Найти тему
Там — Птица!

Павел Санаев, «Похороните меня за плинтусом» (и фильм 2009)

Оглавление
А ты меня за плинтусом похорони...
А ты меня за плинтусом похорони...

Всем добрый вечер. А я тут ухлопала весь сегодняшний день на воспоминания об одном интересном произведении. Это «Похороните меня за плинтусом» Санаева. И перечитала, и посмотрела, и обдумала. Нравится мне это произведение. А вот автор не нравится совершенно. Разонравился сразу после того, как узнала, что повесть-то — автобиографичненькая. Мама главного героя — это на самом деле Елена Санаева, дед — народный артист Всеволод Санаев, а «карлик-кровопийца» — Ролан, знаете ли, Быков. Не, ребят, ну как так можно? Ну, обидели мальчика в детстве, ну, бывает. Но зачем семейные скелетики да всё грязное бельё на потеху публике выставлять?! Тем более, что родственники (они же действующие лица) — не просто хрены с горы, о которых никто никогда не узнает, а известные люди. Об их репутации он подумал?! Он ведь не только психованную бабку обласкал, у него там вообще ни одного положительного персонажа нет. Бабуля психичка, дедуля эгоист и жмот, мамка бесхребетная тряпочка, её карлик алкоголик. Себя, кстати, тоже не пожалел — пацан получился завистливый и жестокий. И все — все! — когда-либо насовершали ошибок, расплачиваться за которые пришлось не только им. При этом каждого персонажа можно понять и оправдать, в каждом до пупа и положительных черт тоже. Но автора это не оправдывает.

К чему ещё охота придраться. Может, оно и авторский ход, но обычно так не делается. Повесть ведётся от первого лица. Значит, там описывается то, что видит главный герой. Его глазами. Правильно? Ну а к чему тогда там сидящий у друга дедушка, которого малец ну никак не мог в тот момент видеть?

И последнее, что не нравится. Заключительные три главы не нравятся, которые сначала не публиковали, а опубликовали потом. Ну реально, как фанфик какой-то выглядит. В одной пацан как будто стекла наелся, в двух других пытался астрономией и геологией увлекаться. И в сюжет эти главы не вписываются абсолютно, и бабка там какая-то не такая.

А теперь давайте пройдёмся по сюжету. Тема неблагополучных детей меня трогала всегда. То ли из-за того, что сама такой себя считала, пока не поглядела, что у меня не самое плохое детство; то ли из-за того, что всех их хочется потискать, приласкать и обогреть. К тому же, они до жути нестандартно мыслят. В принципе, каждый ребёнок — это целый мир. Но несчастные дети — это мир, познать который нереально совершенно.

Впрочем, в «Похороните…» ребёнок вполне себе нормальный. В описываемой семье он мог бы быть зашуганным, задёрганным, затравленным, испуганно вжимающим голову в плечи, когда на горизонте замаячит бабушка… Но нет, дитё нормальное и даже несколько хулиганское. И играть любит, как и все другие дети. Болеет вот часто. И я так и не поняла, настоящие ли у него болезни или врачи бабку на бабло разводят. Если судить по фильму, то у ребёнка из-за бабкиных выкрутасов на нервной почве иммунитет упал. А по книге — да, действительно болячка на болячке, и только сумасшедшая бабка может его выходить. Но поскольку Санаев ещё вполне себе живой, а не «сгнил к 16 годам» — не так уж это и смертельно.

А когда я думаю о бабушке — у меня всегда такое чувство, будто мозгов мне не хватает, чтобы что-то самое главное понять. А именно: кто же всё-таки виноват? Сама бабулька? Дед? Война? Погибший ребёнок? Психушка? Как нормальный человек мог превратиться в полного неадеквата? А ещё я никогда не понимала, что находится у таких людей в голове. Как они видят себя, как они видят мир, почему не могут взглянуть на себя чужими глазами.

Лирическое отступление. Давным-давно, когда я ещё не смотрела и не читала это произведение, я была знакома с подобным типажом — то была родительница одного из знакомых. Поэтому я верю Санаеву. Та женщина вела себя точно так же, как эта бабушка. В спокойном состоянии — жалобы на жизнь да на болячки и гонения на мужа-тунеядца (уж не знаю, был ли в этом конкретном случае муж виноват, я совершенно не в теме тамошней семейной жизни), в неспокойном — дикие крики и оскорбления во все стороны. А перевести из спокойного состояния в неспокойное могла любая мелочь, вплоть до какого-нибудь собственного воспоминания. В общем, точь-в-точь бабуля из книги/фильма. Я при первом просмотре была очень удивлена.

Спойлер концовки, крутите к следующей картинке

«Хоронили бабушку» — этими словами заканчивается книга (и пофиг на дополнительные три главы). Самый главный момент — это, конечно, конец. Меня от него прям всю перекрутило и заставило всё переосмыслить. Нет, не бабкина смерть (это как раз предсказуемо), а её причина. Думаете, от старости или инфаркта какого-нибудь старушка окочурилась? Ни шиша. Она умерла, когда у неё отняли мальчика — именно потому что несколько лет он был смыслом её жизни. Она любила его своей болезненной любовью. Не она ему была нужна со своими таблетками, а он ей. Нет ребёнка — незачем больше жить. И даже самоубиваться не надо, само придёт.

И вот ещё что шокировало. Для этого ребёнка бабушка была жизнью, а мама — праздником. Праздник неминуемо кончался. Ребёнок мечтал, чтобы праздник превратился в жизнь. А когда так и вышло — вы заметили, что это несколько обесценилось? Больше не о чем стало мечтать. Да и мама уже не столь радостна и, кажется, даже жалела, что всё это затеяла. Им обоим походу лучше было мечтать друг о друге и видеться урывками, дальше не продвигаясь. Бедное дитятко...

Крючкова здесь нереальна
Крючкова здесь нереальна

А теперь немного о фильме, который тоже мне безумно понравился, хоть и не раскрываются в нём персонажи так хорошо, как в книге. Они, вообще-то, в фильме несколько картонные. Мальчик — типичный мальчик, дед — старый флегматичный терпила, мать весь фильм твердит аки заевшая пластинка: «у моего сына день рождения» — и это, к слову, выглядит несколько фальшиво. И только бабка раскрывается во всей красе.

Тем не менее, фильм классный. В нём здорово показана разница между социальными слоями. Эта надменная бабушка, вышагивающая в шубке, этот высокомерный сноб-дедок... И с другой стороны — нищеброды мама с карликом. Такие разные люди...

Спойлер концовки, осторожно

Концовка у фильма тоже пронизывающая — и тоже не так сильно, как книжная. Здесь мальчик на похоронах бабули решает рассказать маме, где та хранила деньги. То есть, он поверил словам бабушки, но воспринял их не как что-то плохое, а как должное. Так и должно произойти.

И в фильме, кстати, тоже маман под конец не очень радуется обретению сына. Странная какая-то маман.

25.07.2015