Вечер 25 января 2024 года был замечательным: мы с подругами торопились в Пензенский драмтеатр на "Летучую мышь". Представление давал Московский театр оперетты.
Мы зря волновались о том, понравится ли. Все прошло замечательно. На высоте были и игра актеров, и декорации, и музыка великого Штрауса.
А ведь история этой оперетты началась так давно и была такой неоднозначной...
"Бал в сочельник, или Часы с боем" Анри Мельяка и Людовика Галеви
В основу сюжета легла реальная история двух приятелей, которые на маскараде перебрали спиртного. Один из них проснулся утром следующего дня на скамейке в сквере в костюме летучей мыши. Разбудили его полицейские, которые и проводили в участок.
Обида на товарища, бросившего его одного, была такой сильной, что он решил отомстить. И... вскоре его друг был уличен в супружеской измене и даже чуть было не попал в полицейский участок.
Французские драматурги Анри Мельяк и Людовик Галеви, посмеявшись над этим случаем, решили увековечить его в своей постановке. Немного изменили сюжет, и вскоре весь Париж восторгался водевилем "Бал в сочельник, или Часы с боем" (другое название - "Новогодний вечер").
Слава об этой постановке через какое-то время докатилась и до Австрии...
Австрийские приключения "Летучей мыши"
Посмотрев ставший знаменитым французский водевиль, директор одного из Венских театров загорелся идеей постановить у себя эту пьесу. А так как он сомневался, что австрийцы в полной мере оценят фривольный французский юмор, он решил переделать эту пьесу "под Австрию".
Предложение переработать пьесу получили композитор и драматург Рихард Жене и Карл Хаффер. А позднее директору театра подсказали обратиться и к Иоганну Штраусу-младшему.
Иоганн Штраус-младший вошел в историю как "король вальса". По легенде, мысль поработать над созданием оперетт подкинул ему как-то в разговоре талантливый французский композитор Жак Оффенбах: "А почему бы вам, милый Штраус, не начать писать оперетты?" Эта мысль так понравилась композитору, что он за нее сразу же ухватился.
Когда ему предложили проработать партитуру оперетты "Летучая мышь", он с энтузиазмом принялся за работу.
В 1875 году оперетта "Летучая мышь" впервые была показана на подмостках австрийского театра. Ожидали, что ее выход станет сенсацией. Но не случилось. Публика ее выход встретила совершенно равнодушно. Зал безмолвствовал.
Критики разнесли ее в пух и прах, назвав "банальностью". "Попурри из вальсовых и полечных мотивов" не произвело на них никакого впечатления. Только одна из газет опубликовала положительный отзыв, но этого было недостаточно, и после 17 представлений "Летучую мышь" сняли с репертуара.
И лишь после того, как эта пьеса ( в очередной раз переделанная) с большим успехом прошла в Берлине, директор театра снова решился ее поставить. И публика встретила ее уже более благосклонно. Теперь все те, кто несколько месяцев назад называл ее театральной неудачей, пели ей гимны. Люди толпами шли в театр, чтобы в очередной раз посмотреть на эту юморную историю.
Прошло около двадцати лет, и "Летучая мышь" прогремела в постановке Венской оперы...
Кто автор❔
А потом произошло самое интересное.
"Летучая мышь", путешествуя по миру, оказалась в Париже. На представлении Театра варьете оказался Людовик Галеви. Представляете его удивление, когда он узнал в оперетте свое собственное творение?
Пьеса была переделана, но это была была их пьеса, Анри Мельяка и Людовика Галеви! Однако авторами значились совсем другие люди...
И Галеви решил заявить об авторстве. В это время весь театральный мир дрогнул: судебное разбирательство грозило затянуться, а в связи с этим постановку пьесы на сцене показывать было бы нельзя. А ее к тому времени поставили уже слишком многие театры.
И в этот момент было принято решение в очередной раз ее переписать! Переписали так, что теперь уже на авторство никто не мог претендовать, в этом виде и дошла пьеса до нашего времени.
Такая вот интересная история оказалась у "Летучей мыши"!
С тех пор прошло уже так много времени, а оперетта до сих пор очень популярна. Во время представления пустых мест в зале не было!
Два с лишним часа промчались незаметно. Прекрасна была музыка Штрауса, красивы декорации и костюмы, но особенно впечатлила нас игра актеров. Когда они вышли на поклон, зрители аплодировали им стоя.
Спасибо, что дочитали до конца! И - 📄🖋 подписывайтесь на мой канал! Оставайтесь с нами, будет интересно!