Найти тему
Журнал Авто.ру

Советский лимузин, который пытался угнаться за американцами: история ЗИЛ-111

Судьбы некоторых автомобилей напоминают остросюжетный детектив или даже хоррор. Но история представительского лимузина ЗИЛ-111 больше похожа на мексиканский сериал. Потому что при создании этой величественной машины одного из главных её разработчиков сильно обидели, и он не смог этого стерпеть. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» интересная драма.

ЗИЛ-111
ЗИЛ-111

Первый представительский ЗИЛ создавали по прямому распоряжению Хрущёва

После смерти Сталина в 1953-м в СССР многое изменилось. Вставший у руля страны Никита Хрущёв не только прокладывал новый политический курс, но и затеял крупные экономические реформы. Генсек не обошёл вниманием и автомобильную промышленность. В частности, представительские лимузины — визитную карточку государства.

Сталин предпочитал Паккарды. Влияние стиля американского премиума очевидно в облике ЗиС-101 — первого правительственного автомобиля Советского Союза. Его наследника ЗиС-110 вовсе копировали с американских образцов чуть ли не полностью.

ЗиС-101
ЗиС-101

К середине 1950-х облик «сто десятого», созданный по мотивам «американцев» десятилетней давности, устарел окончательно. Хрущёв дал отмашку — строим новый автомобиль номер «1».

Машину начал делать человек, который попал в автопром случайно

К обоим представительским ЗиСам руку приложил художник-конструктор (так в то время называли дизайнеров) Валентин Ростков. Уроженец Нижнего Новгорода, с детства увлекавшийся живописью, окончил Московский авиационный институт, а в автопром вообще попал случайно, но своё место там нашёл.

Молодой нижегородец был в числе советских специалистов, которых отправили в командировку в США. Там Валентин перенимал опыт дизайнеров и конструкторов кузовного ателье Budd, работавших над обликом ЗиС-101, а после стал одним из главных действующих лиц при создании (а точнее — творческом заимствовании) ЗиС-110.

В итоге выпускник МАИ добрался до кресла зама главного конструктора ЗиСа, а на его счету, помимо уже упомянутых проектов, значатся экспериментальные, спортивные и очень красивые ЗиС-101 «Спорт» и ЗиС-112. И когда в 1955-м Хрущёв распорядился строить новый лимузин, именно Ростков стал по сути главным дизайнером проекта.

Первый сменщик ЗиС-110 появился даже раньше

Об обновлении облика «сто десятого» в конструкторском бюро Завода имени Сталина задумывались и раньше. Ещё в 1949-м на рамное шасси ЗиС-110 примерили куда более современный кузов актуальной тогда понтонной стилистики.

Прежний Паккард в ЗиС-110М («М» — модернизированный) узнать было сложно. «Эмка» скорее походила на Packard 1948 модельного года. Однако работы были не согласованы с руководством. Поэтому похвалы инженеры не дождались: им настоятельно предложили заниматься тем, что говорят, а не тем, чем вздумается.

Поэтому про модернизированный 110-й забыли навсегда, так как, когда настало время строить новую машину, дизайн «эмки» был уже не актуален.

Угнаться за автомобильной модой Америки оказалось невозможно

Американский автопром 1950-х, на который ориентировался весь мир, напоминал эскалацию гонки вооружений. Дизайнеры находились в постоянном творческом поиске, придумывая всё новые, более эффектные и изощрённые формы. Поэтому внешность машин кардинально менялась чуть ли не каждый год.

Советский Союз регулярно закупал зарубежные образцы техники для детального изучения, но копировать американские модели вслепую не имело смысла — слишком велик был риск, что выбранный дизайн быстро устареет.

Поэтому Валентин Ростков принял единственно верное решение — новый правительственный ЗиС, который в процессе разработки превратится в ЗИЛ, он создавал по мотивам актуальных дизайнерских тенденций периода. Первый прототип 111-го, получивший имя «Москва», никакую другую модель открыто не копировал, но при этом вполне отвечал духу времени.

