Найти тему
Там — Птица!

Радий Погодин, «Книжка про Гришку», «Где ты, Гдетыгдеты»

Здравствуйте! Новый книгообзорчик тут появится нескоро — читаемое мною произведение достаточно большое. Поэтому хочется рассказать пока про автора, которого я вспомнила между главами чисто для отдыха. Не смейтесь надо мной, автор детский. Пишет, можно сказать, для младшего школьного возраста. Но как пишет!
Имя ему — Радий Погодин. А рассматривать я его буду сразу по двум произведениям — «
Книжка про Гришку» и «Где ты, Гдетыгдеты». Поэтому не знаю, какую картинку сюда класть. Пусть будет без картинки.
Впрочем, "Книжку про Гришку" рекомендую читать именно вот в этом оформлении:

Писать для детей тоже надо уметь
Писать для детей тоже надо уметь

Я считаю, что для детей писать даже труднее, чем для взрослых. Те, кто думает, что для этого нужно просто сильно упростить стиль, убрать словарный запас и писать как для тупых — очень сильно ошибаются. Потому что дети думают на своём детском волшебном языке, и ваше счастье, если вы ещё помните этот язык. Я ещё помню. Когда я работала нянькой — у меня из-за этого я был когнитивный диссонанс, поскольку я должна была в угоду начальству ребёнка поругать и запретить вливать воду в свою коляску — но я же видела, для чего он это делает и почему ему это так важно! Я в раннем детстве портила патефон впихиванием туда монеток, потому что это был турникет метро. разводила в комнате костёр из маминой кофты, потому что я была в лесу. И разве я имею право ругать ребёнка за то, что он решил вырастить цветок у себя в коляске? Дети же по-особенному мир видят. Впрочем, я отвлеклась.

Радий Погодин полностью соответствует моим представлениям об идеальной детской литературе. Там нет никакой логики, зато есть много повторяющихся слов и много-много волшебства. Здесь я под волшебством подразумеваю такую печальную философию, которая навевает светлую грусть.

Не знаю. Может, я одна всё это вижу. Но я чувствую интонацию героев. Когда в повести «Где ты, Гдетыгдеты» мамонтёнок застенчиво и грустно спрашивает «Кто же разрешит мне съесть тыкву?» — мне даже немножко хочется плакать. В «Книжке про Гришку» подобный грустноватый момент — когда над этим Гришкой ахали старушки (представляясь ему красивыми птицами): «Какой худенький мальчик, в чём душа», а он объяснял: «Души вовсе нет».

Я всё это видела и слышала, понимаете? Тихого худенького мальчика, одинокого застенчивого мамонтёнка. Я слышала их грустные голоса, и у меня внутри всё наполнялось таким печальным волшебством. А потом я заражалась весельем от весёлого зверя Индрика, который появлялся за всеми углами сразу. У него лапы собачьи, тело кошачье, голова козлиная, а на голове рог штопором. И не нужно ничего курить, чтобы выдумать такого зверя. Нужно лишь мыслить по-детски. Я тоже много кого выдумывала, только не записывала.

Думаю, что взрослым иногда следует перечитывать читанное в детстве, чтобы возвращаться мысленно в то состояние. Думаю, что не следует забывать своё прежнее мировосприятие. И думаю, что Радий Погодин - лучший детский писатель. За исключением, конечно, Чуковского. Но Чуковский лучше технически — он идеально умеет сопоставлять слова и составлять ритмы. А в произведениях Радия Погодина идеальная душа.

Волшебство... Помню, как я с маленькой подружкой Данечкой раскрывала книжку с картинками, мы молча смотрели в нарисованный домик — и жили в нём! Мне было 11 лет, Данечке 2. Сейчас она уже взрослая и наверняка этого не помнит. Живёт себе взрослой жизнью, на фотографа учится. А быть вечным дитём с постоянным детским мировосприятием — это мой крест. Не потому ли, что когда-то в детстве мне попался Радий Погодин, который научил меня волшебству?

В качестве эксперимента почитала я Погодина взрослому человеку, который не читал его в детстве. Старалась передавать те интонации, которые видел. Он ничего не понял. Только задавал логичные взрослые вопросы: «А почему это жеребёнок живёт в человеческом городе? А с кем и на что он живёт? Откуда у него конфеты? Почему никто не видит ничего неестественного в том, что с ними разговаривают животные?»

Если возьмёте почитать эти книги - не ищите логику. Вспомните, как были детьми. Тогда волшебство войдёт в вас, и наступит то, что я называла в детстве «лирическим настроением» — когда вам очень хорошо, и сквозь это тонкой струной проходит светлая грусть, от которой хочется немного поплакать.
Спасибо за внимание.

12.07.2015