Возвращаюсь к теме ошибок в метрических книгах. Вот хороший комментарий, который описывает ситуацию.
Так часто бывает? Увы, это правда. В каких-то приходах ошибались меньше, в каких-то больше. Не было в XIX веке электронных форм с выпадающими списками и автоматическим заполнением полей. Всё записывали вручную. И имя мог священник перепутать, и отчество.
Несколько дней назад столкнулся с похожей ситуацией в деревне Фёдоровке Ефремовского уезда.
В 1826 году Андрей Сидоров Пономарёв взял в жёны крестьянскую дочь Татьяну Григорьеву.
В 1832 году у них родилась дочь Елена. Татьяна записана с отчеством Фёдорова.
А в 1839 году, когда родился сын Фёдор, Татьяна снова стала Григорьевой.
Очевидно, в 1832 году допущена ошибка. Чем больше документов о семье получится найти в архиве, тем заметнее будут эти ошибки. По этой причине во время поиска я стараюсь найти записи о рождении всех детей в каждом поколении.
Но бывают ошибки в метрических книгах, которые сложно сразу объяснить. Пока смотрел метрики Вознесенской церкви в селе Сторожа (Фёдоровка относилась к этому приходу), обнаружил странную запись.
В феврале 1832 года у крестьянина Данилы Стефанова и законной жены его Феодосии Сидоровой родился сын Кодрат.
А через несколько дней в марте мы снова видим запись о рождении/крещении Кодрата. Родители, восприемники, священнослужители - всё совпадает.
Одного ребёнка крестили два раза? Или это две разные семьи, в которых полностью совпадают все имена и отчества?
Узнав, что мы изучаем консисторский экземпляр метрической книги, начинаем догадываться, что речь идёт о вероятной ошибке переписчика. Копии для консисторского архива часто готовили второпях, ошибок в них действительно много.
А что же было записано в приходском экземпляре метрической книги?
Увы, ясности не добавилось. В приходском экземпляре мы видим тоже две одинаковые записи.
Пока я готовил эту публикацию, мне прислали ещё один такой пример. Село Русятино Савинской волости Алексинского уезда, 1886 год.
1 февраля родился мальчик Семён (Симеон). Крестили его на следующий день.
А через три недели он снова родился (22 февраля) и снова был крещён (23 февраля).
Что это было?
Были у предков поверья, что в некоторые дни детей крестить нельзя. А если крестили в "плохой день", то надо крестить заново. Бывало в деревнях, колдуньям-знахаркам доверяли больше, чем священникам (жалобы на подобное публиковали в Тульских епархиальных ведомостях).
Всё же хочется верить, что отцы-священники строго держали оборону от подобных суеверий. А все подобные записи - это исключительно канцелярские ошибки.
Но возникает и такой вопрос. Если кого-то по ошибке записали дважды, то значит ли это, что кого-то пропустили? Сталкивались с чем-то подобным?
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉
Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