Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: melodic death metal
Страна: Финляндия
Лейбл: Napalm Records
Дата выхода: 30 июня 2023
Возрождение Before The Dawn прошло без лишней помпезности, но тем не менее стало знаковым событием для большинства поклонников творчества Туомаса Саукконена, особенно периода 2000-х. В данном случае под возрождением понимается возвращение группы с абсолютно новым материалом, а не единичные выступления, делавшие упор на классические вещи.
Как мы помним, в 2013 году этот финский композитор и мультиинструменталист разом «похоронил» все свои проекты — Black Sun Aeon, RoutaSielu, Dawn Of Solace и все тот же Before The Dawn, — чтобы сконцентрироваться на новом на тот момент детище Wolfheart. Многочисленные фанаты «предрассветной» дискографии не теряли надежду на возобновление деятельности, но чем успешнее продвигалась карьера «Волчьего сердца», тем меньше ее оставалось. Попросту говоря, в это уже мало кто верил.
И все же Саукконен не выдержал и взялся за старое: в 2020-м он реанимировал Dawn Of Solace, в рамках которого уже вышло два альбома. А еще через пару лет пришел черед и Before The Dawn. Первым вестником стал сингл «The Final Storm», записанный при участии незабвенного Ларса Эйкинда, чей выразительный вокал считается неотъемлемой частью звучания группы. Да и сама песня выполнена в лучших MDM-традициях коллектива. Что еще нужно для счастья?
К сожалению, сотрудничество с Ларсом не продвинулось далее этого скромного релиза, но все же деятельность проекта только набирала обороты. Спустя время группа объявила, что новым вокалистом становится Пааво Лаапотти (Defiled Serenity), финалист финского «Голоса», где помимо прочего он отличился исполнением композиции BTD.
Все вопросы из серии «что же из этого выйдет?» должен был разрешить новый полноформатный альбом под названием «Stormbringers», восьмой в совокупности и первый, что увидел свет после одиннадцатилетнего затишья. В записи его принимали участие: уже упомянутый Пааво Лаапотти, который исполнил все вокальные партии; гитарист Юха Райха (также Swallow The Sun) и басист Пирри Хански (также …and Oceans) вернулись на свои позиции. Туомас Саукконен выступил в привычном амплуа сонграйтера и автора текстов, также отвечал за ритм-гитару и ударные.
В каком-то смысле новоиспеченный лонгплей можно назвать вполне органичным продолжением того, что представлено на альбоме «Rise of the Phoenix» (2012), и в то же время это нечто иное. Определенно, прошедшие годы позволили мастермайнду несколько переосмыслить этот раздел своей музыкальной деятельности и подойти к созданию со свежими силами и идеями.
В первую очередь «Stormbringers» — это отменный образец настоящего финского мелодик-дэта, несущего на себе печать высокого качества и отмеченного узнаваемым почерком, что прослеживается во всех проектах Саукконена. Материал его полон стихийного буйства, ярости, неподражаемой поэтичной меланхолии, одиночества и предельного погружения в себя.
Содержимое текстов традиционно носит символический характер и рисует перед нами картины величественных природных ландшафтов, повествует о гневе Матери-Земли, обрушивающей на человечество гибельные стихии, вещает о бремени поражения, эпохе кровопролития и скорбном ожидании гибели.
Грозные волны раскатистых рубящих риффов, несущих в себе безудержную агрессию, умело текстурированы щемящими гитарными узорами, что переливаются всеми оттенками: от безрассудной отваги до сумрачной тоски, порожденной гибелью всех надежд, до угрюмой отрешенности и торжественных всплесков переполняющих сердце эмоций. Мало кто умеет столь тонко и точно придать своим работам природное начало, захватывающую дух живописность и монументальность. Переливчатые партии пианино и холодных электронных модуляций в исполнении Саку Мейланена (Red Moon Architect) лишний раз подчеркивают северную эстетику Before The Dawn, а эпизодические вставки акустики делают общее полотно еще атмосфернее и живее.
Прослушивание «Stormbringers» сродни погружению в темные глубины ледяных вод… или же собственного разума. Начав со среднестатистического MDM-стаффа, динамичного и чрезвычайно богатого на мелодии и гармонии (чувствуются интонации Dawn Of Solace), во второй половине альбом предстает более брутальным, мрачным: здесь все больше угадывается влияние дум-дэта, но в целом он склоняется к экстремальным граням Wolfheart. Вполне типичный прием для Саукконена, который (осознанно или нет) ловко жонглирует отдельными фразами и приемами, которые кочуют от одного проекта к другому.
Тему лид-вокала хотелось бы затронуть отдельно. Не будь этого пункта, «Stormbringers» был бы безоговорочно признан триумфальным релизом-возвращением, который не вызвал бы ничего, кроме исключительно положительных отзывов. Но с приходом Пааво картина неизбежно изменилась. И если к экстрим-вокалу никаких претензий нет, то мало кто станет отрицать, что его клин-войс достаточно специфичен для BTD.
Да, его тембр не лишен напевности, чистоты и гибкости, но на фоне столь фактурного материала альбома он воспринимается по-юношески беззащитно и слишком сыро. Вероятно, здесь еще играет роль специфика записи: партии Лаапотти звучат максимально естественно, без дублирующих дорожек и фонов, и лишь синхронные линии чистого вокала и гроулинга несколько спасают положение.
В итоге ситуация вырисовывается двоякая: с одной стороны, вокальные способности Пааво придают альбому оригинальности, с другой — он слишком специфичен и на первых порах может помешать проникнуться материалом в целом, зачастую перетягивая все внимание на себя.
Впрочем, так ли это ужасно на самом деле? Да, к голосу нового фронтмена, возможно, придется привыкнуть и на это уйдет какое-то время. Но оно того стоит — «Stormbringers» производит приятное впечатление сильной и характерной пластинки. Она не может похвастаться шикарными хитами в духе «Deadsong» или «My Darkness», на фоне которых нередко теряется остальной материал. Скажем так, уровень хитовости аккуратно распределен по всем восьми полноценным композициям, так что каждая может стать вашим фаворитом.
Альбом не затянут, пропорционален, лишен малейших провисаний и под завязку наполнен сильными притягательными мелодиями на стыке гнева, рефлексии и утонченной красоты, что будоражит сердце и разум. Никакие нововведения не помешают вернуться к повторному прослушиванию этого релиза. Отличный подарок как для ценителей музыки Туомаса Саукконена во всех ее проявлениях, так и для тех, кто особенно неравнодушен к финской школе мелодичного дэт-метала.