После прочтения двух глав у читателя вряд ли осталось представление о ЕГЭ как о градуснике, и вполне возможно он готов присоединиться к мнению многих в России, которые полагают, что ЕГЭ нужно отменить и вернуться к прежней системе образования.
Увы, машины времени не существует. Мы можем снять замедленное видео падения со стола стакана с водой на пол и его разлетающиеся осколки вместе с брызгами воды. А на следующий день «повернуть время вспять» и увидеть, как все эти осколки и брызги чудесным образом собираются в наполненный стакан на том же столе. Но это всего лишь видео. Сложные системы со множеством переменных, каковой безусловно является система образования, вернуть в прежнее состояние невозможно.
На вопрос: кто виноват, ответ дан. Осталось ответить на вопрос: что делать? Точка бифуркации тем замечательна, что воздействие на неё может приводить не только к разрушению системы образования, как это делает (а некоторые считают, что уже сделал) бланковый двуликий ЕГЭ (базовый и профильный) по математике, но и к её быстрой и новой упорядоченности. Я придерживаюсь оптимистичной точки зрения, что система образования ещё жива, а потому предлагаю детально разработанный, легко реализуемый и единственно возможный путь её выздоровления: возвращение выпускного и вступительного экзаменов по математике путём замены бланкового ЕГЭ на электронный ЕГЭ.
1. Электронный ЕГЭ по математике возвращает выпускной экзамен.
Вначале статьи мы писали, что выпускной экзамен в средней школе был элементом образовательного процесса. Его главной задачей было мотивировать учителя учить всех учеников всему курсу школьной математики. Бланковый ЕГЭ эту функцию не выполняет. Поставим вопрос: Каким должен быть выпускной экзамен, чтобы он мотивировал учителя научить всех учеников всему курсу школьной математики?
Ответ прост: Выпускной экзамен должен давать точную оценку как самым слабым, так и самым сильным ученикам, но разве это возможно? Я сам был учителем и знаю, что уровень сложности заданий в письменной контрольной работе должен определяться уровнем подготовки учеников, для которых она предназначена. Задача создания письменного экзамена по математике, который давал бы точную оценку десяткам тысяч ученикам (тем более сотням тысяч), заведомо не выполнима и никакое разделения единого её решить не может.
А вот на устном экзамене путём одних и тех же вопросов можно дать точную оценку как самым слабым, так и самым сильным ученикам. Выпускной экзамен даст точную оценку как самым слабым, так и самым сильным ученикам, если:
1. Он будет не письменный, а «устный».
2. Нет ограничения на число ответов и соответственно нет 100 балльного «потолка», чем он принципиально отличается от зарубежных ЕГЭ - типа американского SAT.
3. «Устные» вопросы таковы, что для ответа на любой из них достаточно одной минуты, если экзаменуемый владеет темой вопроса.
4. На каждый вопрос электронный экзаменатор предлагает 5 ответов, проверяющих: знание, владение этим знанием и даже умение мыслить.
5. За 40 минут желательно успеть ответить на 30 вопросов.
6. Если экзаменуемый за 40 минут ответит на 30 вопросов, причём правильно, то он получит 100 баллов.
7. Если экзаменуемый за 40 минут (или быстрее) ответит правильно более чем на 30 вопросов, то он получит более 100 баллов (при малом числе ошибок).
8. Результат экзамена немедленно высвечивается монитором и подтверждается email.
9. Экзаменационные вопросы охватывают весь курс школьной математики, а потому они не сводятся не только к 12 типам, как в профильном ЕГЭ, но и к 120 типам заданий.
10. Всего в электронном ЕГЭ по математике 5000 вопросов и 25000 ответов, каждый десятый из которых будет использован в тренировочных тестированиях уже осенью.
Замечу, что сценарий и содержание теста опробованы и прошли успешную проверку на лицеистах, школьниках, студентах и победителях олимпиад (более 200 тысяч тестирований).
Электронный ЕГЭ и предшествующие ему тренировочные тестирования – это уникальный инструмент контроля и самоконтроля. Школьнику, он укажет какие разделы математики требуют дополнительной проработки, а учитель будет точно знать, в чём он может помочь тому или иному своему ученику.
