Лопата, лом и топор далеко не единственное снаряжение танка. При долгих маршах, ему требуется дополнительное горючие, запасные части, боезапас.
А если танк застрянет или его подобьют, то как тогда вытащишь эту махину с поля боя? Помимо прочего нужно позаботиться и о танкистах. А где им укрыться от непогоды? Чем укрыть танк, чтобы прогреть двигатель в морозы?
В этой статье вы получите ответы на эти и другие вопросы связанные с дополнительным снаряжением танка. Приятного чтения.
Танковый брезент
Со слов танкистов, танковый брезент - самая важная, небоевая часть снаряжения. У него был широкий спектр применения. Им укрывались от непогоды, использовали как скатерть для общего приёма пищи. Его применяли и для тушения небольшого пожара, например двигателя.
Брезент позволял сделать из танка - дом. Выкапывалась небольшая траншея, в неё ставили печку-теплушку. Сверху на траншею устанавливали танк и закрывали брезентом. Не “отель” конечно, но было довольно уютно.
Стальной трос
Для эвакуации подбитого товарища, или самих себя, на танках спереди располагался стальной трос. Он был достаточно мощным, что бы тянуть технику, в том числе танки и САУ даже с заклинившей трансмиссией. Конечно при этом масса буксируемой бронетехники должна быть меньше массы того кто её тянет.
Бревно “самовытаскивания”
Даже по названию становится понятно, что предназначалось такое бревно для самостоятельного вынимания бронемашины из топкого грунта (грязи, болотистой местности).
Когда танк застревал, то бревно снимали с борта танка и укладывали его поперек спереди или сзади машины под гусеницы. Затем бревно зацеплялось при помощи небольших тросов к гусенице бронемашины и механик-водитель трогался с места. Бревно заползало под гусеницы и благодаря большей поперечной площади, вынимала танк из вязкого места.
Кто-то скажет, дак зачем его возить с собой, леса кругом море, бери любое. Однако на то были свои причины:
- Необходимо найти подходящий диаметр, срубить, притащить к танку, а если деревья далеко…
- Опять же дополнительная защита
Топливные баки
Обращали внимание на длинные цилиндрические ёмкости в задней части танка? Оказывается, это ничто иное как баки для дополнительного дизельного топлива. Объём достигал 460-540 литров. С общей топливной системой танка они не были соединены.
Но это же “пороховая” бочка - скажете вы и будете абсолютно правы. Перед боем экипаж сливал топливо и снимал баки. Если же бой настигал внезапно, то танкисты старались первым делом избавиться от “взрывчатки” на бортах путем сливания топлива на землю.
Есть мнение, что иногда для дополнительной защиты в эти баки засыпался песок. Идея сомнительная конечно, учитывая тот факт, что защищаемая ими площадь небольшая, а использовать баки после песка по прямому назначению становиться практически невыполнимой задачей.
Дополнительное звено трака
Запасное звено трака так же всегда брали с собой, особенно в дальние марши. Чаще всего его крепили спереди танка или на башню, что так же выполняло роль дополнительной брони.
Снаряды
Тылы не всегда поспевали за своими подразделениями, а снаряды имели место заканчиваться в самый не подходящий момент. Именно поэтому при переброске танков на новое расположение, на их борта и корму крепились дополнительные ящики с боекомплектом. Они уже не выполняли роль защиты ни каким образом, поэтому от них, в случае внезапной атаки избавлялись в первую очередь.
Советские танкисты были довольно креативными людьми. Помимо дополнительного снаряжения они иногда возили не менее важные вещи и предметы быта. Например, патефон.
В танке хоть и было мало места, так что в основном все крепилось снаружи танка, но для патефона место всегда находили. Конечно он был не в каждом танке, но если танкисты его где-нибудь раздобудут, то непременно берегут. Это пехоте девать его некуда, а танкисты хоть и не на “колесах”, но место для патефона или гармони находили всегда.
Если статья была интересна для вас, поставьте пожалуйста лайк. Это очень сильно мотивирует в создании нового и интересного контента.
Буду очень рад пообщаться с вами в комментариях и увидеть вас в числе подписчиков
Статья на подобную тему: