Найти тему
History-thema

Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа

К концу XV в. все мусульманское население Азербайджана, говорившее на тюркском языке, осознало себя единым народом.

Поскольку в образовании азербайджанского этноса участвовали те же тюркские народности, что и в образовании турецкого в Малой Азии, азербайджанский и турецкий языки очень похожи, и их носители могут вполне хорошо понимать речь друг друга. Но в антропологическом отношении азербайджанцы и турки сильно различаются: азербайджанцы имеют прикаспийский антропологический тип, характерный для населения иранских земель вблизи Каспийского моря, а большинство турок относятся к переднеазиатскому антропологическому типу – как арабы и армяне.

Татарин (азербайджанец) из Баку на рисунке князя Г. Г. Гагарина
Татарин (азербайджанец) из Баку на рисунке князя Г. Г. Гагарина

Древнее соседство с народами, населяющими исключительно Кавказ (грузинами, горцами Северного Кавказа), обусловило интенсивное проникновение в азербайджанскую среду кавказских культурных элементов в одежде, быту и традициях. Культура азербайджанцев представляет собой как бы смешанный кавказско-иранский тип.

Азербайджанский мужской танец Гайтагы (commons.wikimedia.org / фото: Вугар Ибадов)
Азербайджанский мужской танец Гайтагы (commons.wikimedia.org / фото: Вугар Ибадов)

В начале XVI в. глава азербайджанского религиозно-племенного союза кызылбашей («красноголовых» — отличительным знаком последователей духовного учения этого объединения были чалмы красного цвета) Исмаил Сефеви стал верховным правителем – шахом, Азербайджана, а затем присоединил к своим владениям весь Иран. Под именем шаха Исмаила I он стал правителем целой империи, основателем знаменитой иранской династии Сефевидов. Столицей Сефевидской державы стал город Тебриз в южном Азербайджане (сегодня находится в составе Ирана).

Исмаил I
Исмаил I

По названию духовного объединения, которое возглавлял шах Исмаил, впоследствии всех подданных Сефевидов, которые являлись мусульманами-шиитами, стали называть кызылбашами. Исмаил I официально сделал шиитское направление в Исламе государственной религией своей державы, с этого времени в Иране начинаются жестокие притеснения мусульман-суннитов, которые постепенно переселялись в другие страны.

К XVIII в. Сефевидская держава пришла в упадок. На земли Азербайджана, прежде всего – на побережье Каспийского моря, начала засматриваться продвигавшаяся на Кавказ Россия. Постоянно восставали зиммии – христианское население зависимых от Сефевидов областей Грузии и Армении. В 20-х годах XVIII в., во время очередной войны государства Сефевидов с Османским Халифатом, российские войска, приплывшие на кораблях по Каспийскому морю, высадили десант и захватили ряд прибрежных городов, в том числе Баку на богатом нефтью (она уже тогда высоко ценилась как топливо для светильников) Апшеронском полуострове. В 1722 г. афганцы захватили новую столицу державы Исфахан и низложили последнего сефевидского шаха.

мост в Исфахане (наши дни)
мост в Исфахане (наши дни)

В 1724 г. Россия и Османский Халифат поделили территорию закавказского Азербайджана: Россия получила побережье Каспийского моря, а Халифат – всю остальную часть.

Но затем отношения между Россией и османами резко обострились, и российские дипломаты подговорили иранского шаха Надира начать войну с Османским Халифатом, взамен обещав передать ему азербайджанское побережье Каспийского моря.

В 30-х гг. XVIII в. Надир отвоевал у османов Азербайджан, часть Грузии и Ирана, а в 1735 г. Россия, согласно заключенному договору, уступила ему завоеванные у Сефевидов земли по побережью. Азербайджан снова вошел в состав Ирана, которым теперь правили персы.

Надир-шах
Надир-шах

Однако жестокое правление шаха Надира вызвало всеобщую ненависть населения. Попытка Надира силой присоединить к своей державе Дагестан вылилась в изнурительную войну, закончившуюся бесславным поражением шахских войск, а дагестанские воины заняли Дербент.

После неудачной дагестанской кампании экономика Ирана пришла в расстройство, среди высших сановников началась смута, и впоследствии Надир был убит собственными военачальниками. После его смерти центральная власть Иранской империи ослабла, и в Азербайджане укрепились несколько полунезависимых государств, возглавляемых местными ханами: Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Талышское и Эриванское ханства.

Гянджинское ханство (карта 1901 г.)
Гянджинское ханство (карта 1901 г.)

Во второй половине XVIII в. кубинский хан Фатали попытался объединить все азербайджанские земли. Однако после его смерти азербайджанское государственное объединение вновь распалось.

В начале XIX в. Россия начала враждовать с Ираном за земли в Закавказье. В 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору правитель Ирана признал ханства Северного Азербайджана, носившего общее название Ширван, владением России.

На территории российского Азербайджана была учреждена Бакинская губерния, центром которой стал город Баку. Южный Азербайджан с городом Тебриз и поныне находится в составе Ирана. В царской России азербайджанцев называли ширванскими татарами.

-8

В годы Советской власти в Азербайджане, как и во всех советских республиках, интенсивно развивалась промышленность, было введено обязательное общее образование для населения, бесплатное здравоохранение. Уровень жизни в Азербайджане, как и во всем СССР, после Второй Мировой войны (непосредственно Азербайджана военные действия не коснулись) стал одним из самых высоких в мире.

Однако Советская власть под предлогом борьбы со «старыми порядками» проводила политику культурной унификации, разрушения традиционных быта и ценностей населения. Особенно жестоким преследованиям подвергалась религия. Мечети принудительно закрывались и разрушались, соблюдающие религиозные предписания люди не имели права занимать ответственные должности, получать высшее образование.

После падения Советской власти в Азербайджане была дана свобода религиозного просвещения. При этом особенно активно возрождением религиозных традиций занимались ранее немногочисленные в Азербайджане мусульмане-сунниты. В результате в настоящее время большинство азербайджанцев по-прежнему причисляет себя к мусульманам шиитского толка, но именно среди соблюдающих религиозные предписания преобладают сунниты.

Мечеть в городе Шемахы́
Мечеть в городе Шемахы́

В настоящее время Азербайджан – многопартийная республика, самое большое по территории и населению государство Закавказья. Собственно азербайджанцы составляют 91,6 % его населения (8,2 млн. человек). Азербайджанцы являются вторым по численности из народов Ирана (Южный Азербайджан) и самым многочисленным народом Кавказа.

Это краткая история Азербайджана. Прочитать полную версию можно на сайте: http://history-thema.com/azerbajdzhancy-samyj-mnogochislennyj-narod-kavkaza/

Если было интересно, не забудьте про 👍. Спасибо, что заглянули к нам👀.

Еще в нашей ленте:

Удачных дней!🙂

Автор: ©history-thema.com Условия копирования на сайте.