Христос посреди нас!
Читая книгу Толковый Типикон профессора Михаила Николаевича Скабаллановича, наткнулся на свидетельства о ежедневном совершении евхаристии и связанное вместе с этим понимание части молитвы Отче Наш - о Хлебе Насущном как о Хлебе Истинном, Кем Себя Сам называет Христос, и следовательно и Самой Евхаристией.
Начав постоянно причащаться, мне пришло на сердце и я уже об этом где-то читал, а потом писал, что есть объяснения о хлебе насущном не как о мирских благах, а как о Хлебе Надсущном или Сверх-сущном, т.е. о Христе, что тоже может переводиться на русский язык кажется с греческого.
Тогда смысл молитвы Господней, которую нам оставил Христос, меняется. Первая часть молитвы адресована к Богу-Отцу, а вторая часть Богу-Сыну.
Итак, Богу Отцу мы воздаем Хваления:
Отче Наш, Иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое! Да Приидет Царствие Твое!
Да будет воля Твоя яко на Небеси и на Земли!
Воля Бога-Отца есть в том, чтобы послать Сына Своего Возлюбленного для умилостивления грехов человечества, для выведения праведников из ада, воцарения Предвечного Христа на небе и на земле. Ибо и на небе Христос до Своего воцарения не был явственно явлен. Христос явился На Небе после того, как архангел Михаил сбросил сатану и его падших ангелов, и дьявол уже не мог хулить имя Бога на Небе и прельщать иных ангелов, и поэтому не знал Христа. Не знали и ангелы. Место на Престоле рядом с Богом было свободно, Агнец еще не был полностью раскрыт и мог восприниматься небожителями как одним из высоких Ангелов особо приближенных Богу.
Из Откровения мы узнаем о событиях, которые идут один за другим, когда Христос воцаряется, рождается, а сатана низвергается на землю.
Поэтому слова: "Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя яко на Небеси и на Земли" могут быть связаны с рождением Христа. Христос воцарился как на Небе так и на Земле. Царствие Божие сошло на землю. Царствие Божие на землю сошло, но не все его пока восприняли. Благая Весть должна распространяться на земле среди людей, чтоб Царствие Божие достигло всех народов.
Но Царствие Божие, которое Христос нам принес, не есть Царствие от мира сего, не есть благоденствие, отсутствие войн, эпидемий, болезней. Царствие Божие, которое нам приносит Христос, есть внутри нас. - Внутри нас с Постоянным Причастием Христа - Хлеба дающего жизнь и силы на вечную жизнь. При этом происходит обожение, мы начинаем ощущать это Царствие Божие, это райское состояние полноты и совершенства во Христе. Это состояние не может быть без Христа, и причем Христа воплотившегося, являющегося Царем в Храме, в Доме Отца Небесного: Яко да Царя встречаем мы Христа на каждой Литургии, сами уподобляясь Херувимам воспеваем Трисвятую Песнь Троице, и на удивление всему ангельскому миру соединяемся со Христом во причастии. А в предуготовленных Хлебе и Вине, Силой Святого Духа, Христос становится физически в полном своем не только Духе, но и Теле Ощутимым всеми нами верными стоящими в храме на Литургии и причащающимися. И через Христа посредством Святого Духа ставшим физически явленным в Храме в Святых Дарах, через приятого Христа, мы приходим к Богу-Отцу, Христос приводит нас к Богу-Отцу:
Отче Наш! Иже еси на Небесех! Да Святится Имя Твое! Да приидет Царствие Твое яко на Небеси и на земли!
Т.е. через Христа во причастии воцаряющимся в нашем сердце, внутри нас обретается Царствие Божие. И обретя это сокровище, мы от любви и от благодарности восклицаем уже начинаемому нам открыватья и познаваемому Богу-Отцу и поэтому слова "Отче Наш!" уже становятся не просто словами, но наполненными силой, духом, любовью Самого Сына - Христа, Который вместе с нами из нашего сердца взывает к Богу-Отцу: Отче Наш!
Как Христос взывал К Богу Отцу в минуты страдания за нас: Боже, Боже мой! Зачем Ты меня покинул! Теперь Христос уже воскресший, воцарившийся вместе с нами соединившись во причастии восклицает: в нас, через нас, с нами: "Отце Наш!"
