Давайте сегодня разберем несколько авиакатастроф и попытаемся выяснить причины случившихся катастроф.
Как всем известно, авиакатастрофы могут происходить по множеству причин, и часто в них нельзя однозначно определить одного конкретного виновного. Они могут быть результатом технических неисправностей, ошибок пилотов, плохой организации воздушного движения, а также неблагоприятных погодных условий или актов терроризма.
Разрушения самолета в воздухе
Апрель 1988 года отдыхающие на острове Гавайи готовились на посадку на самолет местных авиалиний. Летали самолеты еще с 1969 года, один из них был Боинг № 737-11. Он был перепродан не единожды. В день он поднимался в воздух до десяти раз, это был один из самых старых самолетов, но ему всегда везло им всегда управляли опытные летчики, знающие свое дело. Самолет уже полностью вылетал свой ресурс и его давно уже пора было списывать на заслуженный отдых, но как говорили летает же подделаем, подлатаем и опять в полет.
Солнечным апрельским днем в обеденное время пассажиры сели в самолет. Им предстояло преодолеть не сложный маршрут из Хило в Гонолулу. Время в пути около тридцати минут и все пассажиры были в ожидании приятной прогулки и отдыху. Взлетели нормально, высота семь с половиной километров, температура за бортом более сорока градусов с минусом. Все пассажиры были одеты легко по-летнему, в самолете было комфортно и тепло.
Расслабленное настроение сменилось насторожённостью, когда в салоне первого класса раздался треск и по обшивке пошли трещины. Трещины начали быстро увеличиваться и под силой давления в салоне часть верха оторвался и улетела вместе с кислородными масками и багажом с верхних полок. Началась паника, дышать было не чем: маски улетели, смертельный холод, стюардесса бросилась успокаивать пассажиров, но ее подхватило ветром и вынесло из самолета. Другая получила ранения куском обшивки и лежала без сознания, некоторые люди тоже были ранены.
Летчики быстро сориентировались и не растерявшись в этой обстановки, начали снижение. На приборах самолета появились ошибки, не могли выйти шасси. Многие приборы тоже начали выходить из строя. С большими усилиями пилотам каким-то чудом удалось выровнять самолет, и с большими усилиями заставить выйти шасси. Чтобы совершить аварийную посадку, экипажу перед этим необходимо сжечь горючие, но тут не было времени на это, боялись, что самолет развалится в воздухе. Оставалось только молиться и надеяться на успех.
Около двух часов дня разваливающий самолет совершил аварийную посадку, еще в воздухе заглох один из моторов. Все вздохнули с облегчением, все были живы, но у некоторых были травмы, ушибы, легкие обморожения. Стюардессу, которую вытянуло из салона так и не нашли.
После посадки, осмотрев самолет эксперты увидели, что перед у судна держится на небольших креплениях, еще маленько и он бы отвалился. Комиссия, созданная для установления причины, дала заключения металл не выдержал перепадов давления в воздухе и пошла коррозия металла, в общем самолет выработал свой ресурс эксплуатации.
Нет на земле таково материала, который бы работал вечно, надо все вовремя менять.
В самолете не хлопай дверью
Из британского аэропорта Бирмингема в июне 1990 года поднялся в воздух самолет BAC 1-11 и направился в Малагу — это в Испании. Самолет отвечал всем техническим правилам, нарушений и нареканий не было, взлет прошел по всем правилам авиации. В самолете мирно спали и занимались своими делами 87 пассажиров. Командир решил отдохнуть, освободившись от ремней и расслабившись в кресле, а управление самолетом передал другому пилоту.
Через несколько минут по связи, бортпроводника попросили принести воды. Когда он вошел то сильно хлопнул дверью, от сотрясения воздуха выпало переднее стекло и вырвало дверь в кабине пилотов. Высота уже была приличная несколько сот километров. Воздух из кабины начал резко выходить и порывом ветра подняло из кресла командира и потянуло из кабины. Второй пилот не растерялся и успел схватить его за ноги. Командир застрял в раме окна, передняя часть тела за бортом, а задняя - в кабине. Когда он пришел в себя то стал громко ругаться и кричать, чтобы его затащили обратно. Это делать было нельзя, так как вытянула бы оставшийся кислород из салона и управлять самолетом было бы невозможно. Эти действия могли привести - к страшной катастрофе.
Бортпроводники начали успокаивать пассажиров. Всех заставили пристегнуться и рассадили по местам, раздали дополнительные одеяла. Второй пилот передал брыкающие ноги командира помощнику, а сам взялся за штурвал и начал запрашивать землю о экстренной посадке.
Сперва диспетчер не мог ничего разобрать через шум и крики находящихся в кабине людей. Разобравшись в этой ситуации и согласовав действия, указал место посадке Саутгемптон.
Посадка прошла отлично, все пассажиры и экипаж были живы и здоровы, кроме командира, когда его вынули из окна, он был жив, но получил обморожение, два перелома и синяки, не считая ушибов и ссадин. Также пострадал бортпроводник, когда держал брыкавшего командира у него было отморожена область глаза и вывихнуто плечо. Можно сказать, все прошло без потерь, а это можно было и вылечить.
Сразу же началось расследование, установили, что как раз до полета установили новое стекло. Стекло крепится на большое количество болтов, а больше половины не подходили по размеру и были намного короче. Механик, не уточнив размер необходимых болтов, получил короткие болты на складе и закрепил стекло на те, которые ему дала. И поэтому стекло держалось плохо. Во время полёта давления воздуха снаружи и в самолёте разное, а хлопок дверью помог выдавить ветровое стекло наружу. Комиссия также обнаружила ряд существенных нарушений работы технического обслуживания авиакомпании.
