Найти тему
Балаболы

Книги способствуют развитию речи? НЕТ!

Дорогие друзья, приветствую вас!

Решила сегодня обсудить с вами достаточно сложный вопрос.

Понимание обращенной речи.

С этим сталкиваются абсолютно все родители. У одних детей понимание недостаточное в силу возраста, у других – в силу особенностей развития высших психических функций. И, естественно, встает вопрос – а надо ли разговаривать с ребенком, если он все равно ничего не понимает.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой.

Я уже озвучивала мнение специалистов в данной области и мое собственное.

НАДО! Ведь только на основе понимания, накопления словаря, развивается собственная речь ребенка.

В данной статье я хочу предложить вам некоторые приемы для улучшения понимания. Адресованы они прежде всего родителям деток с особенностями развития. Но многие рекомендации могут пригодиться и родителям малышей, которые хотят помочь своему чаду в речевом развитии.

• У детей с проблемами понимания речи очень слабое слуховое внимание. Поэтому любой посторонний шум будет мешать им сосредоточиться на том, что вы говорите. Не нужно пытаться общаться с малышом при включенном телевизоре или планшете.

• Старайтесь поймать взгляд ребенка.

• Не используйте многословные объяснения. Следует строить фразы из 2-3 слов. Здесь хорошо работает правило – говорим во фразе на одно слово больше, чем сам ребенок. Например, если он не говорит совсем, в нашей инструкции будет не более двух слов. Если кроха пользуется хотя бы, одним словом, то в вашей речи, обращенной к нему, их может быть три.

• Не говорите громко, лучше от этого он понимать вас не станет.

• Тем более не следует кричать. Всем понятно, что когда вас не понимают, не делают то, что вы просите – это раздражает. Но ведь в этом не вина, а беда крохи. Ведь он не специально так делает, чтобы вас позлить. Криком вы не только не добьетесь желаемого, но и посеете страх.

• Говорите медленно, между короткими отрезками фразы делайте паузы, как бы давая малышу «переварить» информацию.

Несмотря на расхожее мнение, что ребенку для развития речи нужно читать книги, могу сказать, что в данной ситуации это бесполезное занятие. Если нет понимания речи, то чтение будет только раздражать. Ведь речевой поток в этом случае воспринимается как назойливый шум, от которого хочется убежать. А если не учитывать тот факт, что у большинства детей с проблемой понимания есть трудности сосредоточения, им вообще невмоготу сидеть и слушать, то можно отбить всякое желание взаимодействовать с книжками.

Я не призываю забросить книги. Их можно и нужно читать. НО следует соблюдать определенные правила.

Правило №1.

В процессе чтения упрощайте фразы. Убирайте из низ незначимые слова, оставляя только несущие смысл.

Правило №2.

Между словами следует делать паузы в 1-2 секунды, чтобы дать время ребенку «переварить» услышанное.

Правило №3.

Обязательно давайте ребенку рассматривать картинки. Делайте это часто, после каждой фразы.

Правило №4.

Чтение должно быть эмоциональным, ярко интонированным. Читайте на разные голоса, по ролям. Ничто так не рассеивает внимание, как монотонность.

Приведу пример.

Возьмем для чтения сказку «Колобок». Фраза «Жили-были дед и баба.» слишком длинная и сложная для восприятия ребенка с недостаточным пониманием. Как читать? «Жил дед», показали картинку, где дед. Рассмотрели. «Жила баба», рассматриваем бабу. Вместо фразы: «Говорит дед бабе: «Испеки ты мне, баба, Колобок», читаем: «Дед хочет есть» и показываем жестом или на картинке.

Как видите, придется проявить фантазию. НО это того стоит! Если кроха начнет не только листать книжки, но и слушать, дело сдвинется.

❓А когда ваш малыш начал вас понимать?

📌 Ставьте 👍

📌 Пишите комментарии 📝

📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное 😊

📌 Наша группа в контакте.

❗️Рекомендуем к прочтению и просмотру другие интересные материалы нашего канала: