Семь памятников древности нзваны греческим путешественником величайшими достижениями человечества того времени.
Теперь, когда почти вся "семерка" превратилась в прах или в обломки, хранящиеся в музеях, выяснилось, что самым главным в истории Семи чудес древнего мира был факт, что во II в. до н.э. путешественник и посредственный поэт оставил о них живо написанные воспоминания. Их он предложил вниманию своих современников, которые, может быть, впервые в истории имели время и желание слушать рассказы путешественников и даже посещать античные сооружения, которые уже тогда были памятниками древности.
Поэта звали Антипар из Сидона Левантийского. Точности, с которой он составил свой реестр, мог бы позавидовать любой туристический справочник. Он ограничил список чудс числом семь, которое считалось мистическим с древних времен. Кроме того, его рассказ был повествованием от первого лица: "Я видел стены неприступного Вавилона... и Зевса на берегах Алфея. Я видел висячие сады и Колосса Родосского, величественные пирамиды и гробницу Мавсола. Но, когда я увидел священный храм Артемиды, все остальное потускнело, так как само солнце никогда не видело ничего более прекрасного".
В действительности Антипар, скорее всего, воспользовался свидетельствами более древних путешественников, поскольку в его время вавилонские сады уже находились в плачевном состоянии. Лишь на протяжении примерно 25 лет, прошедших между возведением Фаросского маяка и разрушением Колосса Родосского, все Семь чудес можно было наблюдать одновременно.
СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
Величественная, высотой с трехэтажный дом статуя Зевса в Олимпии была центром и символом священного комплекса, который включал в себя храмы, святилища и первый Олимпийский стадион. Скульптор Фидий уже был известен благодаря своим работам, установленным в афинском Акрополе, но огромная фигура Зевса, над которой он трудился начиная с 438 г. до н.э., внушала благоговейный страх всем, кто ее видел. Колоссальная статуя почти касалась потолка украшенного колоннами святилища, в котором она была установлена. Еще большую величественность придавало ей то обстоятельство, что она отражалась в зеркальной поверхности большого бассейна, наполненного оливковым маслом.
Отец богов. 13-метровая фигура Зевса была покрыта пластинами из слоновой кости, одежды и трон были сделаны из чеканного золота.
ГРОБНИЦА МАВСОЛА.
Мавсол, персидский сатрап, правивший на большей части территории современной Турции, получил извстность благодаря своей усыпальнице. Какими бы ни были его успехи на административном поприще, лишь великолепие гробницы Мавсола в Галикарнасе - современный Бадрус - позволило его имени занять свое место среди Семи чудес света и подарило потомкам слово "мавзолей". Мавсол умер около 350 г. до н.э., и гробницу строила его вдова Артемисия, которая к тому же была его сестрой. Построив великолепнейшую гробницу в память о муже, Артемисия смешала его прах с вином и специями и выпила.
Гробница имела несколько уровней, колоннаду храмового типа из 36 колонн и ступенчатую пирамиду. Считается, что в квадриге на вершине гробницы находились статуи Мавсола и Артемисии в героических позах. В XV в. гробница была разобрана рыцарями - иоаннитами. Копию можно увидеть на Хайгетском кладбище в Лондоне.
"Лепта вдовицы" . Высота гробницы Мавсола составляла 55 м. Ее неотъемлемой частью была колоннада, которую украшали статуи правителей и воинов.
ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ
"Слишком большой кусок, чтобы время могло его переварить", - глубокомысленно заметил один из путешественников в начале XVII в. Самое древнее и долговечное из Семи чудес - это пирамиды в Гизе. Их строительство относится к эпохе Древнего царства в Египте, 2550-2490 гг. до н.э. Это такое далекое от нас время, что его почти невозможно себе вообразить.
Две тысячи лет назад они были для римских путешественников такой же загадкой, как и для сегодняшних туристов. И те, и другие верили примерно одним и тем же небылицам о предназначении и возникновении пирамид. Архиология и расшифровка надписей на Розеттком камне позволили нам получить доступ к информации, которой не имели римляне. Однако, несмотря на это, многое в истории трех монументов навсегда останется в тайне. Самая большая и старая пирамида - гробница фараона Хеопса занимает площадь 4,8 га. В 2 пирамидах наименьшего размера захоронены его сын фараон Хефрен и наследник Хефрена Микерин. Форма пирамиды символизирует лучи света, испускаемого богом солнца Ра.
Египетские крестьяне занимались возведением пирамид 4 месяца в году, все время, пока их сельскохозяйственные угодья были затоплены Нилом. Но наиболее важным стимулом к добровольному труду было то, что, пока мумифицированные фараоны лежали в своих огромных могилах, их божественные духи гарантировали урожай и смену времен года.
Неподвластные времени из Гизы. В миллионный раз встает солнце над последним из Семи чудес.
ВИСЯЧИЕ САДЫ ВАВИЛОНА.
Самым эфемерным из Семи чудес были висячие сады в Вавилоне.
В сообщениях, относящихся к 50 г. до н.э., когда лучшие времена для садов уже давно миновали, говорится о кирпичных стенах 112-метровой длины и 7-метровой толщины, над которыми поднимались каменные колонны, несшие на себе деревянные платформы с растущими на них деревьями. Легенда гласит, что первоначально они были построены царем Навуходоносором около 600 г. до н.э. для его жены (Семирамиды) - царица тосковала по зеленым холмам родной Мидии. Сады вызывали равное восхищение и своим изумрудным великолепием, контрстирующим с серовато-коричневой долиной Ефрата, и своей оригинальной системой ирригации.
Когда в 331 г. до н.э. Александр Македонский захватил Вавилон, сады еще цвели. Однако в последующие столетия город постоянно погружался в пески, и теперь никто точно не знает, в каком месте они находились.
КОЛОСС РАДОССКИЙ
Когда Антипатр включил в свой список чудес огромную бронзовую статую в Родосе, она уже лежала в обломках почти целое столетие.
В 282 г. до н. э. скульптор Харес из Линда закончил работу над Колоссом, который поднимался на 33-метровую высоту, стоя на мраморном постаменте над родосской гаванью. В поднятой руке он держал факел. Его поза напоминала позу современной статуи Свободы в нью-йоркской гавани. Очевидно, это была статуя бога солнца Гелиоса, воздвигнутая в благодарность за его помощь в разгроме в 305 г. до н. э. осаждавших город македонян. Часть расходов на ее сооружение была покрыта за счет продажи трофейного македонского оружия.
Но это также явилось и демонстрацией гражданского самоутверждения, экстравагантным заявлением о том, что Родос достиг пика своего могущества и стал одним из богатейших торговых городов мира.
Реализация этого проекта была сопряжена с колоссальными техническими сложностями.
Сначала скульптор построил каркас из камня и железа, а затем покрыл его бронзой. Нагрузка на нижнюю часть конструкции была столь велика, что он был вынужден поставить ноги статуи вместе, хотя в средние века существовало мнение, что она стояла над гаванью с широко расставленными ногами. Удивительным было то, что статуя простояла около 60 лет, пока ее не разрушило землетрясение в 226 г. до н. э.
Коллос пролежал на том же месте до 654 г. н.э., когда его обломки были возведены на 900 верблюдах.
ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЭСЕ
Алтари в честь богини охоты Артемиды возводились в Эфесе с незапамятных времен. Это обстоятельство побудило царя Крёза потратить часть своего сказочного богатства на строительство первого большого храма. Он сгорел дотла в 356 г. до н. э. во время большого пожара, вызванного массовым сжиганием жертвенных костей. Почти сразу же после этого начались работы по возведению нового храма. Это было то здание, которому предстояло стать одним из Семи чудес света. И оно этого заслуживало, поскольку 126-метровая длина и 127 мраморных колонн делали его самым большим и самым прекрасным храмом эллинского мира. В 53 году н. э. проповеди Св. Павла, в которых он осуждал Артемиду, спровоцировали в Эфесе бунт. Местные жители любили богиню, которая приносила им большую выгоду, привлекая в город многочисленных паломников. В конце концов в 401 г. н. э. храм был разрушен по приказу константинопольского патриарха.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК
В пору своего расцвета Александрия была мировым перекрестком, откуда брали начало все дороги. Но в качестве морского порта она обладала одним существенным недостатком. Это были километры песчаных отмелей, которые Нил на протяжении миллионов лет «сооружал» в Средиземном море. Купцы плавали по Красному морю и добирались до Индии, а заплыв за Геркулесовы Столбы, попадали в Атлантический океан и почти достигали Британии.
Выход был предложен богатым купцом Состратом из Книда, который в 280 г. до н. э. дал 800 талантов серебра (около 5 млн. фунтов стерлингов) на постройку первого в мире маяка, который стал прототипом всех современных маяков.
Он был построен на острове Фарос и имел высоту 140 м. Здание малка было трехьярусным. Нижний ярус был оборудован пандусом, по которому к вершине маяка доставлялось большое количество топлива, необходимого для поддержания огня. Свет, собранный в узкий луч при помощи бронзовых зеркал, был виден с моря на расстоянии 56 км. Несмотря на ущерб, причиняемый землетрясениями, малк простоял до 1480 г. В 60-х годах XX столетия в гавани нашли фрагменты бронзового литья, которое когда-то украшало малк. Однако настоящим памятником ему стали языки народов Средиземноморья, на которых видоизмененное слово «фарос» означает «маяк».
- Подписывайтесь и читайте интересные статьи на тему Истории и Искусства
- Делитесь мнением в комментариях