51,8K подписчиков

Лидеры итальянского кинопроката среди итальянских фильмов (1945-1960)

Какие итальянские игровые фильмы пользовались популярностью в кинопрокате Италии? Каковы данные посещаемости этих фильмов? На эти вопросы отвечает данный справочник.

Какие итальянские игровые фильмы пользовались популярностью в кинопрокате Италии? Каковы данные посещаемости этих фильмов? На эти вопросы отвечает данный справочник.

Составитель справочника – киновед Александр Федоров

(в списки фильмов включены также совместные кинопостановки, в основном – франко-итальянские)

Предисловие

Данные кинопосещаемости итальянских фильмов в кинопрокате Италии взяты из различных источников, включая Box Office Benful (http://boxofficebenful.blogspot.com/), Jpbox-office (http://www.jpbox-office.com/mobile/index.php) и др. К сожалению, статистика кинопроката доступна далеко не по всем итальянским фильмам.

Основные цифры кинопосещаемости итальянских фильмов в советском кинопрокате взяты из киностатистических данных Госкино СССР (ДСП), РГАЛИ, из монографии М. Жабского «Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005 гг.» (Жабский, 2009) и др.

Составитель справочника благодарит киноведов Игоря Аркадьева (1957-2022), Андрея Вяткина, Николая Майорова, Игоря Фишкина, журналиста Владимира Ергакова за их поправки и дополнения в процессе подготовки списков зарубежных фильмов в советском кинопрокате.

Я благодарю также РГАЛИ, киноведа Евгения Нефёдова, профессора Александра Кубышкина, профессора Сергея Корконосенко и Ангелину Рогальскую за предоставленную возможность доступа к данным киностатистики Госкино СССР 1940-х-1980-х.

Справочник предназначен для преподавателей высшей школы, студентов, аспирантов, исследователей, кинокритиков, киноведов, журналистов, а также для круга читателей, которые интересуются проблемами кинематографа, киносоциологии и киностатистики.

Киновед Александр Федоров

Данная книга продолжает серию монографий и справочников, опубликованных нами ранее:

Федоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. М.: ОД “Информация для всех”, 2021-2023. 1270 с. (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book615.pdf

Федоров А.В. 100 самых популярных советских телефильмов и сериалов: мнения кинокритиков и зрителей. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 146 с. (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book619.pdf

Федоров А.В. Советская кинофантастика в зеркале кинокритики и зрительских мнений. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 170 с. (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book621.pdf

Федоров А.В. Рекордсмены запрещенного советского кино (1951–1991) в зеркале кинокритики и зрительских мнений. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 120 с. (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book624.pdf

Федоров А.В. 200 зарубежных лидеров советского кинопроката: избранная коллекция. М.: ОД «Информация для всех», 2023 (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book650.pdf

Федоров А.В. Американские и европейские фильмы в советском кинопрокате: данные посещаемости. М.: ОД «Информация для всех», 2023. 144 с. (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book658.pdf

Федоров А.В. Статистические данные посещаемости советских фильмов: 1950-1990. М.: ОД «Информация для всех», 2023. 66 с. (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book655.pdf

Федоров А.В. Статистические данные посещаемости польских фильмов в советском кинопрокате (1960-е – 1980-е годы). М.: ОД «Информация для всех», 2023. 28 с. (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book657.pdf

Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Эволюция теоретических киноведческих концепций в журнале «Искусство кино» (1931-2021). М.: ОД «Информация для всех», 2023. 378 с. (pdf в свободном доступе): https://ifap.ru/library/book673.pdf

Итальянские игровые фильмы в кинопрокате Италии (1945-2000): данные статистики кинопосещаемости

(в списки фильмов включены также совместные кинопостановки, в основном – франко-итальянские)

Какие итальянские игровые фильмы пользовались популярностью в кинопрокате Италии? Каковы данные посещаемости этих фильмов? На эти вопросы отвечает данный справочник.-2

Лидеры итальянского кинопроката 1945-1956 годов

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката первого послевоенного десятилетия (1945-1956), нельзя не отметить высокий уровень посещаемости итальянских фильмов (здесь, правда, следует отметить, что в это время в Италии еще не было экспансии американского развлекательного кино). Фильмы, ежегодно входящие в первые десятки лидеров итальянского кинопроката, в этот период собирали в Италии аудиторию от 1,7 млн. зрителей до 15,7 млн. зрителей. В первой половине 1950-х посещаемость итальянских фильмов стала еще выше, и фильмы, находящиеся по итогам кинопроката на десятом месте собирали уже не менее 4 млн. зрителей. С учетом того, что население Италии в первое послевоенное десятилетие было примерно в четыре раза меньше населения СССР, то 15,7 млн. итальянских зрителей соответствовали примерно 62 млн. советских зрителей, а 4 млн. итальянских зрителей были аналогом 16 млн. зрителей в СССР.

Предпочтения массовой итальянской аудитории в 1945-1955 годах были в целом стабильно ориентированы на развлекательные жанры кинематографа (комедии, мелодрамы, пеплумы), хотя время от времени в первые десятки лидеров кинопроката попадали и неореалистические драмы Р. Росселлини, В. Де Сика и Дж. Де Сантиса.

Очень высокие показатели посещаемости были и у фильмов Ф. Феллини «Маменькины сынки» (4,9 млн. зрителей) и «Дорога» (4,0 млн. зрителей).

Стабильной популярностью у итальянцев пользовались экранизации литературной классики («Война и мир», «Отверженные», «Капитанская дочка», «Дама с камелиями» и др.). При этом самым популярным фильмом в Италии 1940-х – 1950-х годов стала совместная итало-американская экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» (15,7 млн. зрителей и первое место по кассовым сборам итальянских фильмов за всю историю кинопроката в Италии).

Советский кинопрокат второй половины 1940-х – первой половины 1950-х был довольно плотно заполнен так называемыми «трофейными» зарубежными (в основном – американскими и немецкими) фильмами, поэтому новые западные фильмы закупались в весьма ограниченном количестве. Отсюда понятно, почему лидеры итальянского кинопроката 1945-1956 годов в СССР, как правило, не демонстрировались. Среди редких исключений были флагманы неореализма «Рим – открытый город» Р. Росселлини «Похитители велосипедов» и «Умберто Д.» В. Де Сика, «Горький рис» Дж. Де Сантиса, шедевр Ф. Феллини «Дорога», некоторые из нашумевших экранизаций классики («Война и мир» и др.) и несколько развлекательных лент («Хлеб, любовь и фантазия», «Улисс», «Полицейские и воры» и др.). При этом, как правило, большинство из этих фильмов выходило на советские экраны с большим опозданием, в основном – в 1960-е годы.

Киновед Александр Федоров

Нери Паренти
Нери Паренти

Список самых кассовых итальянских режиссеров XX века (1945-2000)

Список самых кассовых режиссеров XX века (мы посчитали, скольким фильмам каждого из итальянских режиссеров удалось войти в ежегодные десятки лидеров итальянского кинопроката) ожидаемо состоит в основном из режиссеров, активно снимавших фильмы развлекательных жанров (как правило, речь идет о комедиях).

И здесь, благодаря своей фантастической активности на поприще незамысловатых комедий в 1980-х и 1990-х годах, на первое место вышел режиссер, не сникавший особых фестивальных и иных лавров Нери Паренти, который сумел обогнать по кинопрокатным показателям таких признанных корифеев итальянской комедии и трагикомедии, как Марио Моничелли, Дино Ризи и многих других.

С другой стороны, не может не радовать, что в тридцатку самых кассовых режиссеров Италии попали такие корифеи Киноискусства, как Луиджи Коменчини (7 место в итальянском кинопрокате XX века), Федерико Феллини (12-е место), Этторе Скола (13-е место), Витторио Де Сика (16-е место), Бернардо Бертолуччи (17-е место), Пьетро Джерми (21-е место), Лукино Висконти (28-е место)…

Киновед Александр Федоров

1. Нери Паренти (род. в 1950) – 18 фильмов в ежегодных десятках лидеров проката.

2. Марио Моничелли (1915-2010) – 17 фильмов.

3. Карло Ванцина (1951-2018) – 17 фильмов

4. Дино Ризи (1916-2008) – 16 фильмов

5. Карло Вердоне (род. в 1950) – 16 фильмов

6. Серджо Корбуччи (1927-1990) – 12 фильмов.

7. Луиджи Коменчини (1916-2007)– 10 фильмов.

8. Дарио Ардженто (род. в 1940) – 10 фильмов.

9. Кармине Галлоне (1885-1973)– 9 фильмов.

10. Марио Маттоли (1898-1980) – 9 фильмов.

11. Стено (1917-1988) – 9 фильмов.

12. Федерико Феллини (1920-1993) – 9 фильмов

13. Этторе Скола (1931-2016) – 9 фильмов.

14. Кастеллано (1925-1999) и Пиполо (1933-2006) – 9 фильмов.

15. Франческо Нути (1955 -2023) – 9 фильмов

16. Витторио Де Сика (1901-1974) – 8 фильмов.

17. Бернардо Бертолуччи (1941-2018)– 8 фильмов

18. Паскуале Феста Кампаниле (1927-1986) – 8 фильмов.

19. Марио Камерини (1895-1981)– 7 фильмов.

20. Альберто Латтуада (1914-2005) – 7 фильмов.

21. Пьетро Джерми (1914-1974) – 7 фильмов.

22. Нанни Лой (1925-1995) – 7 фильмов.

23. Серджо Леоне (1929-1989) – 6 фильмов.

24. Луиджи Дзампа (1905-1991) – 6 фильмов.

25. Рафаэлло Матараццо (1909-1966) – 6 фильмов.

26. Тинто Брасс (род. в 1933) – 6 фильмов.

27. Энрико Ольдоини (1946-2023) – 6 фильмов.

28. Лукино Висконти (1906-1976) – 5 фильмов.

29. Камилло Мастрочинкве (1901-1969) – 5 фильмов.

30. Роберто Бениньи (род. в 1952) – 5 фильмов.

Какие итальянские игровые фильмы пользовались популярностью в кинопрокате Италии? Каковы данные посещаемости этих фильмов? На эти вопросы отвечает данный справочник.-4

Итальянские игровые фильмы в кинопрокате Италии (1945-1955): данные статистики кинопосещаемости

1945

1. РИМ: ОТКРЫТЫЙ ГОРОД / ROMA CITTA' APERTA (режиссер Роберто Росселини): 3,8 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 17 октября 1947: нет данных.

2. ОТЪЕЗД В СЕМЬ ЧАСОВ / PARTENZA ORE 7 (режиссер Марио Маттоли): 3,0 млн. зрителей.

3. ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ ЗАНОВО / LA VITA RICOMINCIA (режиссер Марио Маттоли): 2,7 млн. зрителей.

4. ДВА АНОНИМНЫХ ПИСЬМА / DUE LETTERE ANONIME (режиссер Марио Камерини): 2,7 млн. зрителей.

5. О, МОЁ СОЛНЦЕ / O SOLE MIO (режиссер Джакомо Джентиломо): 2.7 млн. зрителей.

6. МОНАСТЫРСКИЙ КУЗНЕЦ / IL FABBRO DEL CONVENTO (режиссер Макс Каландри): 2,5 млн. зрителей.

7. СИВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК / IL BARBIERE DI SIVIGLIA (режиссер Марио Коста): 1.9 млн. зрителей.

8. ВЕРНИСЬ... В СОРРЕНТО / TORNA... A SORRENTO (режиссер Карло Людовико Брагалья): 1.9 млн. зрителей.

9. АМЕРИКАНЕЦ В ОТПУСКЕ / UN AMERICANO IN VACANZA (Луиджи Дзампа): 1.8 млн. зрителей.

