Найти тему
Северный ветер

Причина катастрофы в Ле-Бурже не установлена

Начало

Конкуренция двух систем

В декабре 1968 года гордость советской авиации, сверхзвуковой пассажирский авиалайнер, впервые поднялся в небо, продемонстрировав всему миру успехи "развитого социализма". В июне 1969 года Ту-144 опередив западных конкурентов преодолел скорость звука на высоте 11 000 метров.

Начало работ по созданию советского сверхзвукового лайнера было положено в июле 1963 года. Годом ранее в 1962 году французы и англичане приступили к постройке своего сверхзвукового пассажирского авиалайнера Concorde. Советский Союз оказался в роли догоняющего, необходимо было догнать и перегнать Запад, решался вопрос престижа страны. В работе по созданию первого советского суперлайнера приняли участие сотни советских предприятий и ведущие конструкторы ОКБ А.Н. Туполева.

Правительственное задание устанавливало создание сверхзвукового авиалайнера с крейсерской скоростью полета более 2300-2700 км. в час, при дальности полета до 4500 км. На борту должно было разместиться не менее 100 пассажиров.

США с беспокойством наблюдали за успехами европейцев по созданию сверхзвукового пассажирского самолета. Однако, беспокойство американцев улеглось, когда пришло понимание о неэкономичности реализуемого проекта. Американцы сосредоточились на реализации проекта Boeing 2707, с изменяемым стреловидным крылом, проектные возможности которого, предполагали перевозку 300 пассажиров, при скорости 3 000 км. в час.

Советский и англо-французский лайнеры внешне были похоже, так как, оба самолета одного класса, и количество пассажиров, и крейсерская скорость, и высота полета, да и вес лайнеров примерно совпадал. Однако, бытовало мнение, об использовании промышленного шпионажа и получения технических разработок для постройки советского лайнера. На Западе был выпущен фильм, на эту тему.

При всей внешней схожести Ту-144 имел передние крылышки, что повышало устойчивость и управляемость самолета. Кроме того, это заметно снижало скорость при посадке. Размещение четырех двигателей под фюзеляжем, в случае отказа одного из них позволяло легче удержать лайнер от разворота. У Concorde, двигатели были попарно расположены на консолях крыла.

Создание советского сверхзвукового самолета предполагало использование Ту-144 на международных рейсах, однако применение было ограничено маршрутом Москва — Алма-Ата. Основная проблема Ту-144 состояла в расходовании большого количества топлива при эксплуатации.

История катастрофы ТУ-144

В 1973 году в Ле-Бурже проводился международный авиасалон, в котором принимали участники-конкуренты Concorde и Ту-144. Открытие авиасалона началось с показательного выступления англо-французского авиалайнера, программа выступления была очень впечатляющей.

Запланированная показательная программа Ту-144 по зрелищности заметно уступала выступлению Concorde. У членов экипажа был настрой продемонстрировать все возможности Ту-144, демонстрационный полет был усложнен, задача стояла превзойти конкурента. Это не входило в утвержденный план полета, что могло повлечь негативные последствия. Так и вышло, при наборе высоты, перейдя в крутую горку, машина, внезапно потеряв управление и перейдя в режим внезапного пикирования, развалился на отдельные фрагменты. Обломки упали на землю, вызвав пожар. При этом погибли все, кто находился на борту, четыре члена экипажа и два ведущих инженера.

По результатам расследования совместной французско-советская комиссия, было подготовлено заключение. В нем было отмечено, исправность всех систем авиалайнера до момента разрушения конструкции. Признаков диверсии, пожара или взрыва не установлено. Вместе с тем, речевой самописец не был включен до начала полета, подверглись разрушению опытные осциллографные регистраторы и аварийный речевой самописец.

Расследование катастрофы продолжалось более года. По результатам 6 февраля 1974 года, в Москве было объявлено, что окончательная причина катастрофы не может быть объявлена. Дело закрыто.

В западной прессе по истечению 26 лет появится публикация о возможных причинах крушении Ту-144. Во время пилотирования советского авиалайнера в непосредственной близости, был замечен французский истребитель, который выполнял определенное задание, что могло послужить причиной авиакатастрофы. При этом, советские специалисты были информированы о полете истребителя в непосредственной близости от Ту-144, но этот факт не упоминался в официальном заключении.

Страны не проявили настойчивость в поисках истинной причины крушения Ту-144. По истечению времени интерес к происшествию был потерян на фоне других не менее загадочных событий.

Прошло почти 50 лет после крушения советского сверхзвукового лайнера, при этом вопросы остались. А может быть ТУ-144 опередил свое время создания? Что явилось основанием для вывода комиссии о причинах авиакатастрофы? Почему не было взаимной заинтересованности стран в установлении истинной причины крушения? Времена меняются, уходят из жизни, те кто мог бы пролить свет на эти вопросы, появляются новые проблемы, возникает потребность в их разрешении. Наверное, эти и подобные вопросы так и останутся без ответа.

Продолжение следует...