Найти в Дзене
КиноИнстинкт

Маэстро. Почему это Плохой фильм?

Оглавление

В Голливуде вовсю идет наградной сезон, который завершится церемонией вручения премии "Оскар". Я с интересом всегда слежу за фильмами-номинантами, чтобы быть в курсе мировых тенденций и настроений. Эти фильмы уже отобраны профессиональным сообществом, а значит имеют своеобразный "знак качества".

Но стоит ли так доверять мнению и вкусу киноэлиты? Мой ответ - "нет", потому что не всё то золото, что блестит. С фильмом Брэдли Купера получилось именно так: красивый фантик без конфеты внутри. Иллюзия искусства.

Маэстро (2023). Жизнь человека как бессмысленный контент
Маэстро (2023). Жизнь человека как бессмысленный контент

Чем кино отличается от контента, а актер от режиссера?

Плох тот актер, который не мечтает стать режиссером. Брэдли Купер решил "продвинуть" себя по карьерной лестнице и заделаться режиссером. Его фильм "Звезда родилась" я выдержала 20 минут... Но в Голливуде, кажется, такое хорошо заходит, и Брэдли не остановился!

Плох тот актер, который не хочет сыграть реального человека. Именно это высота, которая 100% доказывает мастерство актера и обеспечивает ему номинации и награды. И тут Брэдли решил взять с наскока все планки: сыграть реального человека, срежиссировать фильм по всем существующим модным клише и еще прилепить сюда эмблему Netflix. Чтобы наверняка. Все ставки на зеро.

Netflix производит контент, как бургеры в известной закусочной, называемой рестораном: по шаблону, потоком и без особого вкуса. Вроде пища, быстро утоляет голод, но не насыщает никакими полезными веществами организм. Здесь нет витаминов и микроэлементов.

Контент - это просто информация.

Кино же, в отличие от контента, насыщено полезными веществами: оно задает вопросы, вектор мысли, поднимает чувства и оставляет послевкусие. Его хочется смаковать во время и после просмотра.

Кино - это знания и опыт.

То есть это уже что-то более личное, прожитое, перелопаченное и трансформировавшее самого автора и его создателей, а значит имеющее потенциал к трансформированию и других.

Брэдли Купер плохо играет роль режиссера
Брэдли Купер плохо играет роль режиссера

Режиссер дает свое видение и интерпретацию произведению, а актер дает интерпретацию персонажа в произведении. Режиссер очеловечивает историю, а актер очеловечивает персонажа. Взять на себя все функции сразу, как дерзнул Брэдли - ну, так себе идея. Потому что даже Леонард Бернстайн, герой этого фильма, не мог одновременно и дирижировать, и играть на инструменте в оркестре. Так не бывает. В итоге, что получилось..

О чем кино?

Фильм-байопик о Леонарде Бернстайне. Талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла «Вестсайдская история», крупнейший дирижер, музыкальный писатель и популяризатор академической музыки. Сам он называл себя то дирижирующим композитором, то дирижером, сочиняющим музыку.

Я изучила его биографию с любопытством: он был незаурядным человеком, который страстно любил своё дело, страстно любил жизнь и, вероятно, страсть пронизывала все сферы его бытия!!

И, конечно, такие личности противоречивы, сложны, неоднозначны и интересны для исследования в жанре кино. Тем более, байопики сейчас в моде.

Описание фильма, то есть его синопсис, должен сожержать в себе некий задел на драматизм и основной конфликт фильма. Читаем описание фильма на Кинопоиске:

Несмотря на увлечённость парнями, молодой перспективный композитор и дирижёр Леонард Бернстайн встречает любовь всей жизни — начинающую театральную актрису Фелицию Монтеалегре.

Вроде, из описание следует, что фильм о сложной и противоречивой любви. Акцент, очевидно, на гейские похождения (Как будто это единственная интересная часть биографии дирижера и композитора Бернстайна). Даже в фильме про Фрэдди Меркюри "Богемская Рапсодия" не было такой выпуклой (прости господи) отсылки к этой части жизни музыканта. Потому что не гомосексуальная любовь же делает человека талантливым, в конце концов!

Но нет - у кого что болит, как говорится.. Для Брэдли было интересно именно это, очевидно.

Что пошло не так?

Начинается фильм многообещающим эпиграфом: "Произведение искусства не отвечает на вопросы, оно их задает. А его основной смысл заключается в напряжении между противоречивыми ответами".

Ожидаем, какие вопросы будут заданы зрителю?

