В 1897 г. в Копенгагене по заказу российского правительства был построен ледокол “Надежный”. Строился он по чертежам Роберта Рунеберга и под его авторским надзором (вообще-то Рунеберг был финном, но с Российской империей его связывало не только гражданство, но и тесные культурно-промышленные связи). Ледокол длиной 54,9 м приводился в движение одним гребным винтом, который вращала паровая машина мощностью почти 3000 л.с. “Надежный” был построен для порта Владивосток, куда после ледовых испытаний его доставила датская команда через Суэцкий канал. Ледовые испытания показали, что “Надежный” легко справляется со льдом толщиной 60 см, что высоко оценил адмирал Макаров, годом позже построивший свой знаменитый “Ермак”. “Надежный” успешно работал в бухте Золотой Рог.
В 1918 г. большевики переименовали ледокол в “Красный Октябрь”, однако практически сразу его захватили интервенты. Судно вернули в 1922 г., но ему требовался большой ремонт, в ходе которого ледокол частично переоборудовали под канонерскую лодку, снабдив вооружением. Одной из славных страниц в истории ледокола стала экспедиция 1924 г. Советское правительство взволновали участившиеся посещения иностранными экспедициями острова Врангеля. Было принято решение добраться к острову на ледоколе и установить там советский флаг. “Красный Октябрь” под командованием капитана Б.В. Давыдова вышел из Владивостока в июле 1924 г., но путь к острову оказался закрыт льдами. Пытаясь пробиться сквозь них, ледокол вмерз во льды и стал дрейфовать, но усилиями команды судну всё-таки удалось пройти ледяное поле и подойти к цели. На острове экипаж нашел хижину, в которой проживал американец по имени Уэллс и несколько эскимосов. Уэллса (бывшего парикмахера) нанял знаменитый полярный исследователь Вильялмур Стефансон (автор книги Гостеприимная Арктика), высадил на берег для добычи пушнины, но после окончания зимовки суда, зафрахтованные Стефансоном, не смогли подойти к острову. Запасов еды у зимовщика оставалось не так много, так что он был искренне рад советским морякам. Незаконно находящемуся на советской земле американцу предложили покинуть остров на ледоколе, на что Уэллс, конечно же, согласился. После успешной установки флага на острове Врангеля, ледокол двинулся в обратный путь, но вернуться оказалось еще сложнее, чем добраться до острова
Шла вторая половине сентября, и возле мыса Северный (нынешнее название - мыс Шмидта) судно снова столкнулось с непроходимыми льдами. Экипажу пришлось готовиться к зимовке: из котлов слили воду, механизмы приготовили к консервации, урезали потребление пресной воды. Но потом начался шторм, и в ледяном поле образовалась полынья. Было принято решение срочно запустить машины и пробиваться на юг.
На топливо порубили всё, что имелось на палубе. Ледокол вышел на чистую воду, но из-за сильного тумана и штормового течения не мог определить свое местонахождение. Позже оказалось, что судно отнесло к посёлку Уэлен. “Красный Октябрь” подошел к берегу и высадил часть экипажа, чтобы собрать на побережье всё, что могло пойти на топливо. Это позволило дойти до бухты Провидения. К этому моменту топлива оставалось менее, чем на полчаса работы главных машин. Ледокол, забункеровавшись топливом и пополнив запасы пресной воды, двинулся дальше на юг. Сделав короткую остановку в Петропавловске-Камчатском, ледокол прибыл в родной порт Владивосток только в конце октября. По итогам рейса все члены экипажа получили награды “За экспедицию на остров Врангеля”, а сам ледокол новое имя - “Капитан Давыдов”.
Американцу Уэллсу выделили жильё во Владивостоке, но спустя год он умер в больнице от воспаления лёгких. “Капитан Давыдов” вернулся к работе в порту Владивосток. Чуть позже название судну сократят до просто “Давыдов”. Во Вторую мировую войну ледокол снова получил вооружение и обеспечивал службу Тихоокеанского флота в ледовых условиях. В 1943 г. “Давыдов” прошел давно требовавшийся капитальный ремонт на верфях в Ванкувере, Канада. После войны “Давыдов” продолжил работать в порту, а в 1956 г. заслуженный, но морально устаревший паровой ледокол вывели из состава флота и годом позже порезали “на иголки”.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram