Найти в Дзене
СУДЬБЫ РАЗНЫЕ

Женщины на нем висли только так - запихивали номера телефонов в брюки, но он прожил с женой 45 лет. Любовь и судьба Бориса Клюева

Оглавление

Борису Клюеву выпала завидная актерская судьба. Он никогда не был безвестным. Входил в число ведущих и любимых зрителями актером Малого театра, где прослужил всю жизнь. Снялся в нескольких всенародно любимых фильмах – сыграл Рошфора с «Трех мушкетерах», Майкрофта, брата Шерлока Холмса, шпиона по кличке Трианон в «ТАСС уполномочен заявить» и много других заметных ролей. А в самом конце жизни прославился оглушительно, благодаря нетипичной для себя роли отца в популярном ситкоме «Воронины». Что он сам думал обо всем этом, о своей жизни, любви вообще и как сложилась судьба Бориса Владимировича?

Судьба-хранительница

Борис не знал, откуда взялась его аристократическая внешность – никаких «князьёв и герцогов» в роду не было – но в кого уродился артистом, знал точно. Его рано умерший от сердечной недостаточности отец, актер театра Вахтангова, был для мальчика кумиром и путеводной звездой. На момент его смерти Боре было 4 года:

"Мама рассказывала, с последних гастролей его привезли на носилках… Два года он лежал дома. Лица его не помню – только общий образ папы
Двадцатидевятилетняя мама так больше и не вышла замуж – сын не пустил".

Любой появляющийся рядом с мамой мужчина немедленно изгонялся. Одной растить мальчика в послевоенной Москве, где кипела полукриминальная «дворовая жизнь», ей было нелегко. Боря перестал учиться и начал хулиганить уже после первого класса, В шестом остался на второй год. Борис Клюев вспоминал:

"От окончательной погибели меня спас театр. У нас в школе училась дочь Симонова и актрисы Валентины Серовой, Маша. Воспитывала ее бабушка со стороны матери – известная в свое время актриса Клавдия Половикова. Она поставила школьный спектакль, «Чертова мельница», где мне досталась роль черта Люциуса. Я заболел театром. И узнал, что такое зрительское признание – в школьном буфете меня начали пропускать без очереди!"
Фото взято из открытых источников - Яндекс
Фото взято из открытых источников - Яндекс

Борис отошел от дворовой шпаны, записался в драмкружок, начал заниматься спортом. К десятому классу он уже точно знал, что будет поступать в театральное. Однажды они с одноклассниками и друзьями из секции борьбы «тусили» у Никитских ворот. Дурачились, «по приколу» задирали прохожих. Один парень вдруг выхватил сумку у проходящей мимо женщины и бросил ее в толпу ребят. Одноклассник Бориса поймал сумку и помчался по Малой Бронной. Не потому, что хотел украсть – ведомый глупым подростковым куражом… Был задержан, получил год колонии, поставил крест на всех своих послешкольных мечтах и планах. Клюев говорил:

"Это эгоистично, наверное, неправильно такому радоваться, но я и доныне благодарен Богу, что не я поймал ту сумку… Мог бы… И тоже побежал бы, конечно. Инстинктивно"

Когда он уже будет преподавать в «Щепке», однажды выступит на суде в защиту своего студента, попавшего в схожую историю. Расскажет свою. И убедит суд не ломать жизнь молодому человеку, проявившему глупость

«Кардинал ел бульон» …

Первая известность вне театра пришла к Борису Клюеву после «Трех мушкетеров», где он сыграл Рошфора. Помните, как Рошфор и Миледи поют Кардиналу сатирические куплеты, сочиненные горожанами, увлекаясь все больше и больше? Так вот, пел Клюев своим голосом, хотя, в принципе, «поющим» актером не считался.

А вот на роль его утвердили не сразу. Сначала выбрали на роль Рошфора Боярского. И лишь, когда режиссер Юнгвальд-Хилькевич вдруг увидел в Боярском идеального Д’ Артаньяна, вспомнили, что и проба Клюева была очень даже неплоха. Внешность он придумал себе сам:

"Режиссер хотел окладистую бороду. Но выглядел я с ней, скажем так, нелепо. Предложил: «Лицо у меня узкое, эспаньолка и тоненькие усики больше к нему подойдут». Согласились".

Самое интересное, что в ходе этой самой пробы Клюев помог актеру Таганки Александру Трофимову получить хорошую роль. Трофимову сначала предложили небольшую роль фанатика Фентона, который убивает Бекингема под влиянием Миледи. А Клюев попросил того подыграть, подавая реплики Рошфору: чтобы взаимодействовать с живым, а не воображаемым партнером. Результат получился превосходным, и Трофимова тут же утвердили на роль Ришелье.

