Советское время, помимо ностальгии и романтизма у его современников, ассоциируется также с жесткими правилами, запретами и ограничениями. По окончании эпохи СССР пришло время перемен и мы ушли в иную крайность – вседозволенность во многих вопросах. В поисках золотой середины родители зачастую испытывают огромное чувство вины и делают немало ошибок. Говорим о том, насколько в воспитании детей важны личный пример и дисциплина.
ДИСЦИПЛИНА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ: КОГО ВОСПИТЫВАТЬ – СЕБЯ ИЛИ РЕБЕНКА
В сети часто встречается информация, что детям стоит больше позволять и меньше запрещать. На самом деле отсутствие четких границ в действиях и поведении воспринимается ребенком скорее отрицательно, чем положительно. Желание побаловать и создать идеальное детство, естественно из наилучших побуждений, в реальности приносит не те плоды: лень, отсутствие мотивации к действиям и даже невозможность справиться с непростыми ситуациями.
Воспитание невозможно без дисциплины, как невозможно корректное взросление без самоконтроля и ответственности за свои действия. Если мы объясняем ребенку, что хорошо, а что плохо, то также обязаны очертить круг правил и сформировать привычки, которые помогут не только жить в социуме, но и поддерживать здоровье и высокое качество жизни.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Одни родители используют минимум запретов и максимальную свободу в воспитании, другие руководствуются опытом прошлых поколений и воспоминаниями о том, как воспитывали их самих. Какую бы тактику не выбрали родители, стоит придерживаться нескольких принципов:
- Четкие правила и последовательность в действиях.
Ребенок должен знать, что разрешается, а что запрещается. Если без объяснения причин сегодня сладостям “да”, а завтра “нет”, то откуда взяться пониманию, можно ли есть конфету послезавтра. Обдумайте свои решения и не меняйте их. Иначе подобные скачки приводят к стрессу у детей.
2. Собственный пример.
Папа, что каждый вечер просиживает у экрана телевизора, не может привить ребенку привычку быть активным и заниматься спортом, сколько об этом ни говори. Привлекайте детей к утренней зарядке, совместной прогулке, вечерним тренировкам. Личный пример – лучшее учение.
3. Право на ошибку.
Ошибаются все без исключений. Не корите за это ребенка, чтобы у него не сформировался “синдром отличника”. Ошибка дает возможность понять, в чем можно стать лучше и сильнее. Стимулируйте ребенка пробовать снова и снова до появления результата. Это разовьет в нем желание добиваться успеха несмотря на промахи.
4. Любовь и безусловное принятие.
Не поощряйте неприемлемое поведение, ругайте или наказывайте, но никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, он плохой и т.д. Уверенность в том, что дома всегда рады, любят и примут – крепкий фундамент психически здоровой личности вашего чада.
ДИСЦИПЛИНА – НЕ МАНИПУЛЯЦИЯ
Воспитание детей и поддержание детской дисциплины не должно ассоциироваться с давлением на ребенка, а скорее с формированием понимания правил и ответственности.
Первоочередная задача – объяснить ребенку значение дисциплины. Это можно сделать через разговоры, игровые сценарии и примеры из жизни. Важно, чтобы ребенок понимал, что дисциплина помогает ему самому и окружающим людям.
Правила должны быть ясными, простыми и соразмерными возрасту ребенка. Они должны быть установлены с участием ребенка и объяснены так, чтобы было понятно, зачем эти правила нужны.
Давайте детям понять, что правильное поведение приносит положительные результаты. Поощрение хороших поступков и участие в активностях, которые ребенок любит, помогут установить образец желаемого поведения.
Постоянная обратная связь помогает ребенку понять, как его поведение соотносится с установленными правилами. Объясняя причины похвалы или наказания вы демонстрируете, какие действия правильны, а какие – нет.
Важно создать окружение, где дети знают, что их любят и поддерживают независимо от их поведения. Это помогает им чувствовать себя увереннее в обучении дисциплине и правильному поведению.
БАЛАНС В ВОСПИТАНИИ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Дисциплина родителя имеет огромное влияние на развитие ребенка. Если родители устанавливают четкие правила и ожидают их выполнения, то ребенок становится более ответственным, у него развивается самодисциплина, умение контролировать себя и устанавливать цели.
В то же время, чрезмерно строгие или суровые методы воспитания могут привести к чувству тревоги, страха или низкой самооценке у ребенка. Поэтому важно найти баланс в своем подходе и использовать дисциплину для поощрения позитивного поведения и развития ребенка, а не для угнетения его личности.
Рабочий лайфхак из личного опыта – постепенно внедрять полезные привычки, практикуя их на постоянной основе. Не нужно одномоментно нагружать ребенка зарядкой, закаливанием, тренировками и кружками. Вводите поочередно, но при условии, что эти занятия входят в привычный режим дня, как утренняя гигиена.
Обратите внимание, что ребенок должен быть занят, но не перегружен. Обязательно оставляйте время на отдых и личные дела, и непременно соблюдайте баланс физической активности и занятий, требующих усидчивости и внимания. Все должно быть в меру.