Найти в Дзене

Кризисы современного человека на всех этапах жизни, как их проходить с легкостью, личностный кризис, профессиональный кризис

Первопричиной появления кризиса является наличие некоторого противоречия, возникает переломный момент в жизни человека, когда он не может жить и вести себя так, как жил и вел раньше и из-за этого ему не по себе, он не может найти себе место, такой этап жизни называется личностный кризис.

Осознание наличия противоречия может прийти у клиента уже в процессе работы с коучем по поводу собственной "неуспешности", "тупика", "не знания куда двигаться дальше" и другие запросы клиента.

Дж. Каплан характеризует кризис как "период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими ощущениями, иногда сильно истощающий способности личности компетентно справляться с ситуацией".

-2

Причины возникновения кризисов профессионального развития:

1. Диссонанс между "хочу", "могу" и "надо", не дающие сделать профессиональный выбор по Е.А.Климову;

2. Различие ожиданий от результатов труда и их факту;

3. Существенный и очевидный дисбаланс между "реальным Я" и "идеальным Я" по К.Роджерсу;

4. Конфликт между разными личными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сферы личности по Л.И.Божович, А.Н. Леонтьеву;

5. Кризис идентичности "Кто я?" по Э.Эриксону.

-3

Этапы кризисов:

1.Кризис учебно-профессиональной ориентации - школьники, готовящиеся к поступлению в вуз;

2.Кризис профессионального обучения - студенты вузов и колледжей;

3.Кризис адаптации - молодые специалисты, первый/второй год работы;

4.Кризис профессионального роста - происходит к 25 годам;

5.Кризис профессиональной карьеры - от 30 лет;

6.Кризис профессиональной самоактуализации - от 40 и старше;

7.Кризис угасания профессиональной деятельности - "предпенсионеры".

Инструменты в работе с кризисами:

- Модель логических уровней, в особенности сбор ресурсов по ним по Р.Дилтсу;

- Метод "Колесо жизненного баланса"

- Диагностика способностей, склонностей и приоритетов по Е.А.Климову, Дж.Холонду, Л.Н. Кабардова;

- Планы профессионального развития;

- Рефрейминг и "фокусы языка";

- "Градусная" оценка как источник ценной обратной связи для развития и преодоления кризиса.

Можно самому попробовать использовать эти инструменты, но для лучшего анализа ситуации и быстрого решения вопроса лучше обратиться к Карьерному коучу.