ЧАСТЬ 1. СТРАШИЛИЩЕ.
Есть у меня пацанчик семи лет. Помимо речи – еще и читать учимся, а то скоро в школу.
Мальчишка супер, умница и трудяга. Только паникёр.
То есть морально и физически для чтения готов как пионэр. Но така оказия – хочется и колется. Как только начинаем читать – так сразу блок. Когда-то давно не получилось – и теперь всё: не буду, не умею, уйдите от меня, свирепые буквы!
Мозг расценивает ситуацию как опасную для жизни и здоровья. Вижу букварь - притворился мёртвым...
Сегодня побеждали чудовище, гиперболизируя его.
- «Я злой и страшный #серыйволк букварь, я сейчас тебя съем!»
- «Срочно надо вызывать охотника за букварями, чтобы победить #монстра!»
- «Давай, атакуй #мочи его! Читай его беспощадно!!!»
Под общее бугага конечно. Поржать – наше святое. Поржал над врагом – убил его наповал.
ЧАСТЬ 2. ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ.
А в чтении - пошли от письма.
Буквы писать – не боится. Ок. Пишем. Коронами самых красивых награждаем. Понемножку переползли на слова. На спор. 10 слов напишешь или слабО? (Конкретно с этим товарищем магическое "слабО" работает на ура. Подходит не всем.)
Пишем и так, и сяк и наперекосяк.
• Под диктовку, растягивая и выделяя при этом каждый звук. ММММАААААККК. Не побуквенно диктуем, а слитно. Но этим методом не злоупотребляем #ибописьмонефонемы.
• Списываем откуда-либо. Пофиг откуда. Я не знаю, почему многие игнорят этот метод. Да блин, это самый что ни на есть естественный способ развивать орфографическую зоркость. Смотрю – пишу. Начиная с простых слов. Пока пишу – сто раз это слово увидел и (ключевое!) ПРОИЗВОЛЬНО обратил внимание на его внешний облик. Короткие слова берите, не форсируйте.
• Меняемся ролями. Ребёнок диктует, а я двоечница и пишу с ошибками. А он #училка под инфернальное «хе-хе-хе» исправляет.
Письмо под диктовку, списывание, проверку – наряжаем в наиболее логичную и простейшую сюжетно-ролевую игру. Учитель-ученик. Один учит, второй учится. Поменялись ролями. Играйте, ну.
Любая игра становится дидактической, если запихать в неё учебные цели. Не тупо прыгать клоуном, а учиться. В игровой* ФОРМЕ.
…
А, ну и про чтение-то это "великое и ужасное".
Пока диктует – читает. Пока списывает – читает (!).
Сам того не замечая.
Замечаю – я. Вслух. Потом.
Что волк на поверку не так уж и страшен. («Так ты ж его только что ПРОЧИТАЛ!»).
*Об этом еще не на однажды, а то «игровая логопедия» теряет из себя «логопедию» и плавненько превращается в театр абсурда. 😒
1