Найти тему
Океан Между Нот

Символ 2024 года в музыке

Оглавление

Убей дракона, соблазни принцессу, да смотри не перепутай!

В канун наступающего Нового года по Восточному календарю собрал всех чудищ в одной публикации.

Пифон

Упоминается в одном из первых дошедших до нас музыкальном произведении.

Текст и ноты двух дельфийских гимнов Аполлону были найдены в 1893 году на развалинах стены Афинской сокровищницы в Дельфах. Время их создания датируется вторым веком до нашей эры. Автором первого гимна считается некий Афиней, сын Афинея.

Шествует он по склонам гор с парнасской скалы двухвершинной, сонмом жриц своих окруженный, путь направляя вдоль кастальских светлых вод к вершине Дельф, к пещере той, где был сражён им страшный Пифон, шипящий хранитель вещих недр.

Одни учёные настаивают, что гимн был сочинён в 138 году до н.э. к Пифийским играм, другие доказывают, что в 128-ом к Пифийскому фестивалю. Не знаю в чём разница, на качество музыки это не влияет.

И, кстати, гендерная принадлежность дракона тоже под вопросом. Говорят, что он(а) был(а) женского пола по имени Дельфина.

Венгерские исследователи Имре Балашша и Дёрдь Шандор Гал в своём "Путеводителе по операм" упоминают постановку драматической поэмы Джованни Барди на музыку Луки Маренцио "Битва Аполлона с драконом" по случаю бракосочетания Фердинандо Медичи и Кристины Лотарингской в 1589 году.

От сочинения остался только драматургический план:

I. Вступительный хор: жалоба пастухов, что чудовище Пифон похищает их скот.
II. Битва Аполлона с Пифоном: музыка симфонического характера, сопровождающая мимическую игру актера на сцене.
III. Торжественный хор: о победе Аполлона и гибели чудовища.
IV. Благодарственная песня пастухов, избавленных от опасности.

Драконы Моцарта

В феврале 1783 года композитор сообщал отцу:

Я сейчас пишу немецкую оперу. Выбрал сюжет комедии Гольдони "Il servitore di due padroni".

Опера осталась незаконченной, а по утверждении некоторых - даже не начатой. Но большинство музыковедов поддерживают идею, что для "Слуги двух господ" Моцарт всё-таки сочинил две арии, одна из которых называется "Muеßt ich auch durch tausend Drachen" ("Даже если тысяча драконов"):

Кто из героев Гольдони мог бы её исполнить точно неизвестно. Возможно Труффальдино или Флориндо, а может быть Беатриче? Моцарт был ещё тот шутник.

Фафнер

Безусловно, самый известный дракончик классической музыки. Живёт и погибает в опере "Зигфрид" Рихарда Вагнера.

Пытаясь изобразить пение птиц, Зигфрид так громко дудел в свой серебряный рог, что разбудил Фафнера. Тот, на свою беду, пошёл разбираться с шумным соседом и получил мечом в грудь "по самую рукоять".

Нечаянно отведав драконьей крови, юноша начинает понимать птичий язык. Лесная пичуга подсказывает, какие вещички лучше упереть у поверженной гадины, а затем сообщает о "чудесной жене, что спит на горной скале":

Пламя вершину хранит! Пройди сквозь огонь, деву буди - Брунгильда будет твоя!

Кто не знает, валькирия Брунгильда приходится Зигфриду тётей. Но это уже совсем другая история.

Змей Горыныч

Является бессловесным действующим лицом оперы-былины "Добрыня Никитич" русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова.

Всё правильно. Во-первых, рептилии говорить не умеют, а во-вторых, что тут скажешь, когда голову отрубили.

Как только Добрыня отправляется на битву с драконом, к его жене Настасье Микуличне начинает подбивать клинья Алёша Попович, но терпит неудачу.

Между тем, Никитич, одолев Горыныча становится жертвой любовных чар колдуньи Марины и забывает о супруге.

Алёша присваивает лавры победителя и получает Настасью в качестве дополнительного приза. Во время свадебного пира наступает развязка.

Премьера спектакля состоялась в октябре 1903 года. До революционных событий семнадцатого года опера шла в разных театрах, а потом была основательно забыта и сейчас существует преимущественно в концертных вариантах.

Лернейская гидра

для виолончели и хорошо нетемперированного eNsemble.

Сочинение петербургского композитора Анатолия Александровича Королёва, представляющее из себя "причудливый сплав бодрого авангарда и минимализма с архаическим фольклором".

Написано специально для Вторых Пифийских игр 2003 года. Победитель в номинации "Pas de Mythe" (музыка к воображаемому балету на античный сюжет в форме инструментального концерта).

В моей коллекции есть компакт-диск с записью этого произведения. Далее цитирую аннотацию из вкладыша:

Как известно, отвратительная Лернейская гидра была девятиголовой, поэтому ансамбль состоит из 9-ти исполнителей. Для большей отвратительности инструменты должны быть плохо настроены (вернее, хорошо расстроены). Лидер ансамбля - виолончель, обладающая богатыми пластическими и драматическими возможностями.
По "сюжету" пьесы чудовище осматривается, перемещается в поисках жертвы, атакует и, насытившись, уползает в логово. Впервые в качестве ударного инструмента использованы доски, ломаемые исполнителем на ударных; их треск изображает хруст костей жертв - кажется, коров.
Сценическое решение может быть самым разнообразным. Образ гидры может быть и абстрактным (симпатичная танцовщица?), и вполне конкретным. Красота и ужас в античном мире были неразделимы, поэтому пьеса вместе с её возможным визуальным рядом мыслится как парная к "Послеполуденному отдыху фавна" К. Дебюсси.

Пифийскими играми начал, ими и закончил. Круг замкнулся, змеюка закусила свой хвост, в очередной раз подтверждая цикличность истории вообще, и музыкальной в частности. Но по факту, драконы в классической музыке весьма редкий зверь, как ни крути.

Свои варианты можно оставлять в комментариях. Они открыты.

Ссылка на обзор будет жить в разделе Музыка и Животные постоянного КАТАЛОГА публикаций канала. Рекомендую к прочтению:

А белый лебедь на пруду не тратит жизнь на ерунду. Все пернатые из отряда гусеобразных семейства утиных в одной статье

Традиционная несмешная байка.

Один совершенно бездарный композитор постоянно обращался за советами к Рихарду Вагнеру.
- Вот, маэстро, - сказал он в очередной визит, - это моё последнее сочинение!
- Наконец-то! - воскликнул обрадованный Вагнер. - От все души поздравляю вас.