Найти тему
Bond Voyage

35 лет в морской разведке особого назначения. Ч.5.1 Ленинград. Первые визиты иностранных кораблей. Гибель английского подводного диверсанта

Оглавление

Начало читайте здесь.

Главу 4.2 читайте здесь.

«– Павел Андреевич, Вы шпион?
− Видишь ли, Юра...»
Из к/ф «Адъютант его превосходительства.

В Москве Анатолия Ивановича принял начальник Разведки ВМФ адмирал Б. Бобков.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Ему была поставлена задача организовать взаимодействие судовой и специальной разведки, создать единый документ, регламентирующий действия разведки ВМФ на судах загранплавания всех гражданских ведомств, получение оперативной информации командованием флотов и Главнокомандующим ВМФ. Выполнение всех этих задач требовало, во-первых, решения организационно-штатных вопросов, во-вторых, дополнительного финансирования.

Но наступила пора очередных преобразований. В 1960 г. Правительство СССР принимает постановление о сокращении Вооруженных сил. ВМФ вынужден провести значительные сокращения численности личного состава. Поэтому поставленные задачи удалось решить только через несколько лет.

Теперь все по порядку. Через год после приезда в Москву Анатолий Иванович и мы все, наконец, покинули свою «малую Родину» на Малой Бронной (воистину – терем-теремок, кто в тереме живет?). Квартиру мы получили в громадном «сталинском» доме на Ленинградском проспекте у метро «Сокол». Дом был уникальный, его еще строили немецкие военнопленные. На первом этаже был кинотеатр «Сокол», в подвале было бомбоубежище и, редкий в Москве , подземный гараж. Квартиру отец получил от Минморфлота, поскольку работал там «под крышей» начальником отдела контроля за судоходством. Соседями в доме были наши старые знакомые: Г. Мезенцев-бывший начальник Дальневосточного пароходства, Е. Желтовский – главный механик порта Дальний, почетный полярник, Л. Скрягин – сын военно-морского атташе в США, будущий известный писатель-маринист.

В эти годы Анатолий Иванович заочно закончил разведывательный факультет Военно-морской Академии в Ленинграде. Раньше она называлась ВМОЛУА им. К. Ворошилова. Совмещать работу (двойную, с учетом крышевой) с учебой было крайне тяжело.

В 50-х годах в практике ВМФ СССР возобновилась такая форма межгосударственных контактов, как визиты дружбы кораблей ВМФ. Это, конечно, была прекрасная возможность для повышения выучки экипажей, штурманская практика и в то же время особая форма разведки портов, военно-морских баз и изучение районов плавания. Первым таким визитом в СССР в октябре 1955 года был отряд боевых кораблей Великобритании.

Это сейчас визиты кораблей других стран стали обыденностью. В 50-х годах такие визиты были новым явлением во взаимоотношениях с Западом. Первым послевоенным визитом дружбы советских кораблей был визит крейсера «Свердлов» под командованием капитана I ранга В. Рудакова. Это был новейший корабль из серии 14 крейсеров. Визит состоялся в 1953 году по приглашению правительства Великобритании и был посвящен коронации королевы Елизаветы II. Корабль и выучка экипажа произвели большое впечатление на всех мировых военно-морских специалистов. Корабль был признан одним из лучших в мире этого класса.

И вот теперь, в октябре 1955 года по приглашению командования ВМФ СССР в Ленинград прибывает отряд боевых кораблей Великобритании под флагом адмирала Майкла Дэнни, командующего флотом метрополии. Принимающей стороной были командир Ленинградской ВМБ адмирал В. Ванифатьев и командир ВМБ Кронштадт адмирал М. Байков. В Главном штабе ВМФ в Москве решили, что офицером связи в ходе визита должен быть офицер разведки. Выбор пал на Анатолия Ивановича. Такие визиты представляют огромный интерес для флота принимающей стороны и ее разведки, в частности. Тем более в те времена, при полном отсутствии информации о флотах НАТО. Помимо разработанного заранее церемониала, официальных мероприятий, разведке было необходимо провести тщательное фотографирование различных объектов артиллерийского, минно-торпедного оружия, радио и радиолокационного оборудования, всего, что представляет интерес для различных КБ Минсудпрома.

