Можно ли контролировать свои чувства и эмоции? Может ли учитель сознательно изменять свои чувства? Можно ли "заставить" себя положительно относиться к ученику, который не даёт спокойно вести урок, и, вообще-то, вызывает только одно желание - вышвырнуть его из кабинета и больше никогда не встречать? Автор книги Totally positive teaching утверждает, что не только можно, но и нужно. Вот его практические рекомендации в моём вольном переводе:
- во-первых, нужно переключится с проблем "внешних" на проблемы "внутренние". Примеры внешних проблем: низкая зарплата, глупый директор, ужасные коллеги, невоспитанные дети, назойливые родители и пр. По скольку мы не можем повлиять на внешние препятствия в нашей работе, автор предлагает сосредоточиться на наших внутренних препятствиях. Ведь то, что внутри нас - легче контролировать, и, соответственно, менять к лучшему. Необходимо составить список таких внутренних проблем. Например, "я не умею правильно реагировать на неадекватное поведение учеников", "я быстро "взрываюсь" не разобравшись в ситуации", "у меня есть любимчики и нелюбимые ученики" и т. д. Автор утверждает, что начав искоренять свои внутренние проблемы, мы гораздо спокойнее будем переживать все внешние раздражители.
- относиться к трудностям, как к вызову, который нужно принять, а не как к несчастью, от которого можно только страдать. Проблемный ученик в классе - это не приговор, не ужас, а возможность для профессионального роста! "Если я сумею поладить с таким хулиганом, как например, Иванов, то в будущем у меня уже не будет таких проблем с подобными учениками, я получаю опыт и личностный рост. Спасибо тебе, Иванов, за такую возможность!"
- третий важный момент, это - похвала. Автор говорит, что в среднем, мы запоминаем одно негативное высказывание в наш адрес, и при этом забываем десять положительных. Автор предлагает "коллекционировать" похвалы, и периодически их вспоминать. Они придают нам ценность в наших собственных глазах и помогают достойно пережить как конструктивную, так и не конструктивную критику своей работы. Вспоминаю, как в первый месяц своей работы в школе (тяжёлый месяц, надо сказать) мне в чат в "Дневник.ру" пришло сообщение от одной родительницы. Она писала о том, как здорово, что у нас появился такой учитель, потому что они уже собирались нанимать репетитора, но теперь ребёнку всё понятно и у него появился интерес к английскому. Мне кажется, в тот момент я реально услышал за спиной шуршание вырастающих крыльев... Были, конечно, потом и другие отзывы, и многих, я уже не помню. Теперь, вот буду "копить".
- отдыхай, молись, тренируйся, или делай всё, что помогает тебе восстановиться и наполнится внутренней энергией. Без этого невозможно. Преподавание опустошает, ученики забирают много энергии, и очень важно учиться эффективно и быстро "заряжаться". Лично для меня это спорт, чтение, прогулки, общение с семьёй и друзьями. Чем сильнее мы внутри, тем спокойнее мы внешне, и тем больше шансов у нас разумно преодолевать внешние препятствия.
Ну что ж, вроде бы ничего нового, но мы очень часто забываем именно о вещах простых и очевидных, и спасибо тем, кто в очередной раз напоминает нам о важности соблюдения этих избитых истин.