Найти тему
473 подписчика

Скромный рассказ о настоящем хирурге, часть 3

Светлой памяти моей дорогой и любимой наставницы, учителя и коллеги - Чадовой Галины Михайловны...

Предыдущая глава...

Начало...

Самое главное, чему тогда меня научила моя наставница - это быть всегда готовым. Да, в нашем посёлке в то время, кроме меня, было всего восемь реальных врачей. Из хирургического профиля - три хирурга, одна акушер-гинеколог и на всю эту "ораву" - один анестезиолог-реаниматолог в моём лице. А ещё мы работали тогда по шестидневной рабочей неделе. Можете себе представить ситуацию - я иду с женою воскресным утром на рыбалку или по грибы, останавливается "УАЗик" с красным крестом и нас приглашают в машину. Жену - чтобы довезти обратно до дома, а меня - до больницы и в операционную. Но я к этому быстро привык. Зато благодарные пациенты потом вёдрами тащили медикам грибы, ягоды, кедровые орехи, рыбу и не только. Но это была не какая-то мзда, а просто искренняя человеческая благодарность. Тем более, что в наших краях этого добра предостаточно...

Лесные дары... Яндекс-фото
Лесные дары... Яндекс-фото

Конечно, это ко многому и обязывало. Даже в гостях приходилось держать себя "в рамках" - посёлок-то маленький. Помню, однажды за день перед началом моего очередного отпуска, в воскресенье мы с приятелем Витей неслабо расслабились у меня на квартире. И около полуночи звонок - машина с операционной бригадой сейчас за вами заедет. Хирургом в экстренно собранной тогда команде оказалась Галина Михайловна. Внимательно посмотрев на меня, она просто спросила: "Сможешь?". Я, глядя ей в глаза, чётко ответил: "Да, Галина Михайловна". Хотя для меня, как анестезиолога, работа была пустяшная - дать масочный наркоз на аппендэктомии двенадцатилетнему отроку. Просто вспомнил себя в подобной ситуации много лет назад...

Но были и другие ситуации. Я уже ведь где-то рассказывал, что при Галине Михайловне врачи любой специальности становились немного хирургами - даже терапевты и педиатры. Помыться, одеться и хотя бы подержать крючки в ране во время операции - было у нас делом чести. В то дежурство "повезло" молодому терапевту Ирине Николаевне. Помнится, оперировали тогда ущемлённую паховую грыжу у какого-то дедули. Ну, а Ирина возьми, да и хлопнись в обморок у стола - едва поймали. Галина Михайловна тут же скомандовала: "Ассистентке - нашатырь. Николай Александрович - быстро мыться и к столу!". Ну, мне-то было легче - моя медсестра-анестезистка Тамара Сергеевна чётко знала своё дело и спокойно продолжила наркоз. А Ирина Николаевна, как выяснилось, просто была беременна после недавнего замужества...

Вот так - мылся, одевался и вставал ассистентом... Яндекс-фото
Вот так - мылся, одевался и вставал ассистентом... Яндекс-фото

Чему ещё научила Галина Михайловна - это ответственности за то, что сделал. Как-то я поставил во время дежурства по просьбе нашего нового хирурга экстренному пациенту с прободной язвой желудка венозный катетер в подключичную вену для адекватной и удобной инфузионной терапии. Детям-то в своём отделении я ставил их регулярно и мои медсёстры прекрасно умели за ними ухаживать. А вот в хирургии это было впервые. Галина Михайловна была до обеда в райздраве на конференции и по возвращении, увидев моё "творение", чётко сказала: "Сам поставил - сам и будешь за ним следить". Пришлось мне приставить к пациенту медсестру из своего отделения для обучения сестринского персонала хирургии уходу за катетерами в центральных венах...

Сама Галина Михайловна была довольно консервативна в применении новых методик в хирургии. В первой половине 80-х у нас в посёлке хирургически лечили язвенную болезнь желудка всё ещё только путём частичной резекции по Бильрот-2. Хотя почти везде уже использовалась менее травматичная селективная ваготомия. Но при этом Галина Михайловна никогда не стесняла меня в применении новых технологий в анестезиологии и интенсивной терапии. В то время я много выписывал и читал узкоспециальной периодики, но всегда советовался со своей наставницей. Её заключение: "А что? Если ты уверен - давай попробуем!" - было для меня сигналом к действию. И ведь получалось. Клиническое применение интракаротидных (в сонную артерию) вливаний активных препаратов позволили нам спасти парня с огнестрельным ранением головы, от которого "открестилась" областная нейрохирургия...

Вот такая мемориальная табличка есть теперь в моём родном посёлке Баранчинский... Яндекс-фото
Вот такая мемориальная табличка есть теперь в моём родном посёлке Баранчинский... Яндекс-фото

А ещё Галина Михайловна научила меня никогда, никого и ничего не бояться, полагаясь на интуицию и собственный опыт. "Помни всегда - ты это делаешь во благо больного, а не для того, чтобы кому-то и что-то доказать". И я с этими постулатами продолжал работать дальше. Только карьеры с такими принципами не сделаешь и это понятно. В начале лета 1986 года я подал заявление на увольнение по собственному желанию, поскольку уже истёк трёхлетний срок моей отработки по распределению. Галина Михайловна просто обняла меня и сказала: "Я предполагала, что это случится. Тебе же простор нужен, свобода. А у нас этого недостаточно. Так что - в добрый путь". Да, вот ещё - Галина Михайловна оперировала до 80-ти, а прожила без малого 99 лет. Я думаю, что это тоже имеет значение. Вот, пожалуй, и всё, о чём мне хотелось здесь рассказать о настоящем Хирурге и замечательном Человеке - Чадовой Галине Михайловне. Вечная ей Память и Слава...

Благодарю за внимание!

Самое начало - здесь...

Спасибо Всем за то, что сумели найти в себе силы и время дочитать всё до конца, мои дорогие Друзья и Подруги! Конечно, для меня будут очень ценны Ваши мнения в комментариях. Не забывайте просматривать ссылки, обозначенные синим цветом - это мои ориентиры для Вас. Будьте здоровы и берегите себя! С уважением, автор...