Тем более, что английский ВМФ был представлен шестью кораблями. Среди них два эсминца «Чифтейн» и «Шеврон» 1945 года постройки, два эсминца «Диана», «Декой» 1952 года. Далее минный заградитель «Апполо»

-2

довольно старой постройки, но зато обладающий большой скоростью. Особый интерес представлял авианосец «Триумф»

-3

1946 года постройки, водоизмещением 18 000 т и считался легким авианосцем. Такого количества кораблей другого государства прибывших в СССР с визитом дружбы не было ни до, ни после, тем более в Ленинграде на Неве.

Корабли разместились таким образом: эсминцы попарно между Дворцовым и Троицким мостами, минный заградитель напротив Адмиралтейства, а авианосец перед мостом лейтенанта Шмидта. Советские моряки впервые могли увидеть и даже потрогать авианосец, хотя и не очень новый.

Надо сказать, что такая возможность уже предоставлялась советскому ВМФ. В 1945 году в результате раздела германского флота СССР достался недостроенный авианосец «Граф Цеппелин» водоизмещением свыше 20 тыс. т. Хотя корабль изуродован взрывами и притоплен на мелководье, он был поднят и готов к продолжению ремонтных работ. Вполне возможным было его использование, как учебной базы для подготовки палубной авиации. Такие предложения были, но они не были услышаны тогдашним руководством ВМФ и страны в целом.

Существовала другая концепция развития флота. Авианосец был использован, как мишень для испытания флотского оружия – всех видов авиационных бомб, снарядов и торпед. Об этих испытаниях был даже сделан учебный фильм, который потом довольно долго демонстрировался курсантам военно-морских училищ и слушателям академий. В результате в 1947 году корабль был затоплен в Балтийском море недалеко от польского побережья.

Даже такая новинка, как катапульта, которая использовалась на нем для взлета самолетов, не была изучена советскими конструкторами, впрочем она так и не была внедрена на будущих советских авианосцах. Действительно, в это время, десять лет спустя после войны, уже планировалось строительство подобных кораблей в СССР. И хотя они будут называться авианесущими крейсерами, суть дела от этого не меняется. Поэтому отдельные узлы представляли интерес, как-то подъемники самолетов, аэрофинишеры, компоновка «островка» надстройки и т. д.

У сравнительно новых эсминцев были тщательно сфотографированы отдельно, крупно артиллерийские установки, антенные устройства и противолодочное вооружение. Корабли были осмотрены и сфотографированы, что называется, от киля до клотика. Хотя даже никто и не планировал погружаться в мутные воды Невы для фотографирования подводных частей корабля, как это было в Портсмуте. Но об этом речь впереди.

Во время визита английских кораблей заново создавался порядок приема от салюта наций во время прохождения фортов Кронштадта до визитных карточек и изучения этикета. Всем этим и пришлось заниматься Анатолию Ивановичу. Были срочно напечатаны визитные карточки всем участникам приема гостей, закуплены сувениры, распечатаны положения этикета с порядком приема (за образец был взят норвежский этикет), именные карточки за столом и т. д. Необходимо было все организовать буквально по часам.

Кроме официальных приемов и экскурсий в Ленинграде, была еще и московская программа. Сюда входила поездка руководящего состава в Москву на «Красной стреле», прием у Министра обороны, посещение музеев Кремля, Большого театра.

Во всех этих мероприятиях Анатолий Иванович ни на шаг не отходил от командующего отрядом кораблей адмирала М. Дэнни. С ним у него сложились дружеские отношения, что позволило организовать дополнительные экскурсии на корабли офицеров и представителей минсудпрома, которых даже несколько раз подняли и опустили на подъемнике на авианосце.

Перед самым уходом кораблей на родину, в Ленинграде случилось очередное наводнение. Штормовой ветер погнал воды Финского залива в сторону Невы, воды которой поднялись до критической отметки. Началось затопление подвалов зданий в прилегающих районах, по улицам и площадям шла вода. Корабли отряда стояли на заранее установленных бочках посредине Невы и им ничего не угрожало, только двигатели были готовы к даче хода.