ЗИЛ-111 «Москва», первый прототип
ЗИЛ-111 «Москва», первый прототип

Машина получилась стильная — статный, щедро залитый хромом лимузин с шестью окнами, открывающимися против хода движения задними дверями, мощными «клыками» бампера и эффектной птицей-маскотом на кромке капота.

Казалось бы, вот она — ещё одна дизайнерская победа маститого художника! Но Хрущёв на правах главного инициатора проекта оказался недоволен.

ЗИЛ-111 «Москва», первый прототип
ЗИЛ-111 «Москва», первый прототип

Никиту Сергеевича не назовёшь автомобильным фанатом и тем более знатоком дизайна. Возможно, кто-то из советников обратил внимание генсека на то, что в Америке к тому времени мода вновь переменилась: на машинах стали появляться декоративные плавники, а плавность форм под натиском агрессивных линий уходила в прошлое.

Есть и другая версия. Возможно, Хрущёв просто недолюбливал Росткова как человека, создавшего сталинские лимузины. Так или иначе, ни первая, ни вторая версия «Москвы» с двойным боковым молдингом не получили высшего одобрения. Представителям завода рекомендовали подумать над дизайном ещё.

ЗИЛ-111 «Москва», второй прототип
ЗИЛ-111 «Москва», второй прототип

К проекту подключили создателя «Чайки» и «Волги»

Был объявлен отраслевой конкурс на лучший дизайн будущего правительственного флагмана. Так в поле зрения и попал молодой, но очень перспективный сотрудник ГАЗа Лев Еремеев — чуть ли не самый удачливый советский дизайнер середины 1950-х. Ранее он успел поучаствовать в создании ЗИМа, его же проект был выбран в качестве основного при разработке облика «Волги» ГАЗ-21. Еремеев как раз трудился над внешностью первой «Чайки», когда подоспело известие о творческом конкурсе столичного завода.

Если называть вещи своими именами, то Еремеев искусно, мастерски и с душой экстраполировал дизайн «Чайки» ГАЗ-13 на увеличенный формат правительственного лимузина. Правда, вновь не обошлось без влияния Паккарда. Знаковые элементы «Чайки», включая переднюю оптику, решётку радиатора и плавники задних крыльев, Еремеев подсмотрел у Packard Caribbean/Patrician, но переосмыслил, улучшил и дополнил.

В той же стилистике был выполнен и дизайн ЗИЛ-111, который на этот раз полностью устроил заказчиков.

Задним числом кажется странным, что в серию пустили настолько похожие друг на друга автомобили разных брендов, ведь сходство ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 неоспоримо. Эти машины даже регулярно подменяли друг друга на съёмочных площадках советского кино.

Однако в 1956-м и 1957-м, когда Еремеев утверждал дизайн своего 111-го, «Чайка» ещё не была серийной. Да и вообще в мелкосерийное производство зиловский лимузин пошёл даже раньше, чем модель из Горького.

Финал истории противостояния двух советских дизайнеров вышел драматичным. Узнав, что его варианту лимузина предпочли работу Еремеева, Валентин Ростков написал заявление об увольнении.

Вариант Еремеева продержался тоже недолго

Однако разговоры о дизайне не должны отвлекать от технических достоинств ЗИЛ-111 — ведь во многом это была передовая для своего времени машина!

Для начала 111-й — первый легковой автомобиль в СССР с мотором V8 (6 литров, 200 л.с.). В некоторой степени мотор ЗИЛ-130 можно назвать дефорсированной версией этого агрегата. В списке оснащения машины были и усилитель руля, и «автомат», старательно скопированный с крайслеровского Торкфлайта, и электростеклоподъёмники, и радиоприёмник с автонастройкой, а чуть позже — и кондиционер!

Для конца 1950-х ЗИЛ-111 представлял собой более чем презентабельный и актуальный и внешне, и по технике автомобиль. Жаль, что таким он оставался буквально пару лет.

Всё потому, что в Штатах вновь случился дизайнерский переворот, и уже в начале 1960-х на ЗИЛе, тяжело вздохнув, сели за полную переделку внешности представительского лимузина. Взгляните на ЗИЛ-111Г — последнюю версию модели. В ней от проектов Росткова и Еремеева осталось только название.