Найти в Дзене
Океан Между Нот

Символ 2024 года в музыке

Убей дракона, соблазни принцессу, да смотри не перепутай! В канун наступающего Нового года по Восточному календарю собрал всех чудищ в одной публикации. Упоминается в одном из первых дошедших до нас музыкальном произведении. Текст и ноты двух дельфийских гимнов Аполлону были найдены в 1893 году на развалинах стены Афинской сокровищницы в Дельфах. Время их создания датируется вторым веком до нашей эры. Автором первого гимна считается некий Афиней, сын Афинея. Шествует он по склонам гор с парнасской скалы двухвершинной, сонмом жриц своих окруженный, путь направляя вдоль кастальских светлых вод к вершине Дельф, к пещере той, где был сражён им страшный Пифон, шипящий хранитель вещих недр. Одни учёные настаивают, что гимн был сочинён в 138 году до н.э. к Пифийским играм, другие доказывают, что в 128-ом к Пифийскому фестивалю. Не знаю в чём разница, на качество музыки это не влияет. И, кстати, гендерная принадлежность дракона тоже под вопросом. Говорят, что он(а) был(а) женского пола по имен
Оглавление

Убей дракона, соблазни принцессу, да смотри не перепутай!

В канун наступающего Нового года по Восточному календарю собрал всех чудищ в одной публикации.

Пифон

Упоминается в одном из первых дошедших до нас музыкальном произведении.

Текст и ноты двух дельфийских гимнов Аполлону были найдены в 1893 году на развалинах стены Афинской сокровищницы в Дельфах. Время их создания датируется вторым веком до нашей эры. Автором первого гимна считается некий Афиней, сын Афинея.

Шествует он по склонам гор с парнасской скалы двухвершинной, сонмом жриц своих окруженный, путь направляя вдоль кастальских светлых вод к вершине Дельф, к пещере той, где был сражён им страшный Пифон, шипящий хранитель вещих недр.

Одни учёные настаивают, что гимн был сочинён в 138 году до н.э. к Пифийским играм, другие доказывают, что в 128-ом к Пифийскому фестивалю. Не знаю в чём разница, на качество музыки это не влияет.

И, кстати, гендерная принадлежность дракона тоже под вопросом. Говорят, что он(а) был(а) женского пола по имени Дельфина.

Венгерские исследователи Имре Балашша и Дёрдь Шандор Гал в своём "Путеводителе по операм" упоминают постановку драматической поэмы Джованни Барди на музыку Луки Маренцио "Битва Аполлона с драконом" по случаю бракосочетания Фердинандо Медичи и Кристины Лотарингской в 1589 году.

От сочинения остался только драматургический план:

I. Вступительный хор: жалоба пастухов, что чудовище Пифон похищает их скот.
II. Битва Аполлона с Пифоном: музыка симфонического характера, сопровождающая мимическую игру актера на сцене.
III. Торжественный хор: о победе Аполлона и гибели чудовища.
IV. Благодарственная песня пастухов, избавленных от опасности.

Драконы Моцарта

В феврале 1783 года композитор сообщал отцу:

Я сейчас пишу немецкую оперу. Выбрал сюжет комедии Гольдони "Il servitore di due padroni".

Опера осталась незаконченной, а по утверждении некоторых - даже не начатой. Но большинство музыковедов поддерживают идею, что для "Слуги двух господ" Моцарт всё-таки сочинил две арии, одна из которых называется "Muеßt ich auch durch tausend Drachen" ("Даже если тысяча драконов"):

Кто из героев Гольдони мог бы её исполнить точно неизвестно. Возможно Труффальдино или Флориндо, а может быть Беатриче? Моцарт был ещё тот шутник.

Фафнер

Безусловно, самый известный дракончик классической музыки. Живёт и погибает в опере "Зигфрид" Рихарда Вагнера.

Пытаясь изобразить пение птиц, Зигфрид так громко дудел в свой серебряный рог, что разбудил Фафнера. Тот, на свою беду, пошёл разбираться с шумным соседом и получил мечом в грудь "по самую рукоять".

Нечаянно отведав драконьей крови, юноша начинает понимать птичий язык. Лесная пичуга подсказывает, какие вещички лучше упереть у поверженной гадины, а затем сообщает о "чудесной жене, что спит на горной скале":

Пламя вершину хранит! Пройди сквозь огонь, деву буди - Брунгильда будет твоя!

Кто не знает, валькирия Брунгильда приходится Зигфриду тётей. Но это уже совсем другая история.

Змей Горыныч

Является бессловесным действующим лицом оперы-былины "Добрыня Никитич" русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова.

Всё правильно. Во-первых, рептилии говорить не умеют, а во-вторых, что тут скажешь, когда голову отрубили.

Как только Добрыня отправляется на битву с драконом, к его жене Настасье Микуличне начинает подбивать клинья Алёша Попович, но терпит неудачу.

Между тем, Никитич, одолев Горыныча становится жертвой любовных чар колдуньи Марины и забывает о супруге.

Алёша присваивает лавры победителя и получает Настасью в качестве дополнительного приза. Во время свадебного пира наступает развязка.

Премьера спектакля состоялась в октябре 1903 года. До революционных событий семнадцатого года опера шла в разных театрах, а потом была основательно забыта и сейчас существует преимущественно в концертных вариантах.

Лернейская гидра

для виолончели и хорошо нетемперированного eNsemble.

Сочинение петербургского композитора Анатолия Александровича Королёва, представляющее из себя "причудливый сплав бодрого авангарда и минимализма с архаическим фольклором".

Написано специально для Вторых Пифийских игр 2003 года. Победитель в номинации "Pas de Mythe" (музыка к воображаемому балету на античный сюжет в форме инструментального концерта).

В моей коллекции есть компакт-диск с записью этого произведения. Далее цитирую аннотацию из вкладыша:

Как известно, отвратительная Лернейская гидра была девятиголовой, поэтому ансамбль состоит из 9-ти исполнителей. Для большей отвратительности инструменты должны быть плохо настроены (вернее, хорошо расстроены). Лидер ансамбля - виолончель, обладающая богатыми пластическими и драматическими возможностями.
По "сюжету" пьесы чудовище осматривается, перемещается в поисках жертвы, атакует и, насытившись, уползает в логово. Впервые в качестве ударного инструмента использованы доски, ломаемые исполнителем на ударных; их треск изображает хруст костей жертв - кажется, коров.
Сценическое решение может быть самым разнообразным. Образ гидры может быть и абстрактным (симпатичная танцовщица?), и вполне конкретным. Красота и ужас в античном мире были неразделимы, поэтому пьеса вместе с её возможным визуальным рядом мыслится как парная к "Послеполуденному отдыху фавна" К. Дебюсси.

Пифийскими играми начал, ими и закончил. Круг замкнулся, змеюка закусила свой хвост, в очередной раз подтверждая цикличность истории вообще, и музыкальной в частности. Но по факту, драконы в классической музыке весьма редкий зверь, как ни крути.

Свои варианты можно оставлять в комментариях. Они открыты.

Ссылка на обзор будет жить в разделе Музыка и Животные постоянного КАТАЛОГА публикаций канала. Рекомендую к прочтению:

А белый лебедь на пруду не тратит жизнь на ерунду. Все пернатые из отряда гусеобразных семейства утиных в одной статье

Традиционная несмешная байка.

Один совершенно бездарный композитор постоянно обращался за советами к Рихарду Вагнеру.
- Вот, маэстро, - сказал он в очередной визит, - это моё последнее сочинение!
- Наконец-то! - воскликнул обрадованный Вагнер. - От все души поздравляю вас.