Португальские форпосты в Анголе и Мозамбике появились ещё в XVI в., но на протяжении следующих 300 лет португальцы контролировали лишь изолированные точки вдоль береговой линии. Европейцам не хватало людей и ресурсов, чтобы эффективно конкурировать с местными африканскими правителями и проникать вглубь Чёрного континента.
Возможности для полномасштабной колонизации Африки появились лишь во второй половине XIX в. Тогда же долина реки Замбези привлекла к себе внимание со стороны сразу нескольких держав – Португалии, Трансвааля, Германии и Великобритании. Конкуренция с другими белыми побудила португальское правительство, наконец, снарядить ряд экспедиций вглубь континента.
В 1885 г. в Берлине состоялась международная конференция, которая постановила, что суверенитет европейских держав над той или иной африканской территорией отныне будет признаваться по факту реального контроля, а не на основе исторических претензий, что кто-то когда-то просто первым досюда добрался. Началась «Драка за Африку».
В 1886 г. португальцы смогли разграничить свои колонии с немцами и добиться признания своих претензий от французов. По итогу обоих договоров вырисовывалась амбициозная зона португальских интересов – непрерывная полоса, которая соединяла Анголу и Мозамбик воедино через долину Замбези. На опубликованном проекте карты потенциальные португальские территории были окрашены в розовый цвет, и это дало название всему плану – «Розовая карта».
Однако против проекта выступила Великобритания, которая сама планировала колонизировать этот регион. С 1889 г. здесь действовала Британская южноафриканская компания Сесила Родса, который мечтал соединить британские владения в Африке железной дорогой от Каира до Кейптауна. Началась гонка за то, кто первым успеет склонить на свою сторону вождей местных племён. Иногда дело доходило до вооружённых столкновений между португальцами и людьми Родса.
В 1890 г. британское правительство предъявило Португалии официальный ультиматум с требованием отказаться от претензий на долину Замбези и вывести оттуда свои войска. Военный и экономический потенциалы двух держав были несоизмеримы, и Португалии пришлось уступить. Тем не менее её расширившиеся границы в Анголе и Мозамбике были окончательно подтверждены.
Многие в Португалии были разочарованы «сливом» столь желанного имперского проекта и обвиняли одряхлевшую монархию в том, что та сдала национальные интересы страны англичанам. В январе 1891 г. в Порту произошло неудачное республиканское восстание. Оно было подавлено, но общее разочарование никуда не делось, и всего через 20 лет – в октябре 1910 г. – очередное восстание всё-таки пришло к успеху. Монархия пала, и была провозглашена Португальская республика.
Её гимном стала песня «Португеза», написанная как раз в 1890 г. как боевой клич против англичан. В частности, в одной из строф изначально пелось: «Против британцев мы идём вперёд!», но затем её изменили на «Против пушек мы идём вперёд!».
На приобретённых территориях в долине Замбези британцы создали три колонии – Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд, которые в 1953 – 1963 гг. составляли единую федерацию. После получения независимости Северная Родезия была переименована в Замбию, Ньясаленд – в Малави, а Южная Родезия после 15 лет односторонней независимости белого меньшинства, в конце концов, стала Зимбабве.
Что касается Анголы и Мозамбика, то в 1960-х гг. там начались Войны за независимость, в которых Португалия добилась военной победы, но ценой чрезвычайного напряжения экономики, дипломатической изоляции и растущего общественного недовольства затянувшейся и далёкой войной. В итоге в апреле 1974 г. в Лиссабоне произошла «Революция гвоздик». Новое революционное правительство добровольно вывело войска из африканских колоний и в 1975 г. окончательно признало их независимость. Там тут же начались собственные Гражданские войны, которые оказались ещё более кровавыми и разрушительными.