Найти тему
Добрый Псих

Мальчик Артем, чиновничья система и Счастливая звезда

Жил-был мальчик Артем (имя изменено по просьбе ребенка). И была у него любимая мама – женщина с очень несчастной судьбы, воплощенное «добро без кулаков». Похоронила мама старшего сына, был он парализованный инвалид без речи, но она его не бросила, 20 лет преданно заботилась. Теперь светом в окне для нее стал Артем, ради него и жила. Работала на тяжелых работах – то санитаркой, то дворником, то нянечкой в детском саду. Получила по наследству от бабушки половину деревенского дома…ну, как, дома…вот вообразите себе покосившуюся избенку из рассказов классиков о тяжелой доле русских крестьян в эпоху царизма, ухудшите эту картину раз этак в 10 – и получите ту половину дома, где жили мама с Артемом. Но мама была человек терпеливый и безответный. Бороться за свои права она просто не умела. А СИСТЕМУ это устраивало: ни администрация, ни другие ответственные органы не обеспокоились, что женщина со старшим ребенком-инвалидом и младшим, Артемкой, живет в таком ужасе общей площадью 24 кв.м.

Артем рос добрым, ласковым, послушным. Многого от мамы не просил, во всем помогал. Очень любил груши – их мама со своей нищенской зарплаты иногда ему покупала. Вкусными были груши из любящих маминых рук!

А потом сосед, хозяин второй половины дома, свою половину снес, вот просто отрезал половину избы, безо всякого там технического согласования – и построил на этом месте пару каменных домов, приспособив их под ночлежку-хостел. Там в каморках ютились те, кому больше жить было негде: иногда пили, иногда дрались, иногда устраивали шумные гулянки, сотрясая стены у Артемкиной мамы. Не выдержала женщина, взяла в банке кредит, наняла юристов, подала в суд. Даже по телевидению показывали репортаж о тех невыносимых условиях, в которых она оказалась. Но суд выиграл… догадайтесь, кто… разумеется, сосед. Такова СИСТЕМА. Всемогущая чиновничья система, для которой живой человек – никто.

Не выдержала мама ни такой жизни, ни такого решения суда – и в декабре 23 года умерла. Сгорела от рака буквально за полгода. И вот тут-то СИСТЕМА подняла голову – и заработала вовсю.

Прямо в день похорон матери, 25 декабря, чиновники приехали, сфотографировали избенку, и задумалась СИСТЕМА, куда же Артема девать. Решили отдать в приемную семью.

Дальше начался такой ад, что до сих пор он снится Артему в кошмарных снах. Приемная «мама», назовем ее Ольга, была личностью, мягко скажем, своеобразной. В среде школьных психологов, где я вращалась всю жизнь, о ней ходили слухи, что раньше была она… надзирательницей в женской колонии. Скорее всего, это просто домыслы, но порядки в ее семье были именно такие. В 6 подъем, в 22 отбой. После отбоя выходить из «камер» (детских комнат) запрещено даже в туалет. Шаг влево, шаг вправо – побег. Эта «мама» ежедневно гневалась, кричала на детей, требовала подчиняться ей во всем. Весь этот тюремный порядок она называла красивым словом «правила». Почему против таких «правил» не бунтовали другие дети? Двое были совсем маленькие, один – ее кровный сын, он другой жизни вообще не знал. А остальные либо запуганы ею вконец, либо до нее жили в детдоме, где еще хуже.

Далее публикую рассказ самого Артема о том, как жилось ему у Ольги: «25 декабря я похоронил свою маму, вечером сидел в унынии и не представлял, как теперь буду жить. 26 декабря приехали органы опеки и сказали о том, что условия проживания неприемлемы и меня отправят в приемную семью. Я испугался, что меня отправят в какую-то строгую или плохую приемную семью, на что опека ответила, что у них нет таких семей. Все семьи на хорошем счету. Меня по итогу отправили к Ольге И.