10. ДОЛОЙ НЕСЧАСТЬЯ! / ABBASSO LA MISERIA! (режиссер Дженнаро Ригелли): 1.7 млн. зрителей.

1946

1. РИГОЛЕТТО / RIGOLETTO (режиссер Кармине Галлоне): 6.4 млн. зрителей.

2. ЧЕРНЫЙ ОРЕЛ / AQUILA NERA (по повести А. Пушкина «Дубровский», режиссер Риккардо Фреда): 5.9 млн. зрителей.

3. БАНДИТ / IL BANDITO (режиссер Альберто Латтуада): 5.6 млн. зрителей.

4. БЕЛЫЙ ПОДСНЕЖНИК / БЕЛЫЙ ПЕРВОЦВЕТ / LA PRIMULA BIANCA (режиссер Карло Людовико Брагалья): 5.5 млн. зрителей.

5. ПЕРЕД НИМ ДРОЖАЛ ВЕСЬ РИМ / AVANTI A LUI TREMAVA TUTTA ROMA / BEFORE HIM ALL ROME TREMBL (режиссер Кармине Галлоне): 4.8 млн. зрителей.

6. ДОЛОЙ БОГАТСТВО! / ABBASSO LA RICCHEZZA! (режиссер Дженнаро Ригелли): 3.1 млн. зрителей.

7. ПАЙЗА / PAISA' (режиссер Роберто Росселини): 3.0 млн. зрителей.

8. РЫЦАРЬ МЕЧТЫ / IL CAVALIERE DEL SOGNO (режиссер Камилло Матсрочинке): 3.0 млн. зрителей.

9. СОЛНЦЕ ВОСХОДИТ ВНОВЬ / IL SOLE SORGE ANCORA (режиссер Альдо Вергано): 2.9 млн. зрителей.

10. МОЙ СЫН ПРОФЕССОР / MIO FIGLIO PROFESSORE (режиссер Ренато Кастеллани): 2.8 млн. зрителей.

1947

1. ОТВЕРЖЕННЫЕ / I MISERABILI (Риккардо Фреда): 6.8 млн. зрителей.

2. КАК ПРОИГРАТЬ ВОЙНУ / COME PERSI LA GUERRA (Карло Богезио): 5.3 млн. зрителей.

3. БЕЛЫЙ ДЬЯВОЛ / IL DIAVOLO BIANCO (Нунцио Маласомма): 4.9 млн. зрителей.

4. ДАМА С КАМЕЛИЯМИ / LA SIGNORA DALLE CAMELIE (режиссер Кармине Галлоне): 4.9 млн. зрителей.

5. ОК, ДЖОН! / O.K. JOHN! (режиссеры Уго Фазано и Джованни Д’Эрамо): 4.8 млн. зрителей.

6. КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА / LA FIGLIA DEL CAPITANO (по повести А. Пушкина, режиссер Марио Камерини): 4.3 млн. зрителей.

7. КУРЬЕР КОРОЛЯ / IL CORRIERE DEL RE (режиссер Дженнаро Ригелли): 3.8 млн. зрителей.

8. ЖЕНЕВЬЕВА БРАБАНТСКАЯ / GENOVEFFA DI BRABANTE (режиссер Примо Зельо): 3.8 млн. зрителей.

9. МОНАХИНЯ ИЗ МОНЦА / LA MONACA DI MONZA (режиссер Рафаэлло Пачини): 3.3 млн. зрителей.

10. РОЖДЕСТВО В ЛАГЕРЕ / NATALE AL CAMPO 119 (режиссер Пьетро Франчиши): 3.3 млн. зрителей.

11. ОПАСНОЕ СХОДСТВО / РЮИ БЛАЗ / RUY BLAS. Прокат в Италии – нет данных. Прокат во Франции: 2,4 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 28 мая 1953. Повторный прокат в СССР – 1987. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

12. ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК / L'ELISIR D'AMORE. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в СССР – с 1950: 3,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

1948

1. ФИФА И АРЕНА / FIFA E ARENA (режиссер Марио Маттоли): 5.1 млн. зрителей.

2. УЛИЧНЫЙ ГЕРОЙ / L'EROE DELLA STRADA (Карло Богезио): 4.1 млн. зрителей.

3. ТРУДНЫЕ ГОДЫ / ANNI DIFFICILI (режиссер Луиджи Дзампа): 4.0 млн. зрителей.

4. ТОТО НА ДЖИРО Д'ИТАЛИЯ / TOTO' AL GIRO D'ITALIA (режиссер Марио Маттоли): 4,0 млн. зрителей.

5. ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ / LADRI DI BICICLETTE (Режиссер Витторио Де Сика): 3,4 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 1950: 4,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

6. СТРАНСТВУЮЩИЙ ЕВРЕЙ / L'EBREO ERRANTE (режиссер Гоффредо Алессандрини): 3,0 млн. зрителей.

7. БЕЗ УМА ОТ ОПЕРЫ / FOLLIE PER L'OPERA (режиссер Марио Коста): 3,0 млн. зрителей.

8. БЕЗ ЖАЛОСТИ / SENZA PIETA' (режиссер Альберто Латтуада): 2.8 млн. зрителей.

9. СВЯТАЯ МОНАХИНЯ / MONACA SANTA (режиссер Гвидо Бриньоне): 2,6 млн. зрителей.

10. ПОД СОЛНЦЕМ РИМА / SOTTO IL SOLE DI ROMA (режиссер Ренато Кастеллани): 2,6 млн. зрителей.

11. ПАРМСКАЯ ОБИТЕЛЬ / СHARTREUSE DE PARME / LA CERTOSA DI PARMA: 2,3 млн. зрителей. Прокат во Франции: 6,1 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 31 августа 1953. Повторный прокат в СССР – с 21 февраля 1972. 26,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

12. ПАЯЦЫ / PAGLIACCI. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в СССР – с 1950: 7,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

13. ЛЮБИМЫЕ АРИИ / БЕЗ УМА ОТ ОПЕРЫ / FOLLIE PER L'OPERA. Прокат в Италии: нет данных. В СССР с 1949: 7,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

1949

1. ЦЕПИ / CATENE (режиссер Рафаэлло Матараццо): 7,5 млн. зрителей.

