Вильялмур Стефанссон – американский полярник, автор книги «Гостеприимная Арктика» в 1914 г. осуществил канадскую арктическую экспедицию «Карлук». Возле острова Врангеля его бригантина была раздавлена льдами, а команда прозимовала на острове и была спасена канадцами.
Воодушевлённый опытом выживания экипажа «Карлука» и перспективами морского промысла у Врангеля, по возвращении домой Стефанссон развернул кампанию по колонизации острова. По Арктике можно было путешествовать без запаса топлива и продовольствия, пользуясь только местными ресурсами, охотиться на тюленей, добывать жир и использовать его в качестве топлива, ориентироваться в полярных льдах, строить укрытия из снега и многое другое.
Для поддержки своего предприятия Стефанссон пытался получить официальный статус со стороны сначала канадского, а затем британского правительства, но его идея была отвергнута.
Стефанссону, вероятно, не объяснили, что с 1823 года, этот остров считается территорией России и имеет для неё важное геостратегическое значение. В сентябре 1916 года Россия специальной нотой с приложением в виде карты известила союзные и нейтральные державы, что «все арктические острова, включая остров генерала Вилькицкого, Землю императора Николая II (Северная Земля), остров цесаревича Алексея (Малый Таймыр), остров Врангеля и другие, находящиеся у азиатского побережья России, составляют неотъемлемую часть российской территории и являются северным продолжением Сибирского материкового плоскогорья».
Так с молчаливого согласия этих правительств Стефанссон принялся за освоение острова самостоятельно.
16 сентября 1921 г. им на острове было основано поселение из пяти колонистов: 22-летнего канадца Кроуфорда, американцев Галле, Маурера (участника экспедиции на «Карлуке»), Найта и эскимосской женщины Ады Блэкджек в роли швеи и кухарки. Над островом подняли британский флаг и сделали заявление: «Я, Аллан Крауфорд, уроженец Канады, британский подданный действующей по поручению и под руководством Вильямура Стефенссона, британского подданного…»
Успешно перезимовав первую зиму и потеряв всего одну собаку из имевшихся семи, колонисты надеялись на прибытие летом судна с запасами и сменой. Но вследствие тяжелых ледовых условий судно не смогло приблизиться к острову, и люди остались на еще одну зимовку.
После того как охота провалилась и запасы продовольствия подошли к концу, 28 января 1923 г. трое полярников отправились на материк за помощью. Больше их никто не видел. Оставшийся на острове Найт умер от цинги в апреле 1923 г. В живых осталась только 25-летняя Ада Блэкджек. Ей удалось в одиночестве выжить на острове до прихода американского судна 19 августа 1923 г. Это судно оставило на зимовку еще 13 поселенцев – американского геолога Чарльза Уэллса и 12 эскимосов, в том числе женщин и детей. Ещё один ребенок родился на острове в период зимовки.
Любопытно, что первым русским судном, попытавшимся достичь «захваченного» о.Врангеля в 1922 была «белая» канонерская лодка «Магнит». Неизвестно, что они хотели – выдворить самозванцев или поддержать их . Вскоре после выхода «Магнита» из Владивостока, красные взяли город, и судно уплыло в эмиграцию. А победившая Страна Советов начала разбираться с британской короной, США и Канадой.
Наркоминдел Литвинов направил ноту, где предлагал: «Воздействовать на канадское правительство и прекратить рейды, подобные совершенным в 1921-1922 годах, которые без сомнения, будут продолжаться. Мы не допустим нарушение суверенитета России над о. Врангеля и предпримем соответствующие меры.» Ответа не последовало.
3 июня 1924 г. Нарком иностранных дел СССР Чичерин обеспокоенный наличием иностранной колонии требовал срочно сформировать гидрографическую экспедицию на остров Врангеля, он также пояснил: «Экспедицию следует предпринять именно для того, чтобы таким путём оформить права СССР на эту территорию. Необходимо поднятие нашего флага на самом острове… Если на острове окажется чужой флаг, его следует убрать (мачту срубить)».
20 июля снялся с якоря и отправился к островам Врангеля ледокол «Красный Октябрь» под командованием Морских сил Дальнего Востока и гидрографа, начальника Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке Давыдова.
