Одна особенность местной природы обращала взоры людей древности на Апшеронский полуостров, вызывая любопытство и мистический трепет: в его земной толще у многочисленных мест, где глубинная порода буграми поднимается к осадочной поверхности, скоплено колоссальное количество нефти и природного газа. Апшеронский полуостров является частью более обширного Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна, охватывающего практически весь шельф и берега южной части Каспийского моря, но там концентрация нефти и газа особенного высока. В разных местах нефть и газ прорывались на поверхность земли и вначале при случайных обстоятельствах (удар молнии, степной пожар и пр.), затем – уже и от рук служителей древних культов, воспламенялись. Люди древности полагали, что на Апшеронском полуострове обитают некие невидимые сверхъестественные существа, время от времени зажигающие огромные, долго не гаснущие огненные фонтаны.
Населяли люди Апшеронский полуостров, несмотря на его малоплодородность, уже в эпоху древнекаменного века. От первобытного населения сохранились оставленные тем на скалах изображения людей и диких животных.
О населении Апшеронского полуострова и ближайших к нему территорий в эпоху бронзы и Ранней Античности мало что известно. Во II в. до н.э. к нему приближались границы двух древних государств Закавказья – Кавказской Албании на западе и Атропатены на юго-западе. Первая была населена племенами, родственными современным народам горного Дагестана на Северном Кавказе, вторая – ветвью древних мидян, говоривших на языке иранской группы.
В I в. до н.э. за влияние на Атропатену и ее царей боролись три державы: граничившие с ней Парфянское царство, которое охватывало обширные земли Ирана, Месопотамии и запада Средней Азии, и Великая Армения – сильное государство на юге Закавказья и в горах Передней Азии, а также Древний Рим, форпосты которого в то время появились на восточном побережье Средиземного моря.
В I в. н.э. Атропатена окончательно подчинилась Парфии, ее трон стали занимать родственники верховных парфянских царей Аршакидов.
В ходе продолжавшихся войн с Парфией уже прочно обосновавшиеся в Передней и Малой Азии римляне совершали походы в том числе в пределы Атропатены, называвшейся так по имени своего древнего основателя Атропата, добирались и до Апшеронского полуострова, где оставили надпись на латинском языке у подножия холма, к настоящему времени носящего название Беюк-Даш. К тому времени на юго-западном побережье полуострова из нескольких поселений, основанных в разные времена выходцами из разных проходивших через близлежащие степи народов (массагетов, мардов и др.), сложился небольшой город, имевший укрепленные стены со рвом и порт.
Также близко к Апшеронскому полуострову, а возможно, и на нем самом проживал древний народ каспиев, давший название Каспийскому морю, – один из нескольких, составлявших население Кавказской Албании. К I в. н.э. каспии были ассимилированы соседними народами.
В III в. н.э. в созданной парфянскими царями обширной державе сменилась правящая династия. При новых верховных правителях из персидского рода Сасанидов в ней постепенно стали развиваться типичные для наступающего Средневековья феодальные отношения: воины и государственные служащие получали от правителя или наместника земельные наделы с работавшими на тех простыми земледельцами и скотоводами, которые содержали царских слуг, отдавая им часть выращенной продукции.
Сасанидская держава продолжала с переменным успехом соперничать за западно-азиатские земли с Римской империей, а затем – с восточной наследницей Древнего Рима Византией, в которой также развивался феодализм.
Кавказская Албания в первые века новой эры под влиянием распространявших христианство миссионеров из Армении в значительной степени переняла армянские язык и культуру.
В то время как византийцы и армяне в подвластных землях распространяли христианство, сасанидские правители, как и прежде парфянские, оберегали в своей державе зороастризм – сложную религиозную систему, основанную как на восходящих к монотеизму представлениях, так и на древней западно-азиатской философии и первобытном почитании огня.
Апшеронский полуостров с его обилием самовозгорающихся выходов на земную поверхность нефти и природного газа являлся особо почитаемой землей у зороастрийцев. В город, возникший на его юго-западном побережье, стекалось множество паломников, желавших совершить свои обряды в местных храмах. Византийский дипломат Приск Панийский, проезжавший через этот район в Мидию (северо-западный Иран), сообщал о пламени, которое здесь пышет на морском побережье прямо из камней. Зороастрийцы, сакрально почитавшие эту местность, называли город «божественным», на древнеперсидском «Багуан». Завоевавшие впоследствии Закавказье арабы стали называть его, как им было удобнее: «Бакух, Баку». Арабское название, в конце концов, и закрепилось за ним.
Полная версия статьи на нашем сайте:
Мы рады видеть вас у себя в гостях😊 Ставьте 👍 👍Если не подписаны на нашу ленту - подписывайтесь🖍 Оставляйте комментарии. Позитивных дней!
Еще здесь же в ленте: