Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как немецкого агента вычислили благодаря помощи советского разведчика и ошибке в удостоверении. А потом не дали съесть квитанцию

По данным, полученным от советского разведчика Степана Дмитриевича Гоменюка, были составлены ориентировки на агентов, которых в ближайшее время немцы планировали забросить в советские тылы. Одна из них сработала в Москве в июне 1942 года. …Казанский вокзал столицы, куда около полуночи прибыла группа чекистов, был переполнен. Военный комендант вручил им целый альбом, где были образцы разных документов с особыми знаками, на которые следовало обращать внимание при проверке Старший группы Иван Бакланов ещё раз проработал с коллегами все известные признаки агентов, полученные через Гоменюка. Проверить предстояло огромную массу людей. Действовать крайне внимательно, чтобы не ошибиться. И не забывать об осторожности. Началась проверка документов у пассажиров. Бакланов двинулся по залу, присматриваясь к реакции разных людей на происходившее. Одно из лиц, офицера в форме капитана, зацепило его внимание. На несколько секунд оно выразило сильное беспокойство, но тут же военный явно «взял себя в р

По данным, полученным от советского разведчика Степана Дмитриевича Гоменюка, были составлены ориентировки на агентов, которых в ближайшее время немцы планировали забросить в советские тылы. Одна из них сработала в Москве в июне 1942 года.

Казанский вокзал Москвы
Казанский вокзал Москвы

…Казанский вокзал столицы, куда около полуночи прибыла группа чекистов, был переполнен. Военный комендант вручил им целый альбом, где были образцы разных документов с особыми знаками, на которые следовало обращать внимание при проверке

Старший группы Иван Бакланов ещё раз проработал с коллегами все известные признаки агентов, полученные через Гоменюка. Проверить предстояло огромную массу людей. Действовать крайне внимательно, чтобы не ошибиться. И не забывать об осторожности. Началась проверка документов у пассажиров.

Бакланов двинулся по залу, присматриваясь к реакции разных людей на происходившее. Одно из лиц, офицера в форме капитана, зацепило его внимание. На несколько секунд оно выразило сильное беспокойство, но тут же военный явно «взял себя в руки».

Когда очередь проверки стала доходить до этого человека, Бакланов подключился сам. Он аккуратно, но подробно присмотрелся к его внешности. Потом взялся за документы. Сравнение с оперативными данными подсказывало, что это один из тех, кто «пришёл из абвера». Сумел добраться до Москвы. Документы действительно были сделаны качественно. Только вот в командировочном удостоверении отсутствовал условный знак, введённый недавно.

Дежурный
Дежурный

Бакланов более не сомневался, что это шпион, и положил его документы к себе в планшет. Капитан возмущённо заявил, что пожалуется военному коменданту и чекисту придётся отвечать за самоуправство. Следовало придумать, как задержать агента тихо. Тем более, не спугнуть его подельников, если таковые есть в зале.

Оперативник спокойно заявил, что согласно приказу № 50 командования капитан не имел права заезжать в Москву. Поэтому теперь он вынужден пригласить его для разбора ситуации к дежурному военному коменданту.

Агент встал и двинулся к комнате коменданта. В это время Бакланов успел быстро и незаметно передать помощнику – крайне важно сейчас внимательно следить за залом. И если кто-то попытается тоже выйти, тут же задержать этого человека.

В комнате у коменданта капитана обыскали на предмет оружия. Обнаружили револьвер «Наган», а в заднем кармане брюк ещё и заряженный «Вальтер». Пока оформляли бумаги, агент умудрился вытащить из кармана брюк сложенную бумажку и попытался её съесть. Двум чекистам пришлось разжимать ему челюсть. Вытащили квитанцию на сданные в камеру хранения вещи.

Группа бойцов НКВД / Гоменюк Степан Дмитриевич
Группа бойцов НКВД / Гоменюк Степан Дмитриевич

Обыск провели тщательнее. Под подкладкой сапог обнаружили различные бланки документов воинских частей, с печатями. Настоящим «кладезем» оказался чемодан, принесённый из камеры хранения. На столе добавилась ещё кипа чистых документов и солидная сумма денег.

Пытаясь выкрутиться, агент назвал себя дезертиром из штаба 240 танкового полка, откуда он и забрал казённые деньги и бланки документов. Он всячески пытался уговорить оперативников, чтобы они оставили все деньги себе, а его просто отпустили. Контрразведчикам же окончательно стало ясно, что это неспроста.

Шпион был отправлен в Главное управление НКВД. Позднее стало известно, что это опытный разведчик абвера, который должен был соединить ранее заброшенных агентов в полноценную сеть. Будущий резидент провалился и поведал немало важной информации.

Никто из тех, кто учился одновременно с Гоменюком, обратно не возвратился
Никто из тех, кто учился одновременно с Гоменюком, обратно не возвратился

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

В эту же ночь, тоже на Казанском вокзале взяли и второго агента немецкой разведки. Этот пробирался в форме лейтенанта Красной Армии. И тоже учился с Гоменюком в Петрозаводской разведшколе.

Чекисты отрабатывали все ориентировки разведчика. И он не зря рисковал своей головой. При втором «заходе» в школу абвера он узнал, что никто из тех, с кем он учился, обратно к немцам не вернулся.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.