Путь к острову оказался закрыт льдами. Пытаясь пробиться сквозь них, ледокол вмерз во льды и стал дрейфовать, но усилиями команды судну всё-таки удалось пройти ледяное поле и подойти к цели.
После тяжелейшего плавания и дрейфа во льдах «Красному Октябрю» удалось достичь острова Врангеля. Моряки-тихоокеанцы водрузили на одной из пустующих мачт государственный флаг СССР, а в бухте Сомнительной обнаружили зимовье, где находились 13 эскимосов во главе с американцем Уэллсом, ведшие незаконный промысел пушного зверя и белого медведя. По всем бухтам, где проживали «хищники», торчали мачты, где развевались ранее флаги Великобритании, а позднее США. Был обнаружен и канадский флаг, снятый поселенцами при приближении «Красного Октября».
Все имущество было конфисковано, американца поселили в кают-компанию, а эскимосов – на верхней палубе в брезентовых палатках. Кроме того, на борт корабля были взяты 2 белых медвежонка. Всего было конфисковано: шкур белого медведя – 38 штук, белых песцов – 57 штук, винчестеров – 7 штук, патронов – 4 300 штук.
Почти одновременно с ними к берегам острова Врангеля направлялся легкий крейсер США «Беер». Но из-за поломки винта и рулевого управления его поход был прерван.
На смену боевому кораблю выходит китобойная шхуна «Герман» с целью провозглашения «прав» США на остров. Но из-за сложной ледовой обстановки шхуна «Герман» также не смогла подойти к острову, и американцы подняли свой флаг на острове Геральд, расположенном в 70 км к востоку от острова Врангель
Арестовав «промышленников», «Красный Октябрь» отправился обратно во Владивосток. На посту у мыса Дежнева тихоокеанцы допросили ещё одного американца – «геолога» Карпене, проживавшего там вместе с чукчами, которых высадили и направили на Аляску.
Таким образом,«Красный Октябрь», успешно выполнив правительственную задачу, благополучно прибыл во Владивосток. Снятых с Врангеля канадо-американцев передали в распоряжение Наркоминдела.
4 ноября 1924 г. правительство СССР направило в Вашингтон меморандум, где обратило внимание американских властей «на нарушение территориальных прав Союза со стороны иностранцев, находящихся у северного побережья Сибири», и потребовало от них впредь строго руководствоваться «общими принципами международного права и договорными обязательствами».
В этом же году заместитель министра иностранных дел Великобритании Артур Понсонби сделал то заявление, которого так долго дожидались в Москве: «Правительство Его Величества не имеет никаких претензий на остров Врангеля».
Советско-американские, а затем китайско-американские переговоры о дальнейшем возвращении колонистов на родину через Харбин заняли длительное время.
В честь героического похода к острову Врангеля экипаж канонерской лодки «Красный Октябрь» 30 июля 1925 года был награждён Почётным революционным Красным Знаменем ВЦИК СССР. Каждому из 61 участника экспедиции был вручён нагрудный знак «За экспедицию на остров Врангеля».
Б. Давыдов получил Золотую медаль Русского географического общества. Именем прославленного капитана была названа одна из бухт на острове. А сам ледокол после его смерти получил новое имя – «Капитан Давыдов».
В 1926 г. на остров был отправлен сподвижник Владимира Арсеньева Ушаков, который стал первым представителем России по управлению и заселению островов Врангеля и Геральд. Под его руководством была создана и полярная станция. Вместе с Ушаковым на остров высадились 59 человек, преимущественно эскимосов, ранее проживавших на Чукотке.
В Историческом музее в Москве есть фотографии участников экспедиции, копии писем и воспоминаний, переданные музеем ДВМП. Большую работу по сбору документов, фотографий, семейных легенд проводит исследователь этого музея Юрий Уфимцев, подтверждая или уточняя эту информацию столетней давности новыми фактами.
Чтобы навсегда пропала «охота» на русские земли у подобных завистников, всем надо знать историю нашего народа, бережно хранить память о человеческих подвигах и принимать правильные решения по защите своих территорий.
Источники:
http://welder-history.livejournal.com/