Хорошо то что хорошо кончается, и вся это история показывает, что надо быть внимательным к порученному делу, особенно если это касается безопасности большого количества людей.
Премия за выливание горючего
Аэробус за номером A330-243 с трёх сотнями человек на борту направлялся в Лиссабон. Пролетев около шести часов, пилоты обнаружили по приборам, что заканчивается топливо. И они принимают решение лететь к военной авиабазе. Расстояние, до которой ещё лететь и лететь, но делать не чего по среди океана не заправишься. Другого выхода у пилотов не было.
Куда пропало топливо, до взлета же заправили полные баки?
Самолет был довольно новый, в эксплуатации находился около двух лет. За несколько дней до полета механики в одном из двигателей заметили, что шланги были разной длины и были сделаны из разного материала. И по всем правилам их необходимо было заменить, но работники не стали этого делать, всего скорее подумав, что и так сойдет.
Во время полета шланги начали тереться между собой и в результате трения образовалась дыра. И естественно из этой дыры топливо стало потихоньку вытекать.
По приборам, в кабине пилотов, стало видно, что начались проблемы с маслом и стало уменьшаться количество топлива, потому что шланг, по которому подавалось горючее лопнул. И теперь в одном баке стало топливо меньше, а в другом больше и самолет начало наклонять в одну сторону. Пилоты пытались выровнять самолет. И в этот момент отказывает один из двигателей. Лететь на одном двигателе не безопасно. Самолет начал плавное снижение. Через полчаса полета горючего не стало совсем, глохнет и другой двигатель.
Хорошо то что пилотом был высоко квалифицированный и опытный человек, у него было много летных часов и большой стаж. Он не растерялся, не впал в панику, а принял правильное решение, выровняв самолет и в планирование пролетел еще более ста километров. Подлетая к военной базе, скорость сбросить не удалось и на завышенной скорости пошли на посадку, путь торможения был больше обычного, даже лопнули из десяти – восемь шасси, но в общем посадка прошла хорошо без серьезных происшествий для пассажиров.
На земле были подняты все службы, но помощь понадобилась только психологическая. Все пассажиры были живы и здоровы.
Конечно, после такого случая, было серьезное разбирательство. Эксперты указали на плохую и не добросовестную работу механиков, а также указали на невнимательность пилотов, они не поверили приборам вовремя, не установили утечку и не перекачали горючее, а получается, что фактически сами его и вылили.
А пилотам 2022 году дали премию «За самое длинное в истории планирование».
Встреча двух самолетов
В конце марта 1977 года на территории аэропорта Канарских островов произошел взрыв. Опасаясь его повторения, все самолеты отправляли в другие близлежащие города. Два рейса KL4805 и PA1736 отправили на остров Тенерифе, потому что там взлетная полоса позволяла совершить взлет и посадку таким большим самолетам.
Аэропорт Канарских островов был переполнен, на взлет получилось даже очередь и в конце этой очереди оказался рейс PA1736. Прождав около четырех часов аэропорт начал выдавать разрешения на взлет. Все устали и готовы были улететь немедленно. Пилоты рейс PA1736 стал настаивать на немедленном взлете, им передали, чтобы они сначала пропустили рейс KL4805.
Рейс KL4805 поехал в начало взлетной полосы, развернулся и приготовился к новым командам. По переговорному устройству рейсу РА1736 передали ехать на полосу с3, чтобы освободить полосу, тут вмешался в дело случай по незнанию или не внимательности они свернули на с4, а может так было удобно большому самолету выруливать. На полосе с4 как раз начал свой маневр самолет рейса КL4805. Детальнее рассмотреть дорогу мешал туман спустившихся с гор.
Все действующие лица этой трагедии были разных национальностей и говорили все с большим акцентом и с первого раза понять друг друга было очень сложно. Команды диспетчеров переспрашивали по несколько раз, еще и мешали помехи по связи. Капитану KL4805 отдали приказ готовиться и какую дорожку занять, и дальше ждать, а он понял, что ему уже разрешили стартовать, из-за помех или не разобрав слова, он только услышал ОК.
Самолет рейса PA1736 в тумане еще ищет свою полосу, а пилоты самолета рейса KL4805 начали взлет и уже самолет набрал приличную скорость. Эти два самолета начали движение навстречу друг другу. До встречи оставалось четырнадцать секунд.
За несколько сот метров видимость улучшилось, и они увидели друг друга, рейс KL4805 пошел резко на взлет, но не успел и задел шассе рейс РА1736, и рухнул на взлетную полосу. Некоторым людям, летевшим на рейсе РА1736 удалось выбраться из-под развалин и отбежать от самолета до того, как он загорелся.
На рейсе РА1736 удалось спастись 61 пассажиру, 335 не удалось.
На рейсе KL 4805 спастись никому не удалось – 248 человек погибли.
В городах Тенерифе, Калифорнии и Амстердаме в память о трагедии возвели памятники.
Расследование проводилось тщательно, разбирались и искали виновных долго. Обвинили в случившем пилотов рейс KL4805, и указали на четкость переговоров диспетчеров и пилотов особенно на иностранных самолетах.
Все эти авиакатастрофы имеют различные причины и последствия, но все они привели к серьезным последствиям для пассажиров и сотрудников авиакомпаний. Многие авиакатастрофы привели к внедрению новых мер безопасности в авиации и улучшению технических стандартов и процедур, чтобы предотвратить повторение подобных происшествий.
Надеюсь, я не напугала вас, и вы будем продолжать летать самолетами.
На этом все, пишите ваши комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить еще более интересные истории.