Вообще-то у нас в стране прошло величайшее событие, которое почему-то если и было отмечено блогерами, то очень и очень скромно, а речь идет о том, что самый дорогой, самый амбициозный, самый раскручиваемый всеми возможными способами фильм, не получил ни одной награды от российских киноакадемиков.
Я имею в виду, конечно, фильм «Вызов». Отдельно дали спецприз Юлии Пересильд за то, что, видимо, она все же слетала в космос и теперь может считаться теперь уже официально первой актрисой-космонавтом. Что характерно, режиссер такой статуэтки не получил, поэтому он по-прежнему просто режиссер, а не режиссер-космонавт.
В то же время к своему столетнему юбилею «Мосфильм» выпустил в свободный доступ цифровую версию фильма «Укрощение огня», чем окончательно убил фильм «Вызов». Оказывается, все же чтобы добиваться масштабности происходящего на экране, не обязательно летать в космос.
В кинопроизводстве было и остается достаточно выразительных средств, чтобы заставить зрителю волноваться, переживать, любить кино.
Вот фильм «Укрощения огня» (УО) как раз об этом. При случае, наберите в тырнете. Посмотрите, получите огромное эстетическое и моральное удовольствие.
Как это частно бывает, оказывается, по молодости лет, (фильм вышел в 1972 году) я не застал его премьеры. Мне было все три года. Потом же я его если и смотрел, то урывками, прибегая – убегая с уроков на уроки, поэтому можно сказать, что полностью с этим очередным киношедевром советской эпохи познакомился только сейчас.
Надо сказать, что это весьма масштабное и эпическое кино, охватывающее огромный период времени с периода зарождения авиации в России и заканчивая полетами в Космос. Революцию, разруха, восстановление народного хозяйства, великая отечественная война, холодная война. Все это показано без прикрас, но какая же гордость берет: за страну, за людей, за ученых, за советское кино.
А есть ли гордость после просмотра «Вызова»? Только если в саморекламных текстах создателей. А какие вопросы перед собой постоянно ставят герои фильма «УО». О нашем месте на земле? Об этичности создания носителя ядерного заряда? Как это ни странно, но эта тема в этом фильме показана достаточно объемно. И она прокладывает мостик к другому этическому вопросу, а именно вопросу превентивного удара по врагу. Морально ли это или нет? Советский Союз – считал, что да. Именно это обеспечило государству рабочих и крестьян мирную и созидательную жизнь.
Еще один важный вопрос для кино. Любовная линия. Интересно сравнить ее в фильме «Вызов» и «Укрощение огня». В «Вызове» баба как говорится коня на скаку останавливает и зачем-то заменяет собой мужчину, который, кстати, как трус, высказывает весьма неприятную мысль: «А зачем нам вообще космос?»
Мысль очень гаденькая, потому что она делится на две части. Первая и главная: ведь – космическая отрасль нужна именно как фактор сдерживания, и как способ доставки ядерного зарядка до врага. О чем вполне конкретно говорится в фильме «УО». А уж потом всякие там иные миры.
Но и о них говорят в «УО», а вот в «Вызове» тема ядерного щита вообще не поднимается и у зрителя, по крайней мере у меня невольно возникает странный вопрос: действительно на что тратится столько народных денег, какие-то бесполезные метания туда и обратно на орбиту, и вот в финале трус в роли Биковича, как бы за вас отвечает/намекает: действительно это никому не нужно.
Знаете, я часто ругаю российский кинематограф. Чаще ругаю, чем хвалю, хотя вынужден признать, что, в общем и целом, он со своей задачей справляется. И задача эта - вытравление у народа исторической памяти. Понятно, что поставлена эта задача не в Кремле, и контролируют ее не в Минкульте, но продвигают ее в том числе и при помощи Госуслуг. Так и хочется спросить: А не госизмена ли это?
Нет, друзья, безусловно космос нам нужен. Прежде всего, чтобы жила страна без оглядки на соседей и наших заклятых «друзей». Вот за этой мыслью нужно обращаться к УО.
Хотя, конечно, там на второй линии поднимается и такой важный вопрос как взаимоотношения полов. Без модной сегодня повестки, естественно. Никакого феминизма, но и важность роли женщины в жизни мужчины раскрыта максимально.
Фраза «Ты будешь жалеть об этом всю жизнь!», брошенная главному герою, в начале фильма, когда он уезжает в Москву строить самолеты и не берет с собой влюбленную с собой девушку, рефреном отдается через весь фильм, и в итоге приводит в тому, что главный герой действительно об этом жалеет. И умирает в одиночестве. Совершив невозможно. Отправив человека в космос, создав огромную отрасль, в которой до сих пор работает тысячи людей.
Конечно, режиссер намекает, что они вроде бы помирились, но... все же смерть главного героя на обочине дороги очень символична.
О том, как могла бы развиваться космическая отрасль, если бы Гагарин не погиб, вы можете прочитать в серии моих фантастических романов «Тайные коды русских наличников».