И что же хочет Христос сказать Своему Отцу через нас, повелев нам так молиться?
Неужели Христос хочет банального благоденствия людей на земле, чтобы у них всегда были мирские блага, под которыми традиционно понимается "хлеб на каждый день".
В одном месте Христос говорит: что мое Царство не от мира сего есть, и тут же говорит нам, что просите для вашего земного существования новой манны небесной. Очевидно, что Христос оставляя нам Господню молитву, говорит о чем-то другом.
Не из-за этого ли иудеи не распознали Христа, от того, что ждали, что Мессия станет их настоящим Земным Царем, который сделает их начальниками над всеми народами. Но когда поняли, что Христос не станет им давать благоденствия и бесплатные хлеб, рыбу, исцеления - которые бы они могли использовать в своих освободительных от Римской империи целей и далее завоевательных, чтобы править миром, иудеи посчитали Иисуса лже-Христом, лже-Мессией.
Вот, что ощущает мое сердце, и что так жадно я хочу подтвердить словами любых богословов, которые скажут об этом, даже Тертуллиана, несмотря на то, что он в конце жизни отклонился в ересь монтанистов.
Когда Христос у нас воцаряется и пребывает в сердце, мы обожаемся, и начинаем понимать - вот Он - Христос! Живой! Настоящий! Присутствующий! И вместе со Христом начинаем прозревать и Царство Христа, которое также вместе со Христом сходит в наше сердце, вернее мы можем его прозревать в себе. От радости мы восклицаем! Боже! Как хорошо нам с Тобой быть!
Отче Наш! Иже еси на Небесех! Да святится Имя Твое!
Но тут же мы боимся, как бы это состояние Рая нас не оставляло, и подобно апостолам на горе Фавор, мы хотим, чтобы это было всегда - и как они говорили Христу, давай мы сделаем тут жилища и всем вместе с Илией, С Моисеем будем праздновать и жить постоянно!
Поэтому продолжаем говорить и просим! Пусть это состояние, это Царство Небесное будет всегда и везде и у всех!
Да приидет Царствие Твое!
Ибо в это воля Святой Троицы, чобы все люди и ангелы пребывали постоянно в райском состоянии, в прешедшем в последние дни, т.е. после воцарения и рождества Христа.
Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли!
Но мы же во причастии познали Любовь, Христа! А любовь своего не ищет, не превозносится, не гордится, не тщеславится. Она желает, чтобы это было и у других, как в советском мультике: Это тебе! - За что? - А просто так!
Даром получили, даром отдавайте!
Но получили мы даром Христа! За то, что нашли и находим в себе силы как кровоточивая женщина, как разбойники, как блудницы, все таки нашли в себе силы, потому что имели веру, подошли ко Христу во причастии! И Христос, Который даром для нас в нас воцарился, нас побуждает Своей Любовью нести это благовестие людям. Но что мы понесем? Свои скудные познания? свой скудный опыт? Нам нечего людям дать - мы в семинариях не учились, ученой грамоте не научены. Мы можем только Христа принести людям! С верой, любовью, страхом Божиим, мы приступаем ко Христу во причастии, и потом со приятым Христом идем домой, на работу, в люди и несем в себе людям Христа. А не причащаясь, нам нечего будет понести людям. Как объяснить без Христа что такое есть Царствие Божие, чего так все страстно хотят люди, отчего мятутся народы.
Поэтому мы и просим Христа: Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего. Именно такие слова поют в алтаре после причастия. Я будучи регентом попросил петь это перед причастием, чтобы и люди в храме на каждой Литургии слышали эти важные слова: Светися, Светися, Новый Иерусалиме! Слава бо Господня на Тебе Возсия!...И вторую пасхальную песнь: О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего.
Так в алтаре празднуется Причастие! Но это не должно быть скрыто от нас. И так, батюшка если в одном храме разрешил петь Пасхальные песнопения перед Причастием на Каждой литургии во все дни, то почему бы не просить и нам петь их во всех храмах на каждой Литургии, чтобы радость пришедшаго во плоти Христа ощущалась всегда и везде!