2. ПОГРЕБЕННЫЕ ЗАЖИВО / LA SEPOLTA VIVA (режиссер Гвидо Бриньоне): 6,0 млн. зрителей.

3. ТОТО ИЩЕТ ДОМ / TOTO' CERCA CASA (режиссеры Стено и Марио Моничелли): 5,8 млн. зрителей.

4. ФАБИОЛА / FABIOLA (режиссер Алессандро Блазетти): 5,8 млн. зрителей.

5. СИЛЬСКИЙ ВОЛК / IL LUPO DELLA SILA (режиссер Дуилио Колетти): 5,1 млн. зрителей.

6. ИМЕНЕМ ЗАКОНА / ПОД НЕБОМ СИЦИЛИИ / IN NOME DELLA LEGGE (режиссер Пьетро Джерми): 4,9 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 8 октября 1951: нет данных.

7. ГОРЬКИЙ РИС / RISO AMARO: 4,8 млн. зрителей (режиссер Джузеппе Де Сантис). Прокат в СССР – с 20 марта 1967: 15,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

8. ПОЖАРНИКИ ИЗ ВИДЖУ / I POMPIERI DI VIGGIU' (режиссер Марио Маттоли): 4,8 млн. зрителей.

9. ИМПЕРАТОР КАПРИ / L'IMPERATORE DI CAPRI (режиссер Луиджи Коменчини): 4,5 млн. зрителей.

10. ТОТО 'ЛЕ МОКО' / TOTO 'LE MOKO' (режиссер Карло Людовико Брагалья): 4,2 млн. зрителей.

1950

1. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ПОМПЕИ / GLI ULTIMI GIORNI DI POMPEI (режиссеры Марсель Л’Эрбье и Паоло Моффа): 8,8 млн. зрителей.

2. ЗАВТРА БУДЕТ СЛИШКОМ ПОЗДНО / DOMANI E' TROPPO TARDI (режиссер Леонид Моги): 8,2 млн. зрителей.

3. МУЧЕНИЕ / TORMENTO (режиссер Рафаэлло Матраццо): 7,6 млн. зрителей.

4. БАНДИТ МУСОЛИНО / IL BRIGANTE MUSOLINO (режиссер Марио Камерини): 6,8 млн. зрителей.

5. ВЕНЕЦИАНСКИЙ ВОР / IL LADRO DI VENEZIA (режиссер Джон Брам): 5,8 млн. зрителей.

6. ТОТО: ШЕЙХ / TOTO' SCEICCO (режиссер Марио Маттоли): 5,0 млн. зрителей.

7. 47 ГОВОРЯЩИХ МЕРТВЕЦОВ / 47 MORTO CHE PARLA (режиссер Карло Людовико Брагалья): 4,7 млн. зрителей.

8. КУРСАНТЫ ГАСКОНИ / I CADETTI DI GUASCOGNA (режиссер Марио Маттоли): 4.7 млн. зрителей.

9. НЕАПОЛЬ: ГОРОД МИЛЛИОНЕРОВ / NAPOLI MILIONARIA (режиссер Эдуардо Де Филиппо): 4,7 млн. зрителей. Прокат в СССР – 25 декабря 1953: нет данных.

10. РАЗНОСЧИЦА ХЛЕБА / LA PORTATRICE DI PANE (режиссер Морис Клош): 4,6 млн. зрителей.

1951

1. АННА / ANNA (Альберто Латтуада): 9,9 млн. зрителей.

2. НИЧЬИ ДЕТИ / I FIGLI DI NESSUNO (Рафаэлло Матараццо): 8,4 млн. зрителей.

3. ЖЕСТОКОЕ СЕРЦЕ / CORE'NGRATO (режиссер Гвидо Бриньоне): 6,6 млн. зрителей.

4. МОЙ ТРИЕСТ! / TRIESTE MIA! (режиссер Марио Коста): 6,4 млн. зрителей.

5. ПОЛИЦЕЙСКИЕ И ВОРЫ / GUARDIE E LADRI (режиссеры Стено и Марио Моничелли): 6,3 млн. зрителей. Прокат в СССР – со 2 июля 1956: нет данных.

6. МОЛОДОЙ КАРУЗО / ЭНРИКО КАРУЗО / ENRICO CARUSO (режиссер Джакомо Джентильомо): 4,9 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,7 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 1952: 19,1 млн. млн. зрителей за первый год демонстрации.

7. КАЙМАН ИЗ ПЬАВЕ / IL CAIMANO DEL PIAVE (режиссер Джорджио Бьянки): 4,5 млн. зрителей.

8. МЕССАЛИНА / MESSALINA (режиссер Кармине Галлоне): 4,4 млн. зрителей.

9. ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК ТОТО / TOTO' TERZO UOMO (режиссер Марио Маттоли): 4,1 млн. зрителей.

10. Я: ПРЕДВОДИТЕЛЬ / IO SONO IL CAPATAZ (режиссер Джорджо Симонелли): 4,0 млн. зрителей.

1952

1. ДОН КАМИЛЛО / DON CAMILLO / МАЛЕНЬКИЙ МИР ДОНА КАМИЛЛО / LE PETIT MONDE DE DON CAMILLO (режиссер Жюльен Дювьвье): 13,2 млн. зрителей.

2. ТОТО В ЦВЕТЕ / TOTO' A COLORI (режиссер Стено): 6,9 млн. зрителей.

3. ПЕСНИ ПОЛОВИНЫ ВЕКА / CANZONI DI MEZZO SECOLO (режиссер Доменико Паолелла): 6,7 млн. зрителей.

4. ВРАГ / LA NEMICA (режиссер Джорджио Бьянки): 5,0 млн. зрителей.