Когда я попал в приемную семью, то было немного не по себе. Так как дом находился вдали от моего родного города, я чувствовал себя одиноким и неуверенным в себе. В первый же день, когда я ночью вышел в туалет из-за острой нужды, так как болел живот, то наутро на меня наорали за то, что я хожу ночью по дому, ее вообще не волновало, что у меня болел живот и мне нужно было пойти в туалет ночью. 28 декабря Ольга И. сказала мне, что на новогодние праздники я никуда не поеду. Не понимаю, к чему это было сказано, ведь у меня недавно умерла мама, мне самому было на тот момент не до праздников. Вечером она заходит в мою комнату и просит показать кошелек, который я привез с собой. А в кошельке у меня было около 30 тысяч, которые на маминой работе собрали после ее смерти мне в помощь. Она забрала мои деньги, говоря, что они пойдут под учёт.

А потом при всех за столом она сказала, что моя мать меня плохо контролировала, только сказала это матом (в присутствии несовершеннолетних детей, включая девочку 9 лет и мальчика 12 лет). Ольга И. неоднократно говорила, что моя мать меня толком не воспитывала, обесценила ее труды, тем самым доведя меня до слез.

Опекунша угрожала, что сдаст меня к психиатрическую больницу, где меня будут кормить таблетками. Говорила, что в армии об меня будут вытирать ноги и что я по жизни буду всегда отбросом общества. Она показывала фотографии моего дома другим детям со словами: «Скажите, так живут нормальные люди?» - это чтобы унизить меня. Дошло до того, что она ударила меня в грудь, а потом говорила детям, что я опасный и кидаюсь в драку. Потом в опеке она кричала, что меня нужно сдать в интернат и что я не приживусь ни в одной семье».

И вот ведь что интересно. Когда, начиная с августа прошлого года, я добивалась оформления ресурсной семьи (это замена приюта для детей, оставшихся без родителей), опека пыталась доказать мне, что я «не ресурсна»: больные ноги да еще и вдова (вот ведь какие у меня «недостатки»!) А вот Ольга, по их мнению, вполне себе «ресурсна»: так и работает СИСТЕМА.

Прямой обязанностью Ольги как ресурсной мамы было: открыть у нотариуса дело о наследстве Артема, списать с него кредит матери, оформить ему пенсию по потере кормильца, временно зарегистрировать у себя, сделать социальную карту и признать его дом непригодным для проживания (тогда Артему после совершеннолетия полагалась бы квартира от государства). Но за тот месяц, что он жил у нее, она даже не приступила ни к одному из этих дел. Зато не преминула твердить Артему о покойной матери, что та якобы о нем не заботилась и его не воспитывала.

Наконец, Артем однажды не выдержал. После 22 часов он очень захотел в туалет, но его не выпускали из комнаты, и он решил справить большую и малую нужду в пакет. Все, разумеется, протекло на пол и на мебель. Ольга заявила в опеку, что у мальчика «девиантное поведение» и что она с ним жить больше не может. (По-моему, девиантное поведение у самой Ольги!) Вот тут-то СИСТЕМА застопорилась и заскрежетала своими гнилыми шестеренками: что-то пошло не так, не по «правилам». Назревала неприятность, а СИСТЕМА этого не любит.

А я, старый Добрый Псих, тем временем, все же оформила ресурсную семью. Огромная благодарность М.И.Измайловой, начальнице Окружного управления социального развития! Она сама была опекуном, только благодаря ей я в свое время взяла Сережу и Антона, и, когда я пошла к ней на личный прием, она все поняла и выдала мне разрешение на ресурсное родительство.

И вот в волшебную ночь своего рождения (ночь под Рождество) я, атеист и материалист, по заведенной с детства традиции, колдовала. Зажгла свечу, отыскала в небе свою Счастливую звезду и загадала желание. Какое? Чтобы мне скорее дали ребенка. Я всегда в эту ночь обращаюсь к Счастливой звезде и загадываю добрые желания. И еще ни разу не было такого, чтобы не сбылось. Так, когда-то я загадала усыновить много детей и стать просветителем народов Крайнего Севера)))

Моя Ксюша (она ровесница Артема, разница между их датами рождениями – два дня), зная эту мою волшебную традицию, подарила мне ароматическую свечу с запахом груши. «Я подумала, запах груши тебе понравится, мама», - сказала все понимающая Ксюша.