Вот поворотный пункт в карьере Бернстайна, и он дирижирует в Карнеги-Холле, что приносит ему популярность. Поцелуи с мужчинами. Встреча с Фелицией. Я как зритель, еще не нашла для себя, чему мне сопереживать. Потому что я не понимаю, кто персонаж, в чем его проблема и какие у него препятствия. Это просто набор картинок.

-4

Пытаюсь проследить мысль режиссера: как склеены кадры, почему такая последовательность - и это тоже выдавало дилетанта в кино. Сам Бернстайн в одном интервью сказал: "дело не в нотах, а в переходах от одной ноте к другой". Брэдли, прислушайся! Режиссер фильма упивается композицией кадра ради композиции (ну красиво же), никакой связи в переходах кадров, в их склейке и замысла в именно такой постановке кадра нет.

А еще сразу набрасывающееся на тебя клише, отработанное еще на фильме "Блондинка" о Мэрилин Монро - смена чб и цветных кадров. Только здесь это вообще никак не оправдано и сделано для выпендрежа.

Дилетанта в кино выдает то, что для него форма важнее содержания.

Нет никаких задач у фильма. Нет никаких вопросов у персонажей и режиссера. Нет никаких чувств и отношений между персонажами. Я как зритель не могу найти, за что мне переживать. Нет драматических завязок и замысла в происходящем.

Грамотный режиссер исследует какой-то драматический вопрос в жизни человека. Возьмем того же Оппенгеймера - очень чётко и понятно, какие слои вопросов поднимаются: человек и система, злодейство гения, страсть к делу, ставшая проклятьем.

Если основной темой Брэдли решил выбрать запутанную личную жизнь Бернстайна.. то это у него не получилось ни разу. Потому что я не вижу никаких чувств и отношений персонажей: это никак не передано, ни одной деталью!

Персонажи и Отношения

Хорошее кино может вырасти из выразительных персонажей и химии между ними. Фелиция была для Леонарда партнером и другом, которая все понимала с самого начала. В фильме это никак не передано: что она чувствовала? Почему пошла на эту связь с ним? Почему рожала детей от него? Какая природа их отношений? Почему между ними возникла связь?

Даже эти вопросы могли бы уже обогатить картину.

В фильме они знакомятся на какой-то вечеринке, перекидываются парой фраз, разыгрывают сцену из спектакля Фелиции - и всё. Их связала судьба. Но это настолько химически не подпитано! Никаких флюидов, никаких токов. Герои эмоционально никак не подошли к этому событию, тут нечего играть. Никакого всплеска, карасиса или озарения, потому что предыдущие события никак к этому их не готовят.

То, что они сидя спина к спине угадывают числа - это никак не отражает их отношения. Что именно это их связывало и мотивировало её выталкивать из себя детей от него?

Можно было бы добавить какой-то эпизод, что нетрадиционные связи дирижера могли поставить под угрозу его карьеру, и ему срочно нужна "борода" - и вот он нашёл идеальную кандидатку.

А чем мотивировалась она? Быть в тени славы и у огонечка страсти и таланта? Или она нашла в нём наставника, друга и просто надежного человека? А, может, это история про неубиваемый патриархат, где мужчина правит, платит и делает, что хочет?

Там нет ни намека на эти вопросы. Я их придумала сама, режиссеру-Брэдли было не до вопросов: ему нужно было сделать красивые картинки.

Отношения между героями показаны только через эти дурацкие спины и один разговор. Какие чувства и мотивы их связывали, мы можем только догадываться. Впрочем, и отношения с мужчинами в фильме показаны скупо и слабо. Из фильма следует, что Бернстайн никого не любил особо, просто тусовался в своё удовольствие. Но по ощущениям из документальных материалов, это совсем не так...

А любовь к музыке и своему делу? Здесь это показано через потную сцену дирижирования. Которая в исполнении Брэдли просто дичь. Хотя он брал уроки и, по его словам, вообще готовился к фильму 6 лет.. Дирижирует он невпопад и мимо кассы. Я как зритель не пропиталась страстью к музыке ни разу. Единственный эпизод, который был намеком на любовь и профессионализм - где Бернстайн объясняет ученику, как дирижировать. Я хотя бы проникаюсь сложностью искусства дирижера и тем, в чем вообще его работа заключается. Побольше бы таких деталей в кино, чтобы как минимум немного продолжить дело Маэстро - популяризировать любовь к музыке и страсть делать свое дело с полной отдачей!

Смотрели фильм? Какие у вас впечатления?

Может, я слишком сурова?)) Поделитесь в комментарии.