И после этого следующие слова Господней молитвы зазвучат совсем по-другому для нас! Безо всякого стремления просить мирского благоденствия - шалома, чего просят и ждут иудеи.
Мы просим Христа дать нам Самого Себя, и также просим об Этом и Бога-Отца, Которые Одна Суть.
Хлеб Наш насущный! Даждь нам днесь!
Господи Наш Иисусе Христе, Ты назвал Себя Хлебом Жизни! Дай нам Себя, Дай нам Этот Хлеб жизни сегодня!
Слова Тертуллиана о ежедневном причащении подтверждают совсем иной смысл Господней молитвы, которая на Литургии как раз идет перед причастием.
И если мы обратились ко Христу, говоря Хлеб наш насущный, Дай нам Себя сегодня, то далее мы и добавляем нужные для причащения прошения:
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим,
Не этого ли мы просим, когда исповедуемся - чтобы Христос нам простил наши грехи, но перед этим мы стараемся и не держать зла ни на кого, всех простить. Но так как сами себя осознаем грешниками, так как имеем грехи, долги, мы имеем и милость ко всем людям, простить все всем.
А по причастии что мы хотим? Хранить Христа приятого в себе, чтобы не пришло никакое даже малое смущение в наше сердце, неверие, или даже какой иной бОльший грех. Очень часто за грехи плохо нами осознающиеся: гордость, тщеславие, осуждение, зависть, недоброжелательность и прочее, Христос нас вводит во искушение, во испытании, в искус, и мы падаем! И через падение смиряемся и легче прощаем другим. И мы это уже много раз проходили: Причащались, а потом падали, снова каялись, снова причащались, и снова падали. Но каждый раз хотим, чтобы это было в последний раз, чтобы Христу не пришлось нас выводить нас из нашей гордыни путем искушений, испытаний, скорбей, болезней.
И не введи нас во искушение!
И мы уже знаем по духовному опыту, как может прийти дьявол. И он приходит всякий раз, и во все года, когда наш сосуд сердца оставался пустым, когда Христос покидал его, и тогда злые духи получали возможность к нам приближаться, вкрадываться в сердце, прилепляться к нам и сосать из нас энергию жизни, давая микро-порции мнимого счастья, чтобы держать нас на игле греха. Мы все это проходили тоже много раз, пока Христос не воцарился в нашем сердце и поэтому просим:
Но избави нас от лукавого!
И далее слова, которыми батюшка заканчивает молитву, подтверждают все выше сказанное:
Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Царство Божие есть в нас! А с Царством Христа и сила и слава Святой Троицы, пусть будет так сейчас, всегда, во веки веков.
Такие размышления даровал Господь по прочтении Толкового Типикона профессора Михаила Николаевича Скабаллановича, в котором обнаружились слова Тертуллиана. Я захотел оставить их на память, а также побольше узнать об источнике этих данных . Итак - это Тертуллиан.
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье. Он получил светское образование и сделался юристом. Обратился в христианство приблизительно в 193 г. в Карфагене. Стал пресвитером. Потом он переехал в Рим, где составил себе обширную юридическую практику. Тертуллиан очень много писал. Около 207 г. он уклонился в монтанизм. Умер Тертуллиан вскоре после 220 г. https://sedmitza.ru/lib/text/434691/
Относительно Евхаристии находим у Тертуллиана:
Таинство Евхаристии, которое Господь повелел всем совершать во время принятия пищи, принимаем исключительно из рук предстоятелей (praesidentium). Ежегодно мы творим добровольные приношения за умерших в день их рождения.В День же Господень [т.е. воскресенье] считаем неприемлемым поститься или молиться на коленях. Этой же свободой мы также наслаждаемся в период с Дня Пасхи до Пятидесятницы. Однако мы переживаем и с трудом переносим, когда капля из нашей чаши или крошка нашего хлеба падает на землю. При всяком успехе и продвижении вперёд, при всяком входе и выходе, когда мы одеваемся и обуваемся, перед купаниями и перед приёмами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем своё чело крестным знамением (signaculo terimus).
