе трусости, здесь являются всего лишь визуализацией пьесы преуспевающего писателя и драматурга. По пути ему попадается провинциальная восторженная девица Гала - начинающая актриса, ищущая знакомств в театральной среде, и напрашивается на ужин в заведении "для своих". Гала эта, как можно догадаться - прототип Геллы, и внешность Полины Ауг, приятная, но в определенных моментах скатывающаяся в "зловещую долину", подходит как нельзя кстати.

-3

Но чудесный денек посреди строящейся Москвы жизнерадостных 30х, наполненных маршами энтузиастов, быстро становится скверным - постановку снимают из репертуара, автора пропесочивают на собрании в Доме литераторов, попутно сопровождая кару нелепыми стишатами придурковатого Бездомного, а вечер в ресторане перестает быть томным практически сразу - Мастер изгоняется и из Союза писателей. Положение для тех времен откровенно скверное, практически отсроченная казнь. Именно в этот момент, когда жизнь еще с утра успешного человека катится под откос, происходят две судьбоносные встречи. Первая - это знакомство с неким немецким профессором Воландом (великолепно инфернальный Аугуст Диль) и женщиной по имени Маргарита.

-4

И вот здесь и пролегает линия расхождения с поборниками лозунга "книгалучше". Как называется роман? А когда в нем появляется Воланд? А заглавные персонажи? То-то и оно. Собственно, и экранизация должна была называться "Воланд", но в последний момент название сменили. И не обманули - это практически целиком и полностью история любви. Любви обреченной - что, впрочем, и не скрывается. Двое встречаются на параде с распятыми в пентаграммах физкультурниками и больше уже не могут друг без друга - у Мастера появляется его Муза, "жена с двенадцати до пяти", как горько иронизирует он сам, а сам роман, который не напишут никогда, становится отчасти местью бездушной действительности. отчасти приютом для растоптанного "Пилата", отчасти - признанием в любви. На его страницах приятель-иностранец становится самим Сатаной с бесовской свитой - Коровьев (Юрий Колокольников) в новой версии стал то ли Джокером, то ли Пеннивайзом, что особенно бросается в глаза в сцене в варьете, Азазелло (Алексей Розин) так и остался громилой-боевиком в странной форме то ли итальянских фашистов, то ли какого-то тоталитарного европейского режима, и даже кот в этой версии не так плох - Бегемот существует и в реальности, но там это просто огромный кот, иногда навещающий Мастера. Озвучил его, кстати, небезызвестный Юра Борисов - но реплики порой разобрать крайне трудно, здешний Бегемот меланхоличен, а Фагот отдувается за двоих. Зато недочиненный примус произвел совершенно феерический эффект.

-5

Адские силы ставят на уши закованную в гранит Москву, где существуют так в реальности и не выстроенные циклопические здания Генплана 1935 года, включая Дворец Советов, а тихие Патриаршие носят имя Карла Маркса и через них ходит трамвай. Роман Булгакова был полон анахронизмов и местами нестыковок - здесь многим из них дано объяснение. Реальность же незавидна - Мастеру приходится продавать книги и вещи, его уютный подвальчик пустеет на глазах, пусть пока и есть на что купить шампанское для любимой. В Варьете проходит сеанс черной магии с раздачей денег и модной одежды - но все это фантазия, а на самом деле там идет пошлейшая постановка о коммунистическом будущем, а новый знакомый никакой не Дьявол. Люди из "нехорошей квартиры" пропадают по вполне прозаической причине, а Степа Лиходеев (Марат Башаров), здесь даже чем-то симпатичный, пьет не потому что он дебошир и хам, а чтобы скрыть собственный ужас. Собственно и "Ялта" здесь - это определение им собственных запоев, а также пароль на закрытой вечеринке для элиты, большей части которой осталось недолго. Вот вам и бал мертвецов. Даже Гала-Гелла из провинциалки быстро превратилась в настоящую вампиршу - в реальности таких типажей хватает.

-6

Бесконечно продолжаться так не могло, и тюремное заключение с дальнейшим лечением в клинике Стравинского (Ярмольник) с карательной психиатрией становится закономерным исходом. Здесь завершается роман, который Мастер все это время восстанавливал по памяти, здесь же происходит и последний разговор с Воландом. Так симпатичный иностранец все же Дьявол? На протяжении фильма то и дело мелькает то буква М-на шапочке Мастера, на входе в метро-а на визитках Воланда или отражении в луже возникает W. По фильму разбросаны намеки, а в конце практически напрямую говорится - нет никакого Воланда, и никогда не было, воспаленный мозг дал течь, куда хлынуло сумасшествие, и фантазия пополам с галлюцинациями хлынула в реальность. Нет залитой лунным светом громады Дворца Советов, нет адской мести недругам, нет дружбы и доверия, нет надежды в лабиринтах и залах лечебницы. Есть только любовь, есть дописанный роман, и есть последний шаг к покою. Хотя горько-сладкая концовка и оставляет надежду на то, что это долгожданный покой вдвоем на морском берегу.