Фото взято из открытых источников - Яндекс
Фото взято из открытых источников - Яндекс

Во время съемок Клюев, как сейчас любят писать, «выбил Боярскому зуб». На самом деле, Боярский сам выбил себе зуб и поранил нёбо, неудачно отразив выпад Рошфора. Съемки «Трех мушкетеров» вошли в историю советского кино, как самые «разгульные». Юнгвальд-Хилькевич, очень любивший роман Дюма, хотел привнести в фильм атмосферу жизни настоящих мушкетеров. А реальные, мушкетеры – это безрассудная и бесшабашная храбрость, подогреваемая грубыми мужскими развлечениями, попойками и завоеванием женщин. В общем, съемочной группе понравилось, а режиссер смотрел на этот разгул снисходительно, считая, его полезным для тонуса и настроения картины. Боярский и постановщик трюков В.Балон, с особым рвением следующие «духу мушкетерства» слишком увлеклись. Слава богу, закончилось все хорошо- рана была в очень опасном месте.

Три брака, а настоящая любовь – одна

Борис Клюев трижды был женат. Первые два брака длились не более 3-4 лет каждый, а со своей третьей женой, Викторией, Борис прожил 45 лет, до самой смерти. В любви и согласии. Он и сам толком не знал, чем это объяснить:

"Мы познакомились в 1975 на дне рождения моего приятеля. Я к тому времени ушел от второй жены, хоть развода она мне не давала. Вика была замужем. Увидев ее, я пережил тот самый «удар молнии», о котором в романах пишут…. Все мужчины ищут свой идеал. Невозможно внятно объяснить, каков он. Но моментально приходит осознание: вот та женщина, с которой всё сложится, как надо! С первыми женами я ничего подобного не чувствовал. Наверно, потому и союзы были недолгими…."
Фото взято из открытых источников - Яндекс
Фото взято из открытых источников - Яндекс

Виктория профессионально занималась легкой атлетикой. Была бегуньей:

"Целый год я делал все, чтобы она от меня не убежала. Пел романсы в телефонную трубку, читал стихи, водил на интересные встречи, дарил цветы. Однажды привел на концерт, где сам должен был выступать, и был так взволнован от того, что она в зале, что забыл текст! А она тоже очень волновалась, почти что забилась под стул"

Наконец он уговорил ее переехать к нему, в крошечную комнатку. Первая близость влюбленных произошла на раскладушке. Они потом многие годы с улыбкой вспоминали это крайне некомфортное, хотя, безусловно, долгожданное и радостное событие. Да и вообще, в первые годы их совместной жизни им пришлось пережить немало бытовых тягот. Спустя несколько десятилетий у них было все: и комфорт, и радость о общения друг с другом, и любимые занятия, помимо любимой работы:

"Несмотря на серьезный возраст, фигура у Вики по-прежнему девичья, ладная. Она порхает по нашим дачным соткам, как бабочка. А я там вместо грядок развел сорок восемь сортов роз… Раньше с гастролей таскал редкие черешки, теперь пропадаю в цветоводческих павильонах, под причитания Виктории: «Остановись! Некуда уже сажать!»

Самые медные трубы

Они жили вместе уже лет 10, когда Клюева «накрыл» очередной вал популярности – на экраны вышел «ТАСС уполномочен заявить» и утонченный вражеский шпион Трианон стал дамским кумиром - женщины на нем висли только так, запихивали номера телефонов в брюки. Клюев рассказывал:

"Их совершенно не смущало присутствие жены! Как-то пригласили нас на вечеринку в МИДе. Начались танцы, все бабы на меня ринулись. Перетанцевал с десятком, наверное, вижу, моя Вика краской наливается… Ну, я от греха подальше в туалет сбежал, лезу в карман брюк за носовым платком – а оттуда целый ворох записок-трубочек с именами и телефонами. Во время танца подсовывали…."
Фото взято из открытых источников - Яндекс
Фото взято из открытых источников - Яндекс

Случались истории еще смешнее:

"На гастролях возвращаемся с Викой в гостиницу – с десяток поклонниц на крыльце дежурят. «Трианон!!!Борис!!!» - и прямо банановой гроздью на мне виснут. Жена в шоке спрашивает: «Это что такое? Вы кто?» А ей в ответ: «А ты кто?!» - и совершенно невежливо ее в сторону отодвигают."