5. ЧУВСТВЕННОСТЬ / SENSUALITA' / БОСОНОГИЙ ДИКАРЬ / BAREFOOT SAVAGE (Клементе Фракасси): 5,0 млн. зрителей.

6. ЧЕРНЫЕ ПЕРЬЯ / PENNE NERE (режиссер Оресте Бьянколи): 5,0 млн. зрителей.

7. ДРУГИЕ ВРЕМЕНА / ALTRI TEMPI (режиссер Алессандро Блазетти): 4,9 млн. зрителей.

8. ЦАРИЦА САВСКАЯ / LA REGINA DI SABA (режиссер Пьетро Франчиши): 4,6 млн. зрителей.

9. ТОТ, КТО БЕЗ ГРЕХА... / CHI E' SENZA PECCATO (режиссер Рафаэлло Матараццо)...: 4,5 млн. зрителей.

10. ТОТО И ЖЕНЩИНЫ / TOTO' E LE DONNE (режиссеры Стено и Марио Моничелли): 4,5 млн. зрителей.

11. ФАНФАН-ТЮЛЬПАН / FANFAN LA TULIPE: 4,0 млн. зрителей. Прокат во Франции: 6,7 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1955: 33,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

12. УМБЕРТО Д / UMBERTO D.: 1,5 млн. зрителей. Прокат в СССР с 6 сентября 1965: 3,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

1953

1. ХЛЕБ, ЛЮБОВЬ И ФАНТАЗИЯ / PANE, AMORE E FANTASIA (режиссер Луиджи Коменчини): 10,6 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 21 ноября 1956: нет данных.

2. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОНА КАМИЛЛО / IL RITORNO DI DON CAMILLO (режиссер Жюльен Дювивье): 7,5 млн. зрителей.

3. ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ / GIUSEPPE VERDI (режиссер Рафаэлло Матараццо): 7,5 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 17 октября 1956: нет данных.

4. ПУЧЧИНИ / PUCCINI (режиссер Кармино Галлоне): 6,5 млн. зрителей.

5. ВИХРЬ / VORTICE (режиссер Рафаэлло Матараццо): 6,0 млн. зрителей.

6. ПРОСТИ МЕНЯ / PERDONAMI (режиссер Марио Коста): 5,5 млн. зрителей.

7. АИДА / AIDA (режиссер Клементе Фракасси): 5,4 млн. зрителей.

8. НЕАПОЛИТАНСКИЙ ТУРОК / UN TURCO NAPOLETANO (режиссер Марио Маттоли): 5,0 млн. зрителей.

9. МАМЕНЬКИНЫ СЫНКИ / I VITELLONI (режиссер Федерико Феллини): 4.9 млн. зрителей.

10. ФЕОДОРА, ИМПЕРАТРИЦА ВИЗАНТИИ / TEODORA, IMPERATRI DI BISANZIO (режиссер Риккардо Фреда): 4,9 млн. зрителей.

11. УТРАЧЕННЫЕ ГРЁЗЫ / ДАЙТЕ МУЖА АННЕ ДЗАКЕО / UN MARITO PER ANNA ZACCHEO. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в СССР – 1956: 30,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

1954

1. УЛИСС / СТРАНСТВИЯ ОДИССЕЯ / ULISSE (режиссер Марио Камерини): 13,2 млн. зрителей. Прокат во Франции: 3,3 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1962: 34,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

2. ХЛЕБ, ЛЮБОВЬ И РЕВНОСТЬ / PANE, AMORE E GELOSIA (режиссер Луиджи Коменчини): 10,4 млн. зрителей.

3. НЕАПОЛИТАНСКАЯ КАРУСЕЛЬ / CAROSELLO NAPOLETANO (режиссер Этторе Джаннини): 5,6 млн. зрителей.

4. ЗОЛОТО НЕАПОЛЯ / L'ORO DI NAPOLI (режиссер Витторио Де Сика): 5,6 млн. зрителей.

5. ЖЕНЩИНА С РЕКИ / LA DONNA DEL FIUME (режиссер Марио Солдати): 5,5 млн. зрителей.

6. ДЖУЛЬЕТТА И РОМЕО / GIULIETTA E ROMEO (режиссер Ренато Кастеллани): 5,3 млн. зрителей.

7. АТТИЛА / ATTILA (режиссер Пьетро Франчиши): 5,1 млн. зрителей.

8. ЖАЛЬ, ЧТО ОНА КАНАЛЬЯ / PECCATO SIA UNA CANAGLIA (режиссер Алессандро Блазетти): 5,0 млн. зрителей.

9. БОСОНОГАЯ ГРАФИНЯ / LA CONTESSA SCALZA (режиссер Джозеф Лео Манкиевич): 5,0 млн. зрителей.

10. МАДДАЛЕНА / MADDALENA (Аугусто Дженина): 4,8 млн. зрителей.

11. ЧУВСТВО / SENSO: 4,8 млн. зрителей.

12. НИЩЕТА И БЛАГОРОДСТВО / MISERIA E NOBILTA': 4,5 млн. зрителей.

13. РИМЛЯНКА / LA ROMANA: 4,2 млн. зрителей.

14. ДОРОГА / LA STRADA: 4.0 млн. зрителей.

Прокат в СССР – с 24 апреля 1967. 4,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

15. АМЕРИКАНЕЦ В РИМЕ / UN AMERICANO A ROMA: 2.9 млн. зрителей.

16. ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО / LE COMTE DE MONTE-CRISTO: 2,0 млн. зрителей. Прокат во Франции: 7,8 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1961: 30,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

17. КРАСНОЕ И ЧЁРНОЕ / LE ROUGE ET LE NOIR / L'UOMO E IL DIAVOLO: 3 млн. зрителей. Прокат во Франции: 4,3 млн. зрителей.

