«– Павел Андреевич, Вы шпион?
− Видишь ли, Юра...»
Из к/ф «Адъютант его превосходительства.
В Москве Анатолия Ивановича принял начальник Разведки ВМФ адмирал Б. Бобков.
Ему была поставлена задача организовать взаимодействие судовой и специальной разведки, создать единый документ, регламентирующий действия разведки ВМФ на судах загранплавания всех гражданских ведомств, получение оперативной информации командованием флотов и Главнокомандующим ВМФ. Выполнение всех этих задач требовало, во-первых, решения организационно-штатных вопросов, во-вторых, дополнительного финансирования.
Но наступила пора очередных преобразований. В 1960 г. Правительство СССР принимает постановление о сокращении Вооруженных сил. ВМФ вынужден провести значительные сокращения численности личного состава. Поэтому поставленные задачи удалось решить только через несколько лет.
Теперь все по порядку. Через год после приезда в Москву Анатолий Иванович и мы все, наконец, покинули свою «малую Родину» на Малой Бронной (воистину – терем-теремок, кто в тереме живет?). Квартиру мы получили в громадном «сталинском» доме на Ленинградском проспекте у метро «Сокол». Дом был уникальный, его еще строили немецкие военнопленные. На первом этаже был кинотеатр «Сокол», в подвале было бомбоубежище и, редкий в Москве , подземный гараж. Квартиру отец получил от Минморфлота, поскольку работал там «под крышей» начальником отдела контроля за судоходством. Соседями в доме были наши старые знакомые: Г. Мезенцев-бывший начальник Дальневосточного пароходства, Е. Желтовский – главный механик порта Дальний, почетный полярник, Л. Скрягин – сын военно-морского атташе в США, будущий известный писатель-маринист.
В эти годы Анатолий Иванович заочно закончил разведывательный факультет Военно-морской Академии в Ленинграде. Раньше она называлась ВМОЛУА им. К. Ворошилова. Совмещать работу (двойную, с учетом крышевой) с учебой было крайне тяжело.
В 50-х годах в практике ВМФ СССР возобновилась такая форма межгосударственных контактов, как визиты дружбы кораблей ВМФ. Это, конечно, была прекрасная возможность для повышения выучки экипажей, штурманская практика и в то же время особая форма разведки портов, военно-морских баз и изучение районов плавания. Первым таким визитом в СССР в октябре 1955 года был отряд боевых кораблей Великобритании.
Это сейчас визиты кораблей других стран стали обыденностью. В 50-х годах такие визиты были новым явлением во взаимоотношениях с Западом. Первым послевоенным визитом дружбы советских кораблей был визит крейсера «Свердлов» под командованием капитана I ранга В. Рудакова. Это был новейший корабль из серии 14 крейсеров. Визит состоялся в 1953 году по приглашению правительства Великобритании и был посвящен коронации королевы Елизаветы II. Корабль и выучка экипажа произвели большое впечатление на всех мировых военно-морских специалистов. Корабль был признан одним из лучших в мире этого класса.
И вот теперь, в октябре 1955 года по приглашению командования ВМФ СССР в Ленинград прибывает отряд боевых кораблей Великобритании под флагом адмирала Майкла Дэнни, командующего флотом метрополии. Принимающей стороной были командир Ленинградской ВМБ адмирал В. Ванифатьев и командир ВМБ Кронштадт адмирал М. Байков. В Главном штабе ВМФ в Москве решили, что офицером связи в ходе визита должен быть офицер разведки. Выбор пал на Анатолия Ивановича. Такие визиты представляют огромный интерес для флота принимающей стороны и ее разведки, в частности. Тем более в те времена, при полном отсутствии информации о флотах НАТО. Помимо разработанного заранее церемониала, официальных мероприятий, разведке было необходимо провести тщательное фотографирование различных объектов артиллерийского, минно-торпедного оружия, радио и радиолокационного оборудования, всего, что представляет интерес для различных КБ Минсудпрома.