А оригинальный текст Токового Типикона звучит так:
"к концу III в. евхаристия окончательно перенесена была на утро, следуя непосредственно за утренним богослужением, которое начиналось с зарею. Так было не только на родине «Завещания» – в Сирии, но судя по свидетельству Тертуллиана, и в других Церквах: «таинство Евхаристии, – говорит он, – мы принимаем в предрассветных собраниях и не от других чьих рук, как только от рук председательствующего»431. Возможно, что в некоторых местах продолжала держаться и прежняя практика – вечернего совершения евхаристии, о такой практике есть свидетельство не только из первой половины III в. (Климент Александрийский)432 но и из второй (Киприан Карфагенский433 , Каноны Ипполита и Египетские434 ), – но по странной случайности свидетельства эти касаются лишь Египта, в котором обычай вечернего совершения евхаристии существовал еще и во времена историка Сократа (V в.)435.
И относительно дней, в которые совершалась евхаристия, не было полного однообразия в Церквах. «Завещание» довольно ясно дает понять, что евхаристия совершалась только в субботы, воскресенья и праздники, которых было три: Пасха, Пятидесятница и Богоявление436. К этим дням, как увидим впоследствии, надо присоединить и памяти мучеников (местных). Так было следовательно, в Сирии во второй половине III в. Но в Риме и Африке, по-видимому, имела место ежедневная евхаристия. Тертуллиан, объясняя молитву Господню, под хлебом насущным разумеет Тело Христово и замечает: «Итак, прося ежедневного хлеба мы просим вечности (perpetuitatem) во Христе и неотделимости от тела Его»437. Отсюда можно заключать о ежедневном совершении евхаристии, особенно если сопоставить эти слова с толкованием 4-го прошения молитвы Господней у св. Киприана: «мы просим давать этот хлеб нам ежедневно, чтобы, будучи во Христе и ежедневно получая от Него евхаристию в пищу спасения, не лишиться небесного хлеба и не отделиться от тела Христова, если будем удалены от причащения при совершении какого-либо очень тяжкого греха»438. Ориген говорит: «христиане каждый день едят плоть Агнца, т.е. плоть Слова Божия, слушают писания, каждый день принимают Пасху, за нас закланную, т.е. Христа»439.
Также в Толковом Типиконе находим слова:
Пусть всегда верный старается причаститься евхаристии прежде принятия пищи, тогда он неведомо для себя избежит печали»403. Последнее обещание за вкушение евхаристии прежде пищи Египетские Каноны дают в более конкретной форме: «Кто принимает, (евхаристию) с верою, если что и смертельное будет дано ему, не повредит»404. Тон этих требований показывает, что обычай такого принятия евхаристии был еще недавним и требовал особой настойчивости для прочного утверждения.
Хочется повторить св. Киприана:
"мы просим давать этот хлеб нам ежедневно, чтобы, будучи во Христе и ежедневно получая от Него евхаристию в пищу спасения, не лишиться небесного хлеба и не отделиться от тела Христова, если будем удалены от причащения при совершении какого-либо очень тяжкого греха"
Далее интересно будет поизучать Оригена, который писал:
христиане каждый день едят плоть Агнца, т.е. плоть Слова Божия, слушают писания, каждый день принимают Пасху, за нас закланную, т.е. Христа
Ориген тоже был признан еретиком наравне с Тертуллианом. Но значит ли это, что все высказывания обоих носят еретический характер? Ведь они идентичны высказыванию Св. Киприана?
Как и у прославленных святых неизвестна дата, когда они уже стали святыми в понимании Синодальной Комиссии по прославлению Святых, и после этого все творения можно относить к святоотеческим, так и у признанных еретиков, но начавших свой путь как благочестивые христиане, неизвестно, когда их Христос ввел во искушение, из которого они уже не смогли выбраться по мнению других христиан, но у Бога пути неизвестны, и все Богу возможно.
Так, мы не знаем, как Христос может являться людям лежащим на предсмертном одре, чтобы дать возможность человеку еще один шанс прийти ко Христу. Ибо если мы по нашему человеческому доброму произволению боремся за жизнь других людей до самого конца, также и Христос борется за нас до самого конца.
Христос с нами всегда, ныне, и присно и во веки веков!