Прокат в СССР – с 18 октября 1955. 24,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

18. ДНИ ЛЮБВИ / GIORNI D'AMORE / JOURS DE AMOUR. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в СССР – с 12 ноября 1962: 16,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

1955

1. ВОЙНА И МИР / GUERRA E PACE (по роману Л. Толстого, режиссер Кинг Видор): 15,7 млн. зрителей. Прокат во Франции: 5,9 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1959: 31,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

2. ЛЮБОВЬ: ПРЕКРАСНАЯ ВЕЩЬ / L'AMORE E' UNA COSA MERAVIGLIOSA (режиссер Генри Кинг): 13,3 млн. зрителей.

3. САМАЯ КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА В МИРЕ / LA DONNA PIU' BELLA DEL MONDO (режиссер Роберт Леонард): 12,6 млн. зрителей.

4. МАРЧЕЛЛИНО, ХЛЕБ И ВИНО / ЧУДО МАРСЕЛИНО / MARCELLINO PANE E VINO / МАРСЕЛИНО, PAN Y VINO (режиссер Ладислао Вайда): 11,6 млн. зрителей.

5. ХЛЕБ, ЛЮБОВЬ И... / PANE, AMORE E... (режиссер Дино Ризи): 7,7 млн. зрителей.

6. ДОН КАМИЛЛО И ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ПЕППОНЕ / DON CAMILLO E L'ONOREVOLE PEPPONE (режиссер Кармине Голлоне): 6,9 млн. зрителей.

7. ЕЛЕНА ТРОЯНСКАЯ / ELENA DI TROIA (режиссер Роберт Уайз): 6 млн. зрителей.

8. РИМСКИЕ РАССКАЗЫ / RACCONTI ROMANI (режиссер Джанни Франчолини): 5.3 млн. зрителей.

9. КТО МЫ: МУЖЧИНЫ ИЛИ КАПРАЛЫ? / SIAMO UOMINI O CAPORALI? (режиссер Камилло Мастрочинке): 5,1 млн. зрителей.

10. ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА / LA BELLA MUGNAIA (режиссер Марио Камерини): 5,1 млн. зрителей.

11. ЗНАК ВЕНЕРЫ / IL SEGNO DI VENERE: 3,6 млн. зрителей.

12. РИСОВОЕ ПОЛЕ / LA RISAIA: 3,3 млн. зрителей.

13. БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫ / LES GRANDES MANOEUVRES / GRANDI MANOVRE. Прокат в Италии: 3,0 млн. зрителей. Прокат во Франции: 5,3 млн. зрителей.

Прокат в СССР – 1969. 20,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

14. ТАМАНГО / БУНТ НАДЕЖДЫ / TAMANGO / LA RIVOLTA DELL'ESPERANZA. Прокат в Италии – нет данных. Прокат во Франции: 2,2 млн. зрителей.

Прокат в СССР – 1960: 20,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Какие итальянские игровые фильмы пользовались популярностью в кинопрокате Италии? Каковы данные посещаемости этих фильмов? На эти вопросы отвечает данный справочник.-5

Лидеры итальянского кинопроката 1956-1960 годов

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката второй половины 1950-х (с 1956 по 1960 год), мы снова отмечаем высокий уровень посещаемости итальянского кинематографа. Фильмы, ежегодно входящие в первые десятки лидеров итальянского кинопроката, в этот период собирали аудиторию от 3,6 млн. зрителей до 13,6 млн. зрителей.

Предпочтения массовой итальянской аудитории в 1956-1960 годах были в целом также стабильно ориентированы на развлекательные жанры кинематографа (комедии, мелодрамы, пеплумы), хотя в первые десятки лидеров кинопроката попадали и шедевры Ф. Феллини, Р. Росселлини и Л. Висконти.

Стабильной популярностью по-прежнему пользовались экранизации литературной классики (очередная экранизация «Отверженных», «Собор Парижской Богоматери» и др.).

При этом лидером итальянского кинопроката этого периода (во многом из-за сенсационной смелости сюжета) стала самая кассовая картина Федерико Феллини – «Сладкая жизнь», собравшая аудиторию 13,6 млн. зрителей.

В советский кинопрокат эта картина, увы, не попала (скорее всего, из-за слишком откровенного по тем временам показа этой самой dolce vita). Не дошла до советских экранов и весьма популярная в Италии картина на русскую тему – «Михаил Строгов»…

В целом итальянских фильмов в советском кинопрокате во второй половине 1950-х появлялось всё больше. Это было связано с тем, что «эпоха трофейного кино» ушла в прошлое, и западные картины в СССР стали закупаться легально.

Таким образом, советские зрители (с бОльшим или меньшим опозданием) смогли увидеть не только экранизации (франко-итальянские «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери», но и шедевры Р. Росселлини («Генерал Делла Ровере»), Ф. Феллини («Ночи Кабирии»), Лукино Висконти («Рокко и его братья»), М. Антониони («Крик»). Плюс, разумеется, несколько итальянских развлекательных фильмов, которые нередко собирали в СССР аудиторию от 20 до 30 млн. зрителей.

Здесь надо подчеркнуть, что в целом (даже с учетом коэффициента, учитывающего существенную разницу числа жителей в СССР и Италии), итальянские фильмы в советском кинопрокате имели, как правило, больший успех, чем в самой Италии. Причина тому была довольно проста: спектр развлечений в СССР был гораздо меньше, чем в Италии, и кинематограф для многих советских жителей был практически доминирующей рекреацией…

Киновед Александр Федоров

1956

1. БЕДНЫЕ, НО КРАСИВЫЕ / POVERI MA BELLI (режиссер Дино Ризи): 6,8 млн. зрителей.

2. МАШИНИСТ / IL FERROVIERE (режиссер Пьетро Джерми): 5,5 млн. зрителей. Прокат в СССР – со 2 сентября 1958: нет данных.

3. МИХАИЛ СТРОГОВ / MICHELE STROGOFF (режиссер Кармине Галлоне): 5,1 млн. зрителей.

4. НЕГОДЯЙ / ПАРЕНЬ / GUAGLIONE (режиссер Джорджио Симонелли): 5,0 млн. зрителей.

