Сколько копий сломано комментаторами в соцсетях на эту тему... Сколько оскорблений отсыпано "специалистами" друг другу, за то что одни опрометчиво назвали ЗиЛ Чайкой. Попробуем разобраться. Тем более, что сегодня чистил телефон и наткнулся на старые, ещё доковидные, фото из Музея техники Вадима Задорожного. Там эти машины стоят почти рядом.
Для начала нужно сказать, что есть ещё ЗиЛ-111Д, вот он на Чайку вообще не похож...
Когда видишь эти машины рядом, многое становится на свои места - ЗиЛ более тяжёлый на вид, более мощный. Мужик прям. Хотя слово "мужик" по статусу ему совсем не подходит. Чайка - женщина. И этим всё сказано.
Зачем их сделали "одинаковыми", мне не ведомо. Но ведомо то что, до начала работы, что над ЗиЛом, что над Чайкой, СССР купил в США два Паккарда - Caribbean и Patrician. Их тщательно изучили и в НАМИ, и на ГАЗе, и на ЗиЛе. Так что "исходник" у них был один, и внешний вид получился "похож". Да и не для кого не секрет, что представительские машины у нас всегда проектировали опираясь на "американскую моду". Об этом писано-перенаписано столько, что повторяться глупо. Именно "слизывали" дизайн, от части какие-то технические решения, но не "копировали" Паккарды и Кадиллаки целиком.
Одинаковые-то одинаковые, а вот салон у них совсем разный:
Меня в комментариях уже дважды упрекнули в том, что я не упомянул Льва Еремеева - человека который, как бы сейчас сказали, разработал дизайн обеих этих машин - и ГАЗ-13, и ЗиЛ-111. Но на самом деле, не умаляя заслуг Льва Михайловича, который подарил облик и ЗиМ ГАЗ-12, и Волге ГАЗ-21, и Москвичу-402, и ЗиЛ-111 и целому ряду грузовиков... Должен сказать вот что, что Чайке ГАЗ-13 облик подарил не Лев Михайлович Еремеев, а Борис Борисович Лебедев. Далее я возьму две цитаты и дам ссылки на источники, чтобы потом меня не обвиняли в том, что я всё это выдумал. Версии две. Они почти одинаковые, но разнятся в мелочах:
Версия 1. В пятидесятые годы в автомобильном мире шли поиски новой стилистики для экстерьера автомобильных кузовов. На фоне новых иностранных автомобилей облик ЗИМа стал заметно устаревать. Попытки провести рестайлинг машины не привели к достойному результату. На заводе начались работы по созданию нового представительского автомобиля. Работы шли в двух направлениях. Длиннобазную семиместную версию создавал коллега Еремеева скульптор Б.Б.Лебедев, короткобазную пятиместную модель разрабатывал Лев Михайлович. Однако запустить в производство сразу два варианта завод физически не смог. В серию пошел длиннобазный вариант, который стал известной всем «Чайкой» ГАЗ-13. И опять, заметно, что машина создана по мотивам американского автомобильного стиля тех лет, и опять о рабском копировании конкретной модели-прототипа речи нет. А укороченный вариант Л.Еремеева нашел другой необычный путь в серию. В конце 50-х годов на ЗИЛе начались поисковые работы по созданию нового правительственного автомобиля. Свое заводское КБ не смогло предложить удовлетворительный проект внешнего вида нового лимузина. Тогда руководство завода объявило открытый конкурс на проект экстерьера будущего ЗИЛ-111. Лев Михайлович предложил концепцию стиля своего варианта «Чайки», которую не смог запустить в производство ГАЗ. Проект выиграл конкурс! ЗИЛ взял за основу стилистику кузова от Еремеева.
Это статья Ильи Липского с АвтобрУм.ру в конце которой он перечисляет поимённо сотрудников музея ГАЗа, которые предоставили ему эту информацию.