Тренировочное тестирование в режиме ЕГЭ, проведённое уже осенью 2024 года, позволит каждому ученику (и учителю) определить, какой(-ие) из 10 разделов курса школьной математики требует(-ют) дополнительной подготовки. Перестав тратить драгоценное время на бессмысленное заучивание последовательности действий в усложнённых заданиях, выпускник использует его для усвоения основ школьной математики и поступит в вуз в 2025 году действительно готовым к обучению.
Ликвидация бланкового ЕГЭ с его типовыми заданиями, в натаскивании на которых специализировались репетиторы, лишает репетиторов основного поля их деятельности, и устраняет основную причину их востребованности, а тем самым существенно повышает востребованность учителя.
Отмена базового и профильного ЕГЭ прекратит деление школьного курса математики на базовый и профильный, прекратит нелепое и вредное деление детей на технарей и гуманитариев, вернёт будущих юристов и философов к изучению полного курса школьной математики, которая ум в порядок приводит. Компьютеров и компьютерных залов, в которых проводился в 2023 году компьютерный ЕГЭ по информатике, более чем достаточно для проведения электронного ЕГЭ по математике. Также как и по информатике он будет проводиться в два дня, например, 30 и 31 мая 2025 года, но не в одну, а в 4 смены, например, в 10, 11, 12 и 13 часов.
2. Электронный ЕГЭ по математике возвращает вступительный экзамен в ведущие вузы.
Как известно, региональные вузы вынуждены принимать на естественно-научные и технические специальности абитуриентов чуть ли не с пороговым баллом ЕГЭ по математике, а потому у них нет потребности после ЕГЭ дополнительного конкурсного отбора по математике, чего нельзя сказать о ведущих вузах. Но теперь для получения даже пороговых баллов в электронном ЕГЭ, в отличии от профильного ЕГЭ, выпускнику придётся в определённой степени овладеть всем курсом школьной математики – это будет его нулевой семестр, продолжительность которого для каждого выпускника станет определяться его подготовленностью по каждому разделу, которую выявит тренировочное тестирование. Вход в региональные вузы для выпускников с ничтожными знаниями школьной математики закроется.
Что касается ведущих вузов, то им с 2025 года будет предоставлено право проводить отбор абитуриентов путём вступительных олимпиад, участие в которых разрешается только тем абитуриентам, которые получили высокие баллы электронного ЕГЭ. Допуск к решению усложнённых заданий на вступительной олимпиаде будет достижением и желаемой наградой для выпускников школ, в противоположность усложнённым заданиям в профильном ЕГЭ, решение которых абсолютное большинство выпускников школ всеми способами старается избежать. Таким образом для ведущих вузов электронный ЕГЭ по математике будет выполнять функцию первого тура вступительного экзамена.
Пороговое значение баллов электронного ЕГЭ для участия во вступительной олимпиаде по каждой специальности будет определяться самим вузом. Только вуз способен грамотно установить содержание и степень сложности письменных заданий при наборе на ту или иную специальность, и если на матфаке будут проверять умение доказывать теоремы, то на физфаке или на технических факультетах будут проверять умение решать задачи с физическим или техническим уклоном. Ликвидация профильного ЕГЭ, замена типовых усложнённых заданий на оригинальные олимпиадные задания подорвёт систему натаскивания, а тем самым существенно повысит качество набора на самых престижных специальностях.
Вклад баллов вступительных олимпиад и вклад баллов электронного ЕГЭ по математике в итоговый балл абитуриента каждый ведущий вуз установит по своему усмотрению. Статус ведущего вуза получат те вузы, в которых средний балл ЕГЭ по математике у первокурсников на технических и естественно-научных специальностях в 2024 году будет не ниже, скажем, 70 баллов (точное число будет определено только после проведения ЕГЭ).
Честность вступительного экзамена (вступительной олимпиады) предопределена обязательностью условия высоких баллов в электронном ЕГЭ для участия в нём. К вступительной олимпиаде в отличие от вступительного экзамена в вузы в эпоху до ЕГЭ будут допущены только самые подготовленные выпускники, не нуждающиеся в шпаргалках, и число их будет ограничено высоким баллом электронного ЕГЭ, планку которого установит сам ведущий вуз.
В завершении, ещё раз повторю, что воздействие в точке бифуркации может приводить не только к разрушению системы, но и к её упорядоченности. И для этого никакого чуда не требуется – для этого достаточно письменные задания 4-часового ЕГЭ заменить на «устные» минутные вопросы электронного экзаменатора, только сделать это нужно незамедлительно, иначе катастрофы не избежать и технологический суверенитет России станет недостижимым.