5. ТОТО, ПЕППИНО И РАСПУТНИЦА / TOTO' PEPPINO E LA MALAFEMMINA (режиссер Камилло Мастрочинкве): 4,6 млн. зрителей.

6. РАБЫ КАРФАГЕНА / LE SCHIAVE DI CARTAGINE (режиссер Гвидо Бриньоне): 4,6 млн. зрителей.

7. ДОНАТЕЛЛА / DONATELLA (режиссер Марио Моничелли): 4,4 млн. зрителей.

8. МАРУЦЕЛЛА / MARUZZELLA (режиссер Луиджи Капуано): 4,1 млн. зрителей.

9. ЗАПРЕЩЕННАЯ ПЕСНЯ / CANZONE PROIBITA (режиссер Флавио Кальцавара): 3,6 млн. зрителей.

10. МОНТЕ-КАРЛО / MONTECARLO (режиссер Сэмюэл А. Тейлор): 3,6 млн. зрителей.

11. ТОТО: ОСТАВИТЬ ИЛИ УДВОИТЬ? / TOTO' LASCIA O RADDOPPIA? (режиссер Камилло Мастрочинкве): 3,6 млн. зрителей.

1957

1. КРАСИВЫЕ, НО БЕДНЫЕ / BELLE MA POVERE (режиссер Дино Ризи): 5,4 млн. зрителей.

2. ЛАЗАРЕЛЛА / LAZZARELLA (режиссер Карло Людовико Брагалья): 5,2 млн. зрителей.

3. ДО СВИДАНИЯ, РИМ / ARRIVEDERCI ROMA / SEVEN HILLS OF ROME (режиссер Рой Роулэнд): 5,2 млн. зрителей.

4. ПЛОТИНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ / LA DIGA SUL PACIFICO (режиссер Рене Клеман): 5,0 млн. зрителей.

5. ОТПУСК НА ИСКЬЕ / VACANZE A ISCHIA (режиссер Марио Камерини): 4,9 млн. зрителей.

6. ИТАЛЬЯНСКИЙ СУВЕНИР / SOUVENIER D'ITALIE (режиссер Антонио Пьетранджели): 4,9 млн. зрителей.

7. БАБУШКА САБЕЛЛА / LA NONNA SABELLA (режиссер Дино Ризи): 4,8 млн. зрителей.

8. МУЖЬЯ В ГОРОДЕ / MARITI IN CITTA' (режиссер Луиджи Коменчини): 4,6 млн. зрителей.

9. ОСВОБОЖДЕННЫЙ ИЕРУСАЛИМ / LA GERUSALEMME LIBERATA (режиссер Карло Людовико Брагалья): 4,3 млн. зрителей.

10. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ / NOTRE DAME DE PARIS (режиссер Жан Деланнуа): 4,3 млн. зрителей. Прокат во Франции: 5,7 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 17 июля 1961: нет данных.

11. НОЧИ КАБИРИИ / LE NOTTI DI CABIRIA: 4,0 млн. зрителей. Прокат во Франции: 2,6 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 6 июня 1960: 19,1 млн. млн. зрителей за первый год демонстрации.

12. ОТЧАЯНИЕ / КРИК / IL GRIDO. Италия, 1957: 0,3 млн. зрителей. Прокат в СССР – с марта 1967: 5,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

13. БОЛЬШАЯ ГОЛУБАЯ ДОРОГА / LA GRANDE STRADA AZZURRA. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в СССР с 13 июня 1960: 13,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

1958

1. БУРЯ / LA TEMPESTA (по мотивам «Истории пугачевского бунта» и «Капитанской дочки» А. Пушкина, режиссер Альберто Латтуада): 11,1 млн. зрителей.

2. ОБНАЖЕННАЯ МАХА / LA MAJA DESNUDA (режиссер Генри Костер): 8,5 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,6 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 28 февраля 1968: 32,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

3. ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ, КАК ВСЕГДА, ОСТАЛИСЬ НЕИЗВЕСТНЫ / I SOLITI IGNOTI (режиссер Марио Моничелли): 6,5 млн. зрителей.

4. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА / LE FATICHE DI ERCOLE (режиссер Пьетро Франчиши): 5,8 млн. зрителей. Прокат во Франции: 2,9 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1966: 31,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

5. ОТВЕРЖЕННЫЕ / LES MISÉRABLES / I MISERABILI (Жан-Поль Ле Шануа): 4,7 млн. зрителей. Прокат во Франции: 9,9 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 8 февраля 1960: 23,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

6. ЛЕТНИЕ РАССКАЗЫ / RACCONTI D'ESTATE (режиссер Джанни Франчолини): 4,6 млн. зрителей.

7. ВОССТАНИЕ ГЛАДИАТОРОВ / LA RIVOLTA DEI GLADIATORI (режиссер Витторио Коттафави): 4,6 млн. зрителей.

8. АННА ИЗ БРУКЛИНА / ANNA DI BROOKLYN (режиссеры Карло Ластрикати, Витторио де Сика): 4,5 млн. зрителей.

9. ОПАСНЫЕ ЖЕНЫ / MOGLI PERICOLOSE (режиссер Луиджи Коменчини): 4,4 млн. зрителей.

10. ВЕНЕЦИЯ, ЛУНА И ТЫ / VENEZIA, LA LUNA E TU (режиссер Дино Ризи): 4,3 млн. зрителей.

11. ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН / LA LOI C’EST LA LOI / LA LEGGE È LEGGE: 2,4 млн. зрителей. Прокат во Франции: 3,4 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 11 января 1960: 12,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

12. ЧЕЛОВЕК В КОРОТКИХ ШТАНИШКАХ / САМАЯ КРАСИВАЯ ЛЮБОВЬ / L'AMORE PIÙ BELLO / L'UOMO DAI CALZONI CORTI. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в СССР – с 4 января 1960: 21,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

13. ПРИЗРАЧНОЕ СЧАСТЬЕ / ДВУСТВОРЧАТОЕ ЗЕРКАЛО / LE MIROIR À DEUX FACES / LO SPECCHIO A DUE FACCE. Прокат в Италии – нет данных. Прокат во Франции: 2,9 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 10 декабря 1967: 17,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

1959

1. БОЛЬШАЯ ВОЙНА / LA GRANDE GUERRA (режиссер Марио Моничелли): 10,8 млн. зрителей.

