Найти тему

80 лет со дня снятия блокады. В этой схватке победило жизнелюбие людей

Оглавление

Смутно помню как про пожар на Бадаевских складах рассказывала бабушка. В очередной раз жалею, что ребенком невнимательно слушала все, что они рассказывали нам о войне и блокаде. Жаль. Бадаевские склады чуть ли не в первые дни войны подверглись массированному авианалету. Пожар на складах и стал отправной точкой начала блокады в Ленинграде.

На выставке представлена хроника изменения размера пайка хлеба от 800 грамм до страшных 125ти. Читать без слез невозможно. Когда я подошла к стенду, около него стояли пожилой мужчина и мама с сыном. Читали. Когда мужчина повернулся, глаза его были мокрые от слез. Седые волосы, глаза без ресниц, покрасневшие веки. Сколько ж ему лет? В таком возрасте наверняка участник ВОВ. Видел и знает все сам.

Мальчишка бесконечно задавал вопросы. Мама отвечала и отвечала. Очень хотелось бы, чтобы на выставках такого рода было больше школьников. И больше детей. Ведь ветеранов, наших бабушек и дедушек становится все меньше. А с нашим современным преподаванием истории дети все меньше знают об истории нашей страны.

Люди в блокаду

Исследуя тему блокады и блокадного искусства, обратила внимание на огромное количество людей в произведениях. Голод. Холод. Бомбардировки бесконечные. Казалось бы, люди должны сидеть в бомбоубежищах и дома. Ан нет. В картинах мы наблюдаем бесконечный поток людей.

Люди живут своей жизнью, несмотря ни на что. Ходят на работу, на службу, хоронят близких. Например, в Эрмитаже была железная дисциплина. Тогдашний руководитель музея Орбели увольнял за задержку на работу, практически за малейшую провинность. Уверена, что так было везде. Вижу в этом глубочайший смысл, потому что увольнение ставит вопрос выживания ребром. Дисциплина позволяла контролировать жив ли человек. Пришел значит жив. И вопрос взаимопомощи, если нет. В тех условиях было важно проявлять бдительность. Бдительность не только в части борьбы с всевозможными диверсиями и попаданием снарядов на крыши, но и по отношению друг к другу. Кто поможет, кто вспомнит о тебе, если ты один? Быть плечом к плечу в этой обстановке было принципиально. Только тогда ты человек.

Карточки. Выставка "Помним. К 80 летию со дня снятия блокады" Русский музей
Карточки. Выставка "Помним. К 80 летию со дня снятия блокады" Русский музей

Зачем рисовать войну?

Осознание, что художник писал свои картины и делал зарисовки с живых людей, с реально разрушенных улиц, среди пустых после эвакуации рам от картин, куч песка и разбитых ударной волной окон, ошеломляет. В такой момент понимаешь, что не поддаться страху и панике нужно особенное мужество. Фиксировать происходящее беспристрастно, когда сердце обливается кровью, не для того, чтобы выразить творчески себя.

В этих картинах блокадные художники не стояли в своих мастерских, они были там, рядом, участниками событий. Наблюдали за повседневностью. Тот же Эрмитаж пригласил несколько художников описывать и фиксировать жизнь музея во время блокады.

Выставка очень перекликается с выставкой Василия Сурикова, которого пусть и значительно позже, интересовал подвиг. При этом подвиг не только самого полководца как такового, но и окружающих его солдат. Не только Ермака Тимофеевича, а окружающих его казаков. Мало кто существует вне контекста происходящих вокруг него событий. Люди взаимодействуют, живут. Подвиг совершает не только полководец, но и обычный человек своей стойкостью, поддержкой. Без этого никак.

За водой

Одна из важнейших линий. Символ войны по сути. Что мы знаем об этом? О том, что с приходом блокады сгорел не только важнейший склад с продуктами, но и была нарушена инфраструктура. Не было воды, отопления. Отсутствие самого необходимого было обыденностью, с которой люди должны были жить и выживать.

Почему туда отправляли не фотографов?

Задала себе вопрос. Скорей всего их было немного, как и фотоаппаратов. Плюс художники создадут хронику не хуже фоторепортеров. Как ни крути, музею важно представить события через искусство, как бы кощунственно это ни звучало.

Когда началась сво, очень много художников и институций сочли возможным отказаться от проведения выставок, не вели активную художественную деятельность, мотивируя отказ спецоперацией.

Мы сейчас не будем говорить о причинах во избежание дискуссий. Происходящие сегодня события приведены для примера.

Меня поразило знаете что?

Музей думал о будущем. Вдумайтесь. Фиксация событий художниками, через искусство, важна для потомков. Показать как жилось людям в этих условиях, чтобы сегодня мы могли сравнить как живется нам в наших. Вести летопись важнейшего в жизни страны события.

Плакаты

На выставке представлен целый зал плакатов и уверена, что это еще не все, что нам показали. Я была приятно удивлена довольно энергичной наглядной агитацией. С юмором, с активной позицией, с выдумкой. В агитационных плакатах есть не только жизнь, но и сила, мощь, движение и действие. Куда сегодня все это пропало остается только даваться диву.

Скульптура

Пусть и небольшой по количеству представленных скульптур зал меня порадовал. Тем больше порадовал, что скульптура перенесла из картин людей, сделала их осязаемыми. И вот уже мы видим как склонила в задумчивости голову, идущая с сумками женщина. Видим человека у крошечного гроба. Наряду с представленной в этом же зале хроникой ощущаешь себя участником вместе с мужественными людьми, переживающими блокаду, но отчаянно сопротивляющимися.

Блокадные художники

На выставке я снова, уже вживую, встретилась с теми художниками, о которых писала в предыдущих постах о блокаде и блокадных художниках. Конашевич, Траугот, Бучкин, Пакулин и многими другими. Судьба некоторых оборвалась в блокаду, кто-то потерял дом, а кто-то приехал по приглашению музея работать.