Один их самых драматичных хитов в истории поп-музыки появился на свет благодаря банальному поводу — ссоре. С кем не бывает? Композитор Хорас Отт повздорил со своей девушкой Глорией Колдуэлл. Эмоциональный всплеск вдохновили его на мелодию и припев, который поймёт каждый, кто когда-либо в запале терял хладнокровие.
«Потому что я всего лишь душа с благими намерениями,
Господи, пожалуйста, не пойми меня неправильно!»
Отт передал набросок своим коллегам Бенни Бенджамину и Солу Маркусу, которые работали над очередным альбомом джазовой певицы Нины Симон. Открывающий номер пластинки «Broadway-Blues-Ballads» (1964) определённо входит в число достижений великой певицы.
Вокал нервно балансирует где-то между вызовом и сожалением, настойчивостью и уязвимостью. Признание «Я всего лишь душа с благими намерениями» — одновременно смелое заявление и отчаянная мольба о прощении.
Великолепие аранжировки Хораса Отта заключается не только в жалобных струнных и призрачном мерцании арфы, но и в паузах, которые прерывают каждый припев, раскрывая силу обжигающего вокала Нины Симон. Её личная история несчастливого брака с жестоким манипулятором Эндрю Страудом придаёт интонациям мрачный резонанс.
Британская группа The Animals перевела тревожный оригинал Нины Симон в более коммерческое и оптимистичное русло. Исчезли оркестровка, неземная арфа и эмоционально заряженный вокал. Появился запоминающийся гитарно-органный рифф, который сразу зацепил слушателей по обе стороны Атлантики.
Фронтмен The Animals Эрик Бёрдон настолько проникся песней, что вернулся к ней десять лет спустя, выпустив хард-роковую версию продолжительностью восемь с половиной минут.
Из десятков каверов ни один не был более дерзким, чем версия группы Santa Esmeralda 1977 года. Он звучит так, словно Карлос Сантана и Джорджо Мородер застряли в одном лифте. Десятиминутный гибрид диско и латиноамериканского рока в вихре труб, гитар в стиле фламенко и ритмичных хлопков сопровождает решающую сцену боя в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла» (2003).
Джо Кокер применил другой подход в своем кавере 1969 года, превратив джазовый оригинал в сдержанный, скорбный блюзовый номер при помощи воющих гитарных партий и грубого вокала. Его же более поздний кавер был выполнен уже под влиянием регги.
Меланхоличная песня идеально подошла представительнице мрачного крыла современной поп-музыки Лане Дель Рей. Её кавер 2015 года построен на органном риффе The Animals, но в целом представляет собой более томную и знойную композицию, соответствующую образу роковой женщины. Версия Леди Гаги с джазовым трубачом Брайаном Ньюманом также играет на ностальгии, перенося слушателей в прокуренный бар эпохи сухого закона.
Впечатляющее количество артистов разных жанров, которые исполнили «Don't Let Me Be Misunderstood», красноречиво говорит о талантах авторов хита. Но посмотрите внимательно: в списке авторов указано имя Глории Колдуэлл, а не Хораса Отта. Официальная причина прозаична. Юридически Отт не имел права сотрудничать с Бенджамином и Маркусом, а потому вписал в авторы свою девушку, в будущем — жену и тоже композитора. Ту самую, из-за ссоры с которой всё и началось...
Но интереснее усмотреть в факте передачи авторства трогательный жест примирения — способ увековечить имя возлюбленной в песне, легко переходящей из эпохи в эпоху.
Читайте также:
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!