Тем более, что английский ВМФ был представлен шестью кораблями. Среди них два эсминца «Чифтейн» и «Шеврон» 1945 года постройки, два эсминца «Диана», «Декой» 1952 года. Далее минный заградитель «Апполо»
довольно старой постройки, но зато обладающий большой скоростью. Особый интерес представлял авианосец «Триумф»
1946 года постройки, водоизмещением 18 000 т и считался легким авианосцем. Такого количества кораблей другого государства прибывших в СССР с визитом дружбы не было ни до, ни после, тем более в Ленинграде на Неве.
Корабли разместились таким образом: эсминцы попарно между Дворцовым и Троицким мостами, минный заградитель напротив Адмиралтейства, а авианосец перед мостом лейтенанта Шмидта. Советские моряки впервые могли увидеть и даже потрогать авианосец, хотя и не очень новый.
Надо сказать, что такая возможность уже предоставлялась советскому ВМФ. В 1945 году в результате раздела германского флота СССР достался недостроенный авианосец «Граф Цеппелин» водоизмещением свыше 20 тыс. т. Хотя корабль изуродован взрывами и притоплен на мелководье, он был поднят и готов к продолжению ремонтных работ. Вполне возможным было его использование, как учебной базы для подготовки палубной авиации. Такие предложения были, но они не были услышаны тогдашним руководством ВМФ и страны в целом.
Существовала другая концепция развития флота. Авианосец был использован, как мишень для испытания флотского оружия – всех видов авиационных бомб, снарядов и торпед. Об этих испытаниях был даже сделан учебный фильм, который потом довольно долго демонстрировался курсантам военно-морских училищ и слушателям академий. В результате в 1947 году корабль был затоплен в Балтийском море недалеко от польского побережья.
Даже такая новинка, как катапульта, которая использовалась на нем для взлета самолетов, не была изучена советскими конструкторами, впрочем она так и не была внедрена на будущих советских авианосцах. Действительно, в это время, десять лет спустя после войны, уже планировалось строительство подобных кораблей в СССР. И хотя они будут называться авианесущими крейсерами, суть дела от этого не меняется. Поэтому отдельные узлы представляли интерес, как-то подъемники самолетов, аэрофинишеры, компоновка «островка» надстройки и т. д.
У сравнительно новых эсминцев были тщательно сфотографированы отдельно, крупно артиллерийские установки, антенные устройства и противолодочное вооружение. Корабли были осмотрены и сфотографированы, что называется, от киля до клотика. Хотя даже никто и не планировал погружаться в мутные воды Невы для фотографирования подводных частей корабля, как это было в Портсмуте. Но об этом речь впереди.
Во время визита английских кораблей заново создавался порядок приема от салюта наций во время прохождения фортов Кронштадта до визитных карточек и изучения этикета. Всем этим и пришлось заниматься Анатолию Ивановичу. Были срочно напечатаны визитные карточки всем участникам приема гостей, закуплены сувениры, распечатаны положения этикета с порядком приема (за образец был взят норвежский этикет), именные карточки за столом и т. д. Необходимо было все организовать буквально по часам.
Кроме официальных приемов и экскурсий в Ленинграде, была еще и московская программа. Сюда входила поездка руководящего состава в Москву на «Красной стреле», прием у Министра обороны, посещение музеев Кремля, Большого театра.
Во всех этих мероприятиях Анатолий Иванович ни на шаг не отходил от командующего отрядом кораблей адмирала М. Дэнни. С ним у него сложились дружеские отношения, что позволило организовать дополнительные экскурсии на корабли офицеров и представителей минсудпрома, которых даже несколько раз подняли и опустили на подъемнике на авианосце.
Перед самым уходом кораблей на родину, в Ленинграде случилось очередное наводнение. Штормовой ветер погнал воды Финского залива в сторону Невы, воды которой поднялись до критической отметки. Началось затопление подвалов зданий в прилегающих районах, по улицам и площадям шла вода. Корабли отряда стояли на заранее установленных бочках посредине Невы и им ничего не угрожало, только двигатели были готовы к даче хода.