Мудрая Виктория понимала, что неразумно устраивать мужу сцены, ревнуя к поклонницам и славе. Это подарок судьбы для актера, не каждому достается. Так что она все это стоически переносила. Однако и муж ее не «пускался во все тяжкие»:

"Женское внимание, это, конечно приятно! Пылающие взоры, которые на тебя с вожделением направляют женщины, надо сказать, затрагивает в мужчине некие чувства. Но мне как-то удавалось наслаждаться женским вниманием, одновременно справляясь с соблазном"

Отцовское несчастье

У Бориса с Викторией детей не было. Клюев с горечью говорил:

"Профессиональный спорт, увы, плохо сказывается на женском здоровье…
У него самого сын от первого брака был. Правда, контакта с ним не было, поскольку расстались они с матерью Алексея, когда тот был совсем крохой:
Это было решение его матери, и я сделал, как она просила"

Борис Клюев больше никогда не видел сына. В 24 года молодой человек умер во сне от сердечной недостаточности – ее диагностировали уже после смерти. Видимо, он унаследовал заболевание своего деда. Клюев узнал о кончине Алексея только через месяц:

Фото взято из открытых источников - Яндекс
Фото взято из открытых источников - Яндекс
"Мог бы и годы провести в неведении, но случилась мистическая история. Через месяц после похорон к бывшей жене пришла подруга и спросила, глядя на портрет Алексея: «Ты Боре-то сказала, что Алеша умер?» Она ответила: «Нет». И в то же мгновение портрет неожиданно упал, стекло треснуло. Это на нее произвело такое впечатление, что она тут же мне позвонила…"

Звонок бывшей жены перевернул душу Бориса Клюева. К боли, которую причинила безвременная смерть единственного ребенка примешивалось отчаянное горестное недоумение:

"За что она не дала мне попрощаться с сыном? Много лет назад я пошел ей навстречу – она считала, что вообще без меня им будет лучше. И теперь я виноват, выходит?.. Договорились вместе съездить на могилу, но потом я ощутил, что просто не в силах ее даже видеть… Поехал с другом юности, с которым когда-то встречал Алешу из роддома…"

«Вишенка на торте»

Борис Клюев уже видел сериал «Все любят Рэймонда», когда узнал, что американцы продали студии Горького франшизу и проводят пробы. Пришел наудачу и сымпровизировал на пробах так, что вызвал громкий восторг американской стороны. Руководство канала сильно возражало:

"Вы что! Клюев – актер серьёзный! Нельзя брать в ситкомы серьезных актеров! Но у американцев была прерогатива утверждать главных героев – согласно договору. Так что пришлось смириться. Получая статуэтку ТЭФИ за Воронина в 2012, я мельком подумал: «Интересно, теперь-то они осознали свое заблуждение?»

Фактурный аристократизм Клюева удачно замаскировали костюмом по совету Чаплина:

Фото взято из открытых источников - Яндекс
Фото взято из открытых источников - Яндекс
"Хотите сделать смешно – возьмите рубашку на два размера меньше, а штаны – на два размера больше"

Остальное сделало мастерство актера, которое, как известно, не имеет никакого отношения к амплуа. Клюев был безмерно благодарен судьбе за то, что ему выпала возможность в зрелом возрасте совершить столь смелый эксперимент:

"Играть Воронина мне было безмерно труднее, чем всех предыдущих графьёв, князьёв и шпионов. Простак-горлопан стоял дальше всех от моего человеческого естества".

Приходилось бороться с несвойственными ему, но свойственными мне жестами, интонациями. И довольно скоро я научился, едва надев нелепый костюм Николая Петровича, перевоплощаться в него….
Такой масштаб популярности Клюев пережил впервые! Он стал подлинной звездой масс-культуры:

"Однажды нас с Фроловцевой пригласили на День Города в Ростов. Мы вышли на помост посреди многотысячной толпы, и я понимаю, что нас не только не узнают, но даже не видят: мы как два лилипута, а площадь живет своей жизнью. Я сказал в микрофон: «Египетская сила!» Пара секунд тишины, а потом вся толпа кидается к сцене, сминая и железные ограждения, и полицейский кордон. Пришлось нам спрятаться в гримерке и сидеть, пока публика не утихомирилась"

Через 10 сезонов франшизы «Ворониных» продолжили уже в качестве оригинального российского ситкома. Настолько он «пришелся ко двору», и насколько зрители полюбили его героев. Смерь Бориса Клюева в 2020 стала и смертью сериала. Его продолжение утратило всякий смысл. Вот такая интересная судьба у актера.

Быть может, это и есть высшая степень признания? Когда актер, становится настолько незаменимым, что его конец означает и «конец эпохи»? Как вы считаете?