Счастливая звезда приветливо смотрела на меня с ночного неба, какой-то великий стрелочник от Мироздания переводил стрелки судьбы на новые рельсы. А свеча загадочно горела и вкусно пахла грушей.

А наутро (я же атеист и материалист – и в колдовство не верю!) я написала в опеку, чтобы не забывали про меня и скорее дали ребенка. Стрелка в могучих руках Мироздания щелкнула, переводя поезд Артемкиной судьбы на новый путь – и та же самая М.И.Измайлова распорядилась передать мальчика мне в семью.

Как же обрадовались мои дети! «Поможем Артему!» - восклицали они, делая генеральную уборку в доме и стеля чистое белье на самую удобную кровать. Наш старший, Костик, сам натерпевшийся горя после смерти мамы, купил два торта и приехал поддержать Артема. Ксюша, Антон и Денис пригласили своих друзей на праздник по случаю появления у нас нового мальчика. Накрыли стол.

Привожу Артема, затравленного и испуганного. Из своего привычного мира – бедного, но доброго – он вначале попал в ад, а теперь и вовсе не знал, куда попадет. Его встретили шумно и радостно. Артем не так много раньше общался, поэтому наша веселая компания его ошарашила. А поскольку он пришел к нам (как и Костя когда-то) с одним жалким пакетом, я вынула кредитную карту (а ведь дала себе слово ее не использовать, но тут уж без вариантов) – и отправила старших мальчиков с Артемом по магазинам покупать ему вещи. У парня не было даже зубной щетки!

Ксюша посмотрела, все поняла и тихо сказала: «Мама, я устроюсь на работу помимо учебы – и зарплату буду отдавать тебе». И ведь устроилась! Конечно, всю зарплату я у нее забирать не буду: девочке многое нужно. Договорились, что она будет отдавать мне половину.

На следующий день я рванула в забег по инстанциям (хоть и хромаю, но действую быстро). За неделю переделала все его дела: списала кредит, оформила пенсию, открыла наследство и так далее. Сейчас борюсь за признание его жилья непригодным: тогда он унаследует пол-избушки и землю, а еще получит новую квартиру, куда и переедет позже.

Отчиталась в опеке. Они мне: «Вы за неделю все сделали? Не может быть!» Когда я вернула Артему те деньги, что отобрала у него Ольга (она сдала их, в конце концов, в опеку), мне сделали замечание: «Зачем отдаете такие деньги подростку?», - и пришлось объяснять, что это ЕГО деньги. Потом посмотрели на сияющего Артема, который теперь рассказывает людям, что «попал в рай», и задали мне удивленный вопрос: «Так хорошо не бывает! И что, он Вам никуда не написал и не накакал?» (!!!) Комментарии излишни)))

Теперь каждый вечер Артем рассказывает мне о маме. Я обещала поехать с ним на могилу весной и положить цветы. Говорю, какие добрые у него родители. Мечтаем вместе, как он получит квартиру. Костя (он сейчас переквалифицировался в риэлтора и делает немалые успехи) обещает ему помочь выбрать хорошую квартиру. Иногда к нашим беседам присоединяется Ксюша.

Вот, дописала этот рассказ – и заказываю с доставкой на дом груши. На полке у меня ароматическая свеча. Вокруг меня – вся наша дружная семья, ребята щебечут о том, о сем, весело смеются. А высоко в ночном небе над нашим домом горит Счастливая звезда и посылает добрый, волшебный свет всем моим детям.

Елена Бекетова, канд.психол.наук, школьный психолог и счастливая мама-усыновитель и приемный родитель шестерых подростков

-2