С авианосцем было хуже. Обладая большой парусностью, он «потащил» за собой бочки, которые не могли его удержать и стал наваливаться на деревянный дебаркадер у набережной лейтенанта Шмидта Васильевского острова. Анатолий Иванович в этот вечер находился в каюте командира крейсера «Аврора» капитана I ранга Н. Епихина, своего давнего друга и однокашника. Собственно, он всегда останавливался на крейсере во время своих командировок в Ленинград. Дежурный по Ленинградской ВМБ знал об этом, позвонил ему и сообщил об остановке на Неве. Отец немедленно выехал на место происшествия и взял руководство по недопущению аварии на себя. К авианосцу подошли буксиры и совместными их усилиями и команды авианосца к утру обстановка нормализовалась.
В этом визите в полном объеме проявились организаторские и дипломатические способности Анатолия Ивановича, что было по достоинству оценено руководством Разведки ВМФ и ему и впредь поручалось участвовать в подобных мероприятиях и даже межправительственных переговорах. Говоря об успешности этого визита, надо сказать и о некоторых курьезных особенностях. Помимо запланированных мероприятий по культурной программе, экипажи кораблей просто отпускались на берег для прогулок и отдыха. Они свободно посещали клубы, танцплощадки, рестораны. А ведь это сотни человек. Конечно, для ленинградцев это было событием, особенно для молодежи.
Поэтому ленинградцы несколько раньше, чем москвичи в 1957 году во время Всемирного фестиваля молодежи, начали устанавливать тесные, дружеские контакты с молодежью других стран. Отряд кораблей Великобритании уходил ночью, когда разводили мосты, но на набережных было полно народа. Из толпы слышались женские крики типа: ”Johnny, don’t forget me!”. Визит прошел безупречно.
Вслед за этим в Ленинград последовали визиты кораблей Норвегии, Дании, Голландии. Все они проходили уже по отработанной программе, и всегда офицером связи ВМС СССР был Анатолий Иванович.
Я уже упоминал о случае в Портсмуте. Так вот в апреле 1956 г. состоялся ответный визит кораблей ВМФ СССР в Англию. Отряд кораблей состоял из крейсера «Орджоникидзе» и двух эсминцев. Причем этот визит был государственным. На борту были главы правительства СССР Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин. Я не буду говорить о цели и подробностях этого визита, а остановлюсь на инциденте в водах Портсмута, где были ошвартованы эти корабли. Вахтенный на эсминце увидел в воде человека в водолазном костюме, который опустился в воду, где стоял крейсер. Конечно, на кораблях были приняты дополнительные меры предосторожности, такие как постоянное патрулирование и наблюдение за поверхностью акватории. Вскоре стало известно, что водолаз не вернулся на базу. Предполагалось, что он погиб. Им оказался водолаз-диверсант ВМС Великобритании Л. Крэбб.
О причинах гибели подлинно неизвестно до сих пор. Возможно, водолаз имел задание осмотреть винтовую группу крейсера.
Утверждается, что разведку ВМС Англии очень интересовали ходовые качества нового советского крейсера. При полном водоизмещении в 17 000 т полный ход крейсера составлял 32,5 узла. Однако американские крейсера с примерно таким же водоизмещением и схожим водоизмещением, скажем, типа «Кливленд» или «Вустер» развивали такую же скорость. Надо ли было лезть под винты, которые, видимо, провернули во время обычного «проворачивания механизмов» перед походом.
А вот версия о «схватке под водой» советских подводных пловцов и диверсанта или о метком выстреле снайпера с борта крейсера не выдерживают никакой критики. Командование флота никогда бы не позволило себе такой акции, да еще в водах иностранной ВМБ во время государственного визита. Скорее всего, бедный англичанин погиб по собственной неосторожности.
Юрий Буслаев. Редактировал Bond Voyage.
Все главы повести читайте здесь.
=====================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru
======================================================