С авианосцем было хуже. Обладая большой парусностью, он «потащил» за собой бочки, которые не могли его удержать и стал наваливаться на деревянный дебаркадер у набережной лейтенанта Шмидта Васильевского острова. Анатолий Иванович в этот вечер находился в каюте командира крейсера «Аврора» капитана I ранга Н. Епихина, своего давнего друга и однокашника. Собственно, он всегда останавливался на крейсере во время своих командировок в Ленинград. Дежурный по Ленинградской ВМБ знал об этом, позвонил ему и сообщил об остановке на Неве. Отец немедленно выехал на место происшествия и взял руководство по недопущению аварии на себя. К авианосцу подошли буксиры и совместными их усилиями и команды авианосца к утру обстановка нормализовалась.

В этом визите в полном объеме проявились организаторские и дипломатические способности Анатолия Ивановича, что было по достоинству оценено руководством Разведки ВМФ и ему и впредь поручалось участвовать в подобных мероприятиях и даже межправительственных переговорах. Говоря об успешности этого визита, надо сказать и о некоторых курьезных особенностях. Помимо запланированных мероприятий по культурной программе, экипажи кораблей просто отпускались на берег для прогулок и отдыха. Они свободно посещали клубы, танцплощадки, рестораны. А ведь это сотни человек. Конечно, для ленинградцев это было событием, особенно для молодежи.

Поэтому ленинградцы несколько раньше, чем москвичи в 1957 году во время Всемирного фестиваля молодежи, начали устанавливать тесные, дружеские контакты с молодежью других стран. Отряд кораблей Великобритании уходил ночью, когда разводили мосты, но на набережных было полно народа. Из толпы слышались женские крики типа: ”Johnny, don’t forget me!”. Визит прошел безупречно.

Вслед за этим в Ленинград последовали визиты кораблей Норвегии, Дании, Голландии. Все они проходили уже по отработанной программе, и всегда офицером связи ВМС СССР был Анатолий Иванович.

Я уже упоминал о случае в Портсмуте. Так вот в апреле 1956 г. состоялся ответный визит кораблей ВМФ СССР в Англию. Отряд кораблей состоял из крейсера «Орджоникидзе» и двух эсминцев. Причем этот визит был государственным. На борту были главы правительства СССР Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин. Я не буду говорить о цели и подробностях этого визита, а остановлюсь на инциденте в водах Портсмута, где были ошвартованы эти корабли. Вахтенный на эсминце увидел в воде человека в водолазном костюме, который опустился в воду, где стоял крейсер. Конечно, на кораблях были приняты дополнительные меры предосторожности, такие как постоянное патрулирование и наблюдение за поверхностью акватории. Вскоре стало известно, что водолаз не вернулся на базу. Предполагалось, что он погиб. Им оказался водолаз-диверсант ВМС Великобритании Л. Крэбб.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

О причинах гибели подлинно неизвестно до сих пор. Возможно, водолаз имел задание осмотреть винтовую группу крейсера.

Утверждается, что разведку ВМС Англии очень интересовали ходовые качества нового советского крейсера. При полном водоизмещении в 17 000 т полный ход крейсера составлял 32,5 узла. Однако американские крейсера с примерно таким же водоизмещением и схожим водоизмещением, скажем, типа «Кливленд» или «Вустер» развивали такую же скорость. Надо ли было лезть под винты, которые, видимо, провернули во время обычного «проворачивания механизмов» перед походом.

А вот версия о «схватке под водой» советских подводных пловцов и диверсанта или о метком выстреле снайпера с борта крейсера не выдерживают никакой критики. Командование флота никогда бы не позволило себе такой акции, да еще в водах иностранной ВМБ во время государственного визита. Скорее всего, бедный англичанин погиб по собственной неосторожности.

Юрий Буслаев. Редактировал Bond Voyage.

Продолжение читайте здесь.

Все главы повести читайте здесь.

З5 лет в морской разведке особого назаначения | Bond Voyage | Дзен

=====================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

===================================================

Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru

Повесть читайте здесь.

Две жизни офицера Де Бура | Bond Voyage | Дзен

======================================================