Найти тему

Жанр "попаданцев" скатился? От Нарнии и Страны Чудес до SAO

Все мы в детстве мечтали попасть в сказочный мир . Где нет ответственности и контроля взрослых. Где приключения и верные друзья. Многие взрослые тоже не отказались бы сменить скучную рутину на мир меча и магии. И из скромного труженика стать отважным искателем приключением. И существует целый литературный жанр, который воспроизводит детскую мечту о чуде, которое вырывает из обыденности. И этот жанр называется попаданчество.

Всем попаданцам пламенный салют! На шкафной связи прямиком из Нарнии вещает Гикобраз! И сегодня мы продолжаем разбираться в древних свитках по нашему любимому жанру - фэнтези. Затронем темы попадания из нашего мира (так называемого ИРЛ) в другой, сказочный. Думаю, все бы хотели, словно Алиса, проверить, насколько же глубока кроличья нора. Ну что ж, я взял рулетку, погружение начинаю!

А пока мы не запачкали наш беленький хвостик, подпишись на канал! Мы тут часто говорим о мирах Дмитрия Емца, Джоан Роулинг и Дж.Р.Р. Толкина! Ну и прочитайте о архетипах фэнтези-артефактов, о грядущей экранизации Тани Гроттер или о неудачных экранизациях удачных серий от Netflix!

-2

Сперва стоит определить, что же такое попаданчество. Это жанр, в котором герой или герои переносятся из одного мира (как правило из нашего, привычного), в другой, вымышленный. Это может быть мир фэнтези, каким-то историческим периодом, либо смесью того и другого.
На уровне идеи это звучит любопытно. Когда персонажа выдергивают из привычной среды, это обещает интересные приключения. Как герой будет приспосабливаться? Сможет ли он вернуться домой? Как новая реальность позволит ему или ей взглянуть на свои убеждения и взгляды, переосмыслить их, пройдя через свое путешествие героя.

Хоть я и не анимечник, но куда же в попаданстве без SAO
Хоть я и не анимечник, но куда же в попаданстве без SAO

Жанр появился задолго до появления книг “Подставь сюда пару-тройку самых первых и известных”. «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Питер Пен» Джеймса Барри, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла – все это признанная классика, полностью отвечающая идеям этого жанра. Герои попадают в мир, законы которого они далеко не понимают и проходят через череду приключений, прежде чем вернуться домой, уже повзрослевшими. Развитие жанр получил в легкой фантастике из так называемой “эры макулатурных журналов”, одним из самых известных произведений которой был «Джон Картер — марсианин», Эдгара Райса Берроуза, опубликованная в 1964 году, почти 60 лет назад.

Эх, обидно, что данная картина провалилась. Как и актерская карьера данного товарища. Хотя за второй сезон "Настоящего детектива" ему отдельный респект.
Эх, обидно, что данная картина провалилась. Как и актерская карьера данного товарища. Хотя за второй сезон "Настоящего детектива" ему отдельный респект.

Но сегодня жанр попаданчества болен.
Чтобы оценить тяжесть болезни, сравним в разных аспектах нынешние произведения в этом жанре с уже упомянутой классикой.

-5

Характер главного героя.
В любом литературном произведении у ключевых персонажей должна присутствовать арка развития. Протагонист меняется под влиянием событий истории. У персонажа как правило есть цели, по мере достижения которых они меняются. Бильбо Бэггинс, который ушел из Шира и который вернулся в Шир — это два разных персонажа с совершенно разным мировоззрением. В противном случае это статичный персонаж, который будет неинтересен читателю, его или ее действия будут предсказуемы, взгляды на вопросы морали и этики останутся неизменными. Старый персонаж должен умереть и переродиться. Этот принцип существует еще со времен устных народных преданий и сказок.
В случае попаданчества арка персонажа чаще всего строится по такой схеме:
1. Персонаж сталкивается с трудностями в реальном мире.
2. Перенос в другой мир.
3. Герой проходит через испытания и меняется, становясь сильнее и уверенней.
4. Возвращение в реальный мир. Герой преодолевает трудности уже в реальном мире благодаря приобретенным качествам.

Иными словами, приключения во «втором мире» - это метафора внутреннего роста персонажа.

-6

В «Хрониках Нарнии» каждый из главных героев выносит свой урок. Питер становится воином и защитником, Эдмунд отказывается от эгоизма, Сьюзен становится более чуткой, Люси обретает храбрость. Персонажи прошли свое испытание и вынесли уроки. И вернувшись в реальный мир, герои снова становятся детьми. Но теперь они смелее и мудрее, чем в начале.
То же касается и «Питера Пена». В начале Венди боится повзрослеть. Но после приключений в Нетландии героиня принимает неизбежность этого и учится брать на себя ответственность. Питер Пэн выступает, как контрастная пара для Венди, с его неизменным бесшабашным подростковым отношением к происходящему. По сути персонажи предоставляют читателю два ракурса на события и конфликты в повествовании.

