«М.В. Вильгельм Густлофф» был первым кораблем, построенным специально для программы немецкого трудового фронта Kraft durch Freude («Сила через радость»), которая субсидировала досуг немецких рабочих. Он измерял 684 фута (208,5 метра) в длину и весил более 25 000 тонн. Корабль был назван в честь лидера швейцарской нацистской партии, который был убит 4 февраля 1936 года, и он был спущен на воду в присутствии Адольфа Гитлера 5 мая 1937 года. «The Gustloff» начал свой первый рейс 24 марта 1938 года, и в течение 17 месяцев он совершил около 50 круизов, перевозя около 65 000 отдыхающих.
Когда Красная Армия наступала на Восточную Пруссию, адмирал Карл Дениц начал подготовку к массовой эвакуации немецких войск и гражданских лиц из этого района. Операции называлась «Ганнибал». Начиная с 21 января 1945 года, по оценкам, два миллиона немцев были доставлены на запад в ходе операции, которая намного превысила британскую эвакуацию в Дюнкерке.
«The Gustloff » было приказано доставить солдат 2-й учебной дивизии подводных лодок в западную Германию. 25 января корабль начал принимать на борт других беженцев, и к полудню 29 января количество достигло 7956 человек. Когда регистрация была остановлена, по оценкам свидетелей, на борт поднялись еще 2000 человек.
Вскоре «Густлофф» покинул гавань. Хотя изначально планировалось, что он будет лишь одним из элементов более крупного конвоя, но механические проблемы вынудили два корабля повернуть назад, и «Густлофф» сопровождался только торпедным катером «Лев», т.к. двигатели «Густлоффа» могли выйти из строя после многих лет простоя.
Капитан Фридрих Петерсен решил, что корабль будет двигаться не быстрее 12 узлов (14 миль [22 км] в час). При этом он проигнорировал совет Вильгельма Зана, командира 2-го учебного дивизиона подводных лодок, который утверждал, что увеличение скорости до 15 узлов (17 миль [28 км] в час) уменьшит вероятность атаки, поскольку советские подводные лодки не смогут идти с ним в ногу. Петерсен также отклонил рекомендацию первого офицера Луиса Риза, который посоветовал курс, который обнимал бы береговую линию. В конечном счете, «Густлоффа» направился по глубоководному маршруту, который был свободен от мин.
«Густлофф» не встретил ни одного тральщика на своем пути. Тем не менее, он был замечен советской подводной лодкой. Советский командир, капитан Александр Маринеско маневрировал своей подводной лодкой между «Густлофф» и побережье, поскольку нападение с этого направления было бы наименее ожидаемым.
«Густлофф» был поражен тремя торпедами и продолжал тонуть в течение часа. На корабле находились спасательные шлюпки и плоты для 5000 человек, но многие спасательные приборы примерзли к палубе, и их эффективному использованию еще больше препятствовал тот факт, что одна из торпед попала в каюты экипажа, убив тех, кто мог бы справиться с ситуацией. Девять судов принимали на свой борт выживших в течение ночи. Из примерно 10 000 человек на борту «Gustloff» зарегистрированы в качестве выживших только 1239 человек. Это потопление стало самым большим по числу погибших в морской истории.
Несмотря на большое число жертв, среди гражданского населения, утверждения о том, что потопление «Густлоффа» представляло собой военное преступление, в значительной степени необоснованны из-за наличия оружия и почти 1000 военнослужащих на борту. Кроме того, лайнер не имел опознавательных знаков мирного судна, был окрашен в цвет военного флота рейха.
Помимо исторических книг и документальных фильмов, история «Густлоффа» была предметом нескольких художественных фильмов и вымышленных произведений, в том числе новеллы «Im Krebsgang» (2002г.) Гюнтера Грасса.
Источник информации: https://maxpark.com/community/129/content/754101.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вильгельм_Густлофф.