Предположим, что мы выработали навык работы со смыслом (упрощение --> толкование --> выработка действий --> понимание последствий). Возникает вопрос: а как проверить, верно ли моё понимание ситуации и избранный план действий?
Давайте отстранимся от нашей внутренней убеждённости, что мы всё поняли и сейчас сделаем всё правильно. Посмотрим на то, что же у нас возникает в сознании, в голове.
1. Мы сформировали понимание ситуации, как обновление конкретной части картины мира.
2. Это конкретное понимание принадлежит только нам и является строго субъективным, о нём никто ничего не знает
3. Работа по пониманию, обновлению картины миры, чаще всего, даже не осознаётся.
4. Картина мира проявляется в наших «правильных» действиях, как нашем способе взаимодействия с окружающей средой
5. «Правильность» действий заключается лишь в их соответствии нашей новой субъективной, часто неосознаваемой, картине мира
Здесь надо указать на важный момент. Наша субъективная картина мира вовсе не является таковой для других людей. У каждого человека собственная субъективно – истинная, концептуальная картина мира, в соответствии с которой они действуют.
Как состыковать взгляды разных людей на жизнь, на ситуации, на цели?
1. В виде конфликта, когда каждый отстаивает своё субъективное видение и «продавливает» своё решение
2. Мы изменяем свои воззрения и вновь оцениваем их на применимость в практике
Во втором случае, мы вырабатываем более объективную картину (концептуальную схему) мира в форме теории, строже отвечающей практике: добавляем в свою картину мира дополнительные, внешние, по отношению к ней, факторы и силы.
Цель – получить целостную объективную теорию (понимание картины мира), упорядочивающую субъективные представления.
Объективность теории достигается с помощью критики её гипотез, достижением предсказательной способности. Критика здесь понимается максимально широко, как воздействие мнений других лиц, влияние внешних факторов, как учёт интересов заинтересованных групп и даже физических законов. Критиковать можно только теорию, а не набор фактов или мнений.
В итоге, наша объективная картина мира – это целостная упорядоченная теория, которая даёт возможность решать задачи, учитывая факторы, влияющие на ситуацию и гибко изменять своё поведение.
Мы должны быть готовы менять свои понимание, картину мира. Замена или просто изменение существующей картины (концептуальной схемы) мира на другую – очень трудная задача.
В повседневном плане – это то, что обычно имеется в виду под словами «встать на место другого», к этому часто призывают, но мы очень редко по – настоящему следуем этому совету.
Успех, профессионализм руководителя высокого уровня, фасилитатора, переговорщика состоит в оперировании концептуальными схемами, картинами мира заинтересованных сторон.
Фактически, смысл управления на уровне топ – менеджера сводится к следующему:
1. Уяснении, осмыслении, для себя, точек зрения (картин мира) разных сторон
2. Нахождении точки соприкосновения различных взглядов.
Точкой соприкосновения могут быть общие интересы, взгляды, цели, выгода, процессы
3. На базе точки соприкосновения – построение пятна контакта, основы для сотрудничества
4. Выработке единой или, хотя бы, приемлемой, для всех заинтересованных сторон, картины мира, как основы для действий
5. Построение плана действий в единой для всех картине мира по достижению единой цели