-7

А как обстоят дела в книгах современных авторов?
В нем присутствует гендерное разделение на мужское и женское попаданчество. В первом случае главных героев можно условно разделить на два вида:
Первый — самый обычный, подчеркнуто скучный обыватель, менеджер, программист, увлекающийся компьютерными играми или реконструкцией (Цикл «Ник» Анджея Ясинского). Ко второму виду можно отнести ветеранов всевозможных военизированных структур (серия «Вторая дорога» Алексея Гришина).
С девушкой-попаданкой все обстоит примерно так же. Главная героиня с заурядной внешностью и без личной жизни, но при этом обладает стервозным характером и неадекватная агрессивность в отношении всех лиц мужского пола.
Независимо от пола главного героя, когда он или она оказывается в другом мире, автор щедро осыпает его магическими умениями, артефактами и прочими бонусами. И вот уже перед читателями непобедимый мечник и маг всех стихий сразу, ногой открывающий двери к лордам и королям.

Можно я не буду ничего комментировать?
Можно я не буду ничего комментировать?

Манера поведения у всех попаданцев одинаковая – море пафоса, цинизм и попытка протолкнуть собственные взгляды автора (а не самого героя), как единственную истину.
Иными словами, мы имеем дело с архетипом Мэри или Марти Сью – неправдоподобно идеализированным героем. Такие герои появляются из-за стремления автора поместить самого себя в книгу. Именно поэтому большинство книг в жанре попаданчества написаны от первого лица. И главный герой становится для писателя собственным аватаром, кем-то вроде персонажа в компьютерной игре. В результате поведение персонажа определяет не его прописанный характер, а фантазии автора на тему: «Что бы я делал в фентезийном мире». То есть герой попадает на персональную игровую площадку, где может безприпятственно творить все, что захочет.
В результате даже если у героя что-то пошло не так, то не стоит беспокоиться, попаданец все равно останется в выигрыше. И это «не стоит беспокоиться» исчерпывающе описывает уровень интриги в современном попаданчестве.

Представьте, какой прекрасный мир, полный подобного треша, мы упускаем!
Представьте, какой прекрасный мир, полный подобного треша, мы упускаем!

Мотивация главного героя
Уже сам факт переноса персонажа в другой мир определяет его главную цель – вернуться домой. К этому стремятся и Венди, и дети Певенси.
Но прежде, чем добиться этой цели герой должен преодолеть препятствие. В хрониках Нарнии это победа над Белой колдуньей.
В современном попаданчестве герой не стремится возвращаться в родной мир. Там персонажа никто и ничто не ждет – ни семья, ни друзья, ни любимая работа. Другой мир для главного героя – не испытание, а счастливый шанс сбежать из нашего, «неправильного» мира, где его, беднягу, не ценят и не понимают.

Прихожу к выводу, что Нарния - любимая франшиза детства.
Прихожу к выводу, что Нарния - любимая франшиза детства.

Авторы современного попаданчества декларируют цель своего персонажа как «выжить в другом мире», но это не совсем правда. Если персонажу и приходится приспосабливаться к новой реальности, то только на самых первых порах. До того момента, как в результате ряда счастливых случайностей герой получает и богатство, и статус.
И автор продолжает осыпать свою аватару разными преимуществами в течении всей истории. А мотивация персонажа сводится к накоплению этих бонусов, будто он персонаж в компьютерной игре.

Теперь я не смогу отделаться от ощущения, что советская Алиса - Уэнсдэй...
Теперь я не смогу отделаться от ощущения, что советская Алиса - Уэнсдэй...

Самодостаточность другого мира

Хорошо продуманный книжный мир – самодостаточен. Он не закольцован на главном герое. Можем ли мы представить себе Нарнию без детей Певенси? Вполне. Тоже касается и Нетландии без Венди.
Грамотный писатель прописывает свой мир так, что читатель верит: все эти королевства существовали задолго до появления главного героя.
Авторы современного попаданчества на это не способны. Их фантазия не простирается дальше абстрактных империй (часто безымянных) и условных царств эльфов и гномов. Обитатели этих царств без малейших изменений скопированы у Толкина и прочих классиков фэнтези.
Некоторые писатели прибегают к оригинальному (как им кажется) приему под названием «Эльфы-не эльфы, гномы-не гномы», давая легко узнаваемым расам другие названия, но сохраняя все остальные признаки классических фэнтезийных народов (личный привет Сапковскому с краснолюдами, низушками и прочими "хоббитцами"). Положение это не спасает.

Ну типичный же дформ/гном! По глазам видны его флэшбеки. Он не забудет это Лето...
Ну типичный же дформ/гном! По глазам видны его флэшбеки. Он не забудет это Лето...

В итоге миры больше напоминают картонные декорации, ведь их единственное назначение покориться главному герою. Если в качестве второго мира выступает определенный исторический период, то его описание основывается на стереотипах вроде «в средневековье никто не мылся, и еда была отвратительной». Авторы, такие как Гай Юлий Орловский (псевдоним Юрия Никитина) в своем цикле «Ричард Длинные руки”, не утруждают себя изучением описываемой эпохи.


Сюжет

Клайву Льюису потребовалась целая книга, чтобы объяснить почему шкаф переносит детей в Нарнию. Поэтому попадание в другой мир выглядит уместно в рамках логики книжной вселенной. Не возникает вопросов, почему Питер Пен выбрал именно Венди в качестве «мамы» для потерянных детишек. Он долго наблюдал за девочкой и видел ее заботу о младших братьях.
В современном попаданчестве большинство объяснений сводится к воле неких высших сил. Почему они выбрали именно главного героя? Ведь сами авторы с первых страниц убеждают нас, что их персонажи – ничем не примечательные заурядности. Писатели редко дают ответы на подобные вопросы, предлагая довольствоваться фактом.
Герой получает все блага не как награду за преодоленные трудности, а просто по воле автора. Если с самого его появления в другом мире персонаж не обретает уникальную способность, то спустя пару шагов буквально спотыкается об бесценный артефакт. В результате весь сюжет превращается в череду невероятных случайностей и удобных совпадений.

Рахат-лукума захотелось...
Рахат-лукума захотелось...

Эльфийки, вампирши и демонессы влюбляются в героя просто так. Горделивые и неприступные принцессы падают к нему в объятья. Отношения между главным героем и его пассиями не развиваются постепенно. И характеры дам представляют собой клише: высокомерная эльфийка, воинственная наемница, стервозная чародейка. Все потому, что гарем главного героя – не персонажи, а такие же трофеи, как магические артефакты.
В случае с попаданцами сюжет обычно крутится вокруг свадебного отбора, то есть смотра невест. И там наша невзрачная главная героиня затмевает всех соперниц. И когда прекрасный принц – тысячелетний вампир, эльф, дракон, (нужное подчеркнуть), которого всегда окружают толпы красавиц, видит серую мышку из нашего мира, то сразу начинает вести себя, как школьник в пубертате. И вот принц (который и в самом деле оказывается принцем. Или королем, или еще каким-нибудь лордом. На меньшее Мэри Сью не согласна) радостно бросает все свои дела, забывает про политику с экономикой, ради того, чтобы проводить время со своей «богиней».
Героиня сперва вяло отбивается от ухаживаний, уверяя, что муж ей не нужен. Но это больше напоминает неуклюжее кокетство. Ведь автор дает понять – героиня и прекрасный принц предназначены друг для друга. Ведь они – «истинная пара» и рано или поздно будут вместе.


После всего вышесказанного может возникнуть вопрос: Насколько необходим жанр попаданчества в литературе?


Попаданчество – эскапизм в чистом виде. И это само по себе не плохо. Эскапизм в литературе необходим. Таково свойство человеческой психики – она стремится хотя бы на время уйти от стресса в реальном мире. Но эскапизм должен быть «здоровым». Ведь он – та почва, на которой вырастает серьезная литература, поднимающая важные вопросы для читателя, позволяющая ему критически осмысливать причины и следствия событий опираясь на глубокие ценности, а не на поверхностные представления о благополучии, счастье или успехе. Современные авторы попаданчества не стремятся развивать героев и сюжеты своих книг. Им вполне комфортно создавать однотипные серии про плоских избранных в другом мире, по сути предлагая читателю второсортный фан-сервис с заданным набором условностей. Спасти жанр могут только молодые авторы, которые не пойдут проторенным тропами, а попробуют создать нечто оригинальное.

Нет, не эти авторы, я надеюсь!
Нет, не эти авторы, я надеюсь!

Что ж, меня пора бежать!

Ой, кажется, я опаздываю!
Ой, кажется, я опаздываю!

Очень надеемся, что вы оцените наши труды! Будем откровенно рады вашим лайкам, комментариям и, разумеется, подпискам! Они очень стимулируют создание нового контента!

Школы Магии в кино и книгах. Что ещё за Тибидохс?
GeekObraz3 февраля 2024