Национализм и расизм - два социальных явления, оставляющих глубокий след в истории человечества. Эти понятия, хотя и могут иметь политический и социальный характер, также обладают корнями в психологических аспектах человеческого мышления и поведения.
Эволюционные корни
Истоки национализма и расизма начинаются с рассмотрения эволюционных корней. В исторической перспективе групповая идентичность и важность своего "племени" имели колоссальное значение, напрямую связанное с выживанием. Это объясняет тенденцию людей объединяться в группы с общими чертами, такими как язык, культура или этническая принадлежность, для обеспечения безопасности и ресурсов.
Однако, с развитием общества, эти эволюционные механизмы переросли в социальные конструкции, приводя к формированию национализма - высокой степени привязанности к своей нации. Здесь психология играет ключевую роль, формируя чувство принадлежности и лояльности к своей группе.
Психология групповой идентичности
Групповая идентичность представляет собой важную часть психологии. Люди, идентифицирующие себя с определенной нацией или этнической группой, часто разделяют чувство превосходства над другими группами. Это связано с необходимостью поддерживать положительное самоощущение, что может привести к созданию стереотипов и предвзятости.
Психологические механизмы групповой идентичности могут быть продуктом как внутригруппового воспитания, так и воздействия внешних факторов, таких как медиа и образование.
Механизмы дискриминации
Человек имеет тенденцию объяснять успехи своей группы внутренними факторами, такими как умение и трудолюбие, в то время как неудачи приписываются внешним обстоятельствам на которые влияют другие группы.
Дискриминация, как результат этих механизмов, становится социальной реакцией на чувство угрозы со стороны других групп. Своего рода защитный механизм распространяющийся массов на людей. Чтобы избежать негативных влияний со стороны группы, нужно подавить их вляние заранее. Можно сказать, что это принцип " бить первым".
Как побороть эту проблему?
1. Эмпатия, способность постигать чувства и переживания других людей, является ключевым фактором в создании позитивных межгрупповых отношений.
2. Культурные аспекты также оказывают влияние на формирование национализма. Психологическое изучение культурных различий и их влияние на восприятие "другого" может помочь развивать толерантность и уважение к разнообразию.
3. Образование и медиа, как ключевые факторы формирования мировоззрения, могут сыграть важную роль в изменении нашего мышления. Программы, направленные на поддержание плюрализма и воспитание толерантности, способствуют формированию психологического климата, препятствующего распространению предвзятости.
4. Личный пример является, возможно не самым глобальным, но очень действенным способом. Когда наша семья, близкие и в целом окружающие нас люди видят толерантное и уважительное отношения к людям других национальностей и рас, то это определенно взращивает в них определенное отношение к другим членам общества.
5. Медийные платформы также несут ответственность за создание образов "других" групп. Психологическое исследование в области медийной психологии может помочь создать позитивные образы и предотвратить стереотипизацию.
Одним из ярких примеров взращивания толерантности в обществе на данный момент можно назвать крупные медиакорпорации, которые все чаще стали приглашать в качестве актеров первого плана людей разных рас и национальностей. Так например, популярная компания Netflix уже давно соблюдает требования касательно распределения ролей среди людей разной этнической и рассовой принадлежности, а также причастность к разным гендерам. Конечно такое положение дел порой вызывает много споров и критики.
Например, недавно вышедший фильм " Русалочка", где главную роль сыграла темнокожая актриса. Было много критики в сторону этого фильма касательно расовой принадлежности главной героини, но для афро-американцев такое решение о выборе главной актрисы стало нечто удивительным и вдохновляющим. Но при всем этом, фильм получил дополнительную критику по причине того, что в фильме не осветили проблему рабства в карибском бассейне. Вот так, к примеру высказался бывший глава комитета по многообразию Королевского телевизионного общества — Маркус Райдер:
Я не думаю, что мы делаем нашим детям одолжение, делая вид, что рабства не существовало. Развертывание фантастической истории в это время и в этом месте буквально эквивалентно описанию истории любви между евреем и неевреем в Германии 1940 года и игнорированием еврейского холокоста.
Эффект конечно был не таким, каким его планировали создатели фильма, но их попытка уже заслуживает внимания, как пример проявления уважения к разным расам.
В целом, взгляд на истоки национализма и расизма с психологической стороны помогает понять, как эти явления взаимодействуют с человеческим мышлением и поведением. Именно исследования психологических механизмов помогают в разработке стратегий по преодолению национализма и расизма, создавая более гармоничное и толерантное общество. Но мы также можем вносить вклад в это новое общество своим личным примером.
Автор: Ольга Стрелкина
Психолог, Семейный Женский психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru