Теория развития Эриксона, известная также как теория психосоциального развития, представляет собой модель, описывающую восемь стадий развития, через которые проходит каждый человек в течение своей жизни.
❗Каждая стадия представляет собой конкретные задачи и вызовы, которые нужно преодолеть для достижения зрелости и психологического развития.
❗На протяжении этих стадий, человек сталкивается с определенными конфликтами и задачами, которые влияют на его личность и самоощущение.
✅Стадия доверия против недоверия (рождение - 18 месяцев):
✔ Первая стадия связана с удовлетворением физиологических и эмоциональных потребностей ребенка. Основное задание заключается в развитии доверия к окружающим взрослым.
✔ Если ребенок получает уверенность в том, что его нужды будут удовлетворены, он развивает доверие и чувство безопасности. Если же окружающие не отвечают на его потребности, возникает недоверие и страх.
✅Стадия автономии против сомнений и стыда (18 месяцев - 3 года):
✔ На этой стадии дети начинают создавать независимость и самостоятельность. Они стремятся контролировать свое поведение и развивают навыки самообслуживания.
✔ Если родители развивают у ребенка чувство самостоятельности и поддерживают его инициативу, ребенок развивает автономию. Если же родители слишком контролирующие или критически настроенные, ребенок может испытывать стыд и сомнения в своих способностях.
✅Стадия инициативы против вины (3 - 5 лет):
✔ На данной стадии дети начинают проявлять интерес к новым задачам и играм. Они начинают инициировать действия и выражать свои идеи.
✔ Если окружающие поддерживают и поощряют его инициативу, дети развивают чувство инициативы. Если же детей критикуют и подавляют их интересы, могут возникнуть ощущения вины и недостаточности.
✅Стадия прилежания против непродуктивности (6 - 12 лет):
✔ На этой стадии дети начинают овладевать навыками и получать образование. Они начинают развивать самооценку и достижения в учебе и других областях.
✔ Если дети достигают успеха и получают поддержку и поощрение со стороны родителей и учителей, они развивают чувство усердия и самоэффективности. В противном случае, возникают чувства непродуктивности и неуверенности в своих способностях.
✅Стадия идентичности против ролевой рассеянности (12 - 18 лет):
✔ На этой стадии подростки начинают искать собственную идентичность, определять свои ценности, убеждения и жизненные планы.
✔ Если подростки успешно находят свою идентичность и чувствуют поддержку и понимание своего окружения, они развивают ясные цели и планы на будущее. В противном случае, они могут быть склонны к рассеянности и нерешительности в выборе своего пути.
✅Стадия близости против изоляции (18 - 40 лет):
✔ На этой стадии люди ищут близкие и взаимовыгодные отношения с другими людьми. Они стараются создать устойчивые и глубокие отношения партнерства и дружбы.
✔ Если партнерство и дружба удается, люди развивают чувство близости и исключения. В противном случае возникает чувство изоляции и одиночества.
✅Стадия продуктивности против себя-сосредоточенности (40 - 65 лет):
✔ На данной стадии люди стремятся проявить свои способности и достичь высот в карьере, семье и обществе. Они проявляют активность в работе и делают вклад в свою семью и общество.
✔ Если они успешны в достижении своих целей и чувствуют, что их деятельность приносит пользу, они развивают чувство продуктивности. Если же они не достигают своих целей, могут возникнуть чувства себя-сосредоточенности и неудовлетворенности.
✅Стадия интегритета против отчуждения (65+ лет):
✔ На последней стадии люди осматривают свою жизнь и оценивают всё, что они достигли. Они подводят итоги и делают баланс между своими действиями и житейским опытом.
✔ Если люди испытывают удовлетворение от представленной картине своей жизни, они развивают чувство интегритета и целостности. Если же они испытывают раскаяние и разочарование по поводу сделанных выборов, возникает отчуждение и незавершенность.
💪Теория развития Эриксона - это широко известная и применяемая модель, которая помогает в понимании психологического развития в течение всей жизни.
❗Она предлагает критическое понимание того, как эти стадии взаимодействуют с опытом и взаимодействием в окружающей среде, и как качество этих взаимодействий может оказывать влияние на наше самоощущение и личностное развитие.
❗Однако важно понимать, что каждый человек уникален и прокладывает свой собственный путь в психологическом развитии, и взаимодействие с внешним миром и событиями также может влиять на развитие каждой конкретной личности.
💖Буду благодарен за лайк и подписку, это помогает продвигать канал.