Версия 2. Из воспоминаний Владимира Никитича Носакова, главного конструктора ГАЗа: "Когда весной 1956 года на ГАЗе были изготовлены два первых гипсовых макета ГАЗ-13 в натуральную величину: один - под руководством Льва Михайловича Еремеева, второй - под руководством Бориса Борисовича Лебедева, то из них был выбран и утверждён министром один - макет Лебедева. Этот макет далее им был значительно переработан и уже в августе 1957 года превратился в первую «Чайку» ГАЗ-13 .
Ну а Еремеев, тогда уже знаменитый автор дизайна ЗИМа и 21-й «Волги», взялся за изготовление другого варианта макета: с короткобазным пятиместным кузовом в уменьшенном масштабе и тоже добился успеха. Он представил свою разработку на отраслевой конкурс проектов дизайна автомобиля ЗИЛ-111 и выиграл его, был откомандирован на ЗИЛ и к концу 1956 года вылепил там из пластилина макет в натуральную величину, на основе которого и был построен автомобиль ЗИЛ-111".
Эта версия из группы в ВКонтакте "Военно-Технический музей Славы". На неё меня натолкнул один из комментариев к этой статье.
А мы идём дальше:
Для того чтобы понять различия машин подробнее, для буквоедов, кому мало картинок, вот технические характеристики:
ЗиЛ / Чайка
Годы выпуска 1959-1967 / 1959-1981
Длина мм: 6140 / 5600
Ширина мм: 2040 / 2000
Высота мм: 1640 / 1620
Колёсная база мм: 3760 / 3250
Масса снаряжённая кг: 2605 / 2100
Двигатель: V8 ЗиЛ-111 / V8 ЗМЗ-13
Объём: 5969 см3 / 5529 см3
Мощность л/с: 200 / 195
Момент Нм: 441 / 412
Макс. скорость км/ч: 170 / 160
Расход топлива на 100 км: 19 л / 21
Всего сделано штук: 112 / 3189
И обещанные фото из музея Вадима Задорожного:
А что стоит одна только надпись на заднем крыле ЗиЛа - ЗиЛ Сто Одиннадцать!
Что надо сказать в конце... То, что машины абсолютно разного уровня. Пассажир ЗиЛа - это уровень руководителя государства, уровень руководителя Союзной республики, уровень министра СССР. А вот всё, что ниже - это уже Чайка. На Чайке мог ездить и директор крупного завода, например.
Более подробно и более точно на тему, кто мог обладать ЗиЛом, а кому была положена "лишь" Чайка в комментариях к этой статье написал человек под ником pashkovsky.l . Исчерпывающе, я бы сказал.
Я до 1985 года жил в посёлке при дачном хозяйстве Жуковка, директор нашего дачного хозяйства ездил на Волге, а вот его "сосед", директор дачного хозяйства Сосны, ездил на Чайке...
И ещё, ЗиЛ - это штучная ручная работа. Машины собирались на стапелях. Вручную делалось всё, даже кузовные детали мастерами выстукивались киянками. Поэтому "после ДТП" просто перевесить одну дверь с другой машины не получится, не подойдёт - всё подгоняли вручную. Чайка же - сборка конвейерная. На Чайке всё как у обычных людей. Поэтому и тираж машин разнится очень серьёзно - 112 ЗиЛов против 3189 Чаек.
И совсем в конце: знаете почему Чайку назвали Чайкой? При выборе названия для этой машины, Волгу уже выпускали серийно. В СССР вообще любили технику в честь рек называть. И Нижний (тогда Горький) стоит как раз на Волге. Тут выбор был очевиден. А тут машина была классом выше, чем Волга... А над Волгой парит кто? Правильно, Чайка.
Похож ЗиЛ на Чайку? Тут можно ответить словами такого персонажа, как Эраст Фандорин из фильма "Статский советник" - Похож, да не он... Да не очень-то и похож.
А про создание ЗиЛ-111 лучше читать у профессионалов на Авто.ру )))