2. ЕВРОПА НОЧЬЮ / EUROPA DI NOTTE (режиссер Алессандро Блазетти): 7,5 млн. зрителей.

3. ГЕРАКЛ И ЦАРИЦА ЛИДИИ / ERCOLE E LA REGINA DI LIDIA (режиссер Пьетро Франчиши): 5,7 млн. зрителей.

4. ГРЕШНИКИ В ГОЛУБЫХ ДЖИНСАХ / PECCATORI IN BLUE JEANS / ОБМАНЩИКИ / LES TRICHEURS (режиссер Марсель Карне): 5,3 млн. зрителей.

5. ДЕРЗКИЙ НАЛЕТ НЕИЗВЕСТНЫХ ЗЛОУМЫШЛЕННИКОВ / L'AUDACE COLPO DEI SOLITI IGNOTI (режиссер Нанни Лой): 4,8 млн. зрителей.

6. ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ / COSTA AZZURRA (режиссер Витторио Сала): 4,6 млн. зрителей.

7. УЖАС ВАРВАРОВ / IL TERRORE DEI BARBARI (режиссер Карло Кампогаллиани): 4,6 млн. зрителей.

8. ГЕНЕРАЛ ДЕЛЛА РОВЕРЕ / IL GENERALE DELLE ROVERE (режиссер Роберто Росселини): 4,6 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 8 мая 1961: нет данных.

9. ПОД ЗНАКОМ РИМА / NEL SEGNO DI ROMA (Режиссеры: Гвидо Бриньоне, Риккардо Фреда, Микеланджело Антониони): 4,6 млн. зрителей.

10. ВЕКСЕЛЬ / LA CAMBIALE (режиссер Камилло Мастрочинкве): 4,5 млн. зрителей.

11. СЕРЕНАДА БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ / SERENADE EINER GROßEN LIEBE. / COME PRIMA / FOR THE FIRST TIME: 4,0 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 4 августа 1969: 24,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

12. СУДЬЯ / IL MAGISTRATO: 0,8 млн. зрителей. Прокат в СССР – с декабря 1960: 22,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

13. УЛИЦА ПРЭРИ / RUE DES PRAIRIES. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в Италии: нет данных. Прокат во Франции: 3,4 млн. зрителей. Прокат в СССР с 23 ноября 1960: 17,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

1960

1. СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ / LA DOLCE VITA (режиссер Федерико Феллини): 13,6 млн. зрителей.

2. РОККО И ЕГО БРАТЬЯ / ROCCO E I SUOI FRATELLI (режиссер Лукино Висконти): 10,2 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 28 мая 1962: нет данных.

3. ЧОЧАРА / LA CIOCIARA (режиссер Витторио Де Сика): 9,0 млн. зрителей.

4. ВСЕ ПО ДОМАМ / TUTTI A CASA (режиссер Луиджи Коменчини): 7,2 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 11 июня 1962: нет данных.

5. МИР НОЧЬЮ / IL MONDO DI NOTTE (режиссер Луиджи Ванци): 6,3 млн. зрителей.

6. ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIMEN (Марио Камерини): 6,2 млн. зрителей.

7. УЛИЧНЫЙ РЕГУЛИРОВЩИК / IL VIGILE (режиссер Луиджи Дзампа): 6,1 млн. зрителей. Прокат в СССР – с ноября 1969: 15,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

8. ПОД ДЕСЯТЬЮ ФЛАГАМИ / SOTTO DIECI BANDIERE (режиссер Дулио Колетти): 5,9 млн. зрителей.

9. ГОРБУН / IL GOBBO (режиссер Карло Лидзани): 5,5 млн. зрителей.

10. ЙОВАНКА И ДРУГИЕ / JOVANKA E LE ALTRE (Режиссеры: Мартин Ритт, Бернард Ворхаус, Гвидо Гуэрразио): 5,4 млн. зрителей.

11. МАЦИСТ В ДОЛИНЕ ЦАРЕЙ / MACISTE NELLA VALLE DEI RE: 5,1 млн. зрителей.

12. ДАВИД И ГОЛИАФ / DAVID E GOLIA: 5,1 млн. зрителей.

13. МЕСТЬ ГЕРАКЛА / LA VENDETTA DI ERCOLE: 4,9 млн. зрителей.

14. КАПИТАН / LE CAPITAN: 3,0 млн. зрителей. Прокат во Франции: 5,2 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1979: 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

15. ТАЙНЫ БУРГУНДСКОГО ДВОРА / ЧУДО ВОЛКОВ / LE MIRACLE DES LOUPS / ЗАГОВОР СИЛЬНЫХ / LA CONGIURA DEI POTENTI: 2,0 млн. зрителей. Прокат во Франции: 3,8 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 12 мая 1980. 26,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

16. ЖЕНЩИНЫ ВОСТОКА / LE ORIENTALI. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в СССР – с 20 мая 1963: 12,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

17. В РИМЕ БЫЛА НОЧЬ/ ERA NOTTE A ROMA. Прокат в Италии: нет данных. Прокат в СССР с 1 февраля 1963: 3,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Составитель: киновед Александр Федоров

Лидеры итальянского кинопроката среди итальянских фильмов (1945-1960):

https://dzen.ru/a/Zb855P8JSXHwUREa

Лидеры итальянского кинопроката среди итальянских фильмов 1960-х:

https://dzen.ru/a/Zb8-vBOUjW-staVV

Лидеры итальянского кинопроката среди итальянских фильмов 1970-х:

https://dzen.ru/a/Zb9AhmtBShC6NNi6

Лидеры итальянского кинопроката среди итальянских фильмов 1980-х:

https://dzen.ru/a/Zb9CckMaZFhGszcJ