Знаете, что самое печальное в рассказах о некоторых людях, о которых я рассказываю в "Мы не цифры"? Два момента.
Первое это то, что очень многие уже имели документы на выезд за границу на тот момент, когда все началось. Или собирались их в скором времени получить. Одни должны были продолжить учебу. Других ждала хорошая работа. Девушку, у которой была русская мама, ждал в Европе жених. Ктото хотел поехать лечиться. У людей был планы и если бы они осуществились, их бы просто не оказалось там, где они оказались.
А из-за того, что были закрыты границы, они просто не могли выехать туда, где их ждали. Бывает, когда люди опаздывают на самолет, который потом падает. А это наоборот. Не успели выехать туда, где их ждала бы жизнь.
А еще огромное количество людей перебралось в южные районы. Или туда, где, как они думали, было более безопасно, чем у них дома. Если бы они туда не попали, может быть, были бы целы. И не было бы жизни впроголодь в течение нескольких месяцев. Потому что дома хоть какие-то запасы. Потому что дома есть одежда, мебель, посуда.
Если б не приехали к родственникам, кто-то бы из семьи остался цел. А так, всей семьей. И никого не осталось. Или остались, но выживать теперь будет на несколько порядков тяжелее.
Они об этом не просили. Решили за них. Некто.
Куча если...
Знаете, что я больше всего не люблю в жизни? Безвыходные ситуации. Или ситуации, когда в качестве выхода предлагаются варианты один другого хуже. Или когда действия кого-то третьего ставят жирную точку на всём. И решает чужую судьбу и то, будет ли жить человек, некто, не имеющий на это совершенно никакого права.
Не дошел куда-то, потому что ктото пьяный за руль сел. И жизнь выключили. Закидали пряниками. Снайперюга подкараулил.
И всё. Совсем. И навсегда.
Главное, никогда не забыть, кто это сделал с другими. 17 лет назад они закидывали пряниками Ливан. Я тогда писала на форуме для сотрудников туротрасли, что нельзя продавать туры к тем, кто это делал. Хотя бы просто из солидарности, потому что тогда, в августе, Ливан был под завязку набит туристами. Как можно посылать туристов к тем, кто угрожал жизням других туристов? Это тоже самое, что подавать руку пАдонку. Но, наверное, деньги не пахли. Или пахли призывно хорошо.
Знаете, сейчас большинство тех, кто не поддержал тогда мою идею, закрылись. Или "продают Родину". Но там не те прибыли ни разу, что были на загранке. Большинство закрылось уже давно, не в результате текущих событий.
Мне очень хочется думать, что это за то вот самое.
За глухоту к чужой боли и горю.
*********
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит, в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!
****
1975 г.
Знаете и помните, кто написал, да?