Часто происшествия с подводными лодками в мирное время были обусловлены не сложными навигационными или погодными условиями, или нештатными ситуациями и происшествиями с техникой и механизмами. К этим происшествиям не редко приводили неправильные решения командиров подводных лодок, их неуверенные действия, ошибки в оценке обстановки и незнание возможностей своих кораблей. Это в который раз подчеркивает необходимость длительной и качественной боевой подготовки командного состава. С другой стороны - а как научиться если не попробовать, )). Вот некоторые случаи таких "проб", причем не задолго до войны...
21 декабря 1939 года, покинув Ораниенбаум, группа подводных лодок 26-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота начала передислокацию в новую базу флота Палдиски. Перебазирование производилось по приказу Военного совета БФ в целях освоения прибалтийских баз после подписания первых протоколов (11 октября 1939 года) соглашения между военно-морской комиссией СССР и эстонским руководством.
Во время перехода подводная лодка «М-95» (ХII серии), шедшая в кильватер другой однотипной подводной лодке «М-97» (XII серии), ночью ударила её в корму. Столкновение произошло в 18 милях к югу от острова Суур-Тютерса-Ари (Большой Тютерс). В результате столкновения «М-97» получила значительные повреждения корпуса и была вынуждена покинуть строй группы лодок. Для оказания помощи пострадавшей лодке из Палдиски был выслан буксир. Совершавшие переход подводные лодки «М-94», «М-95» и «М-96» прибыли в Палдиски 23 декабря и только на следующий день туда привели «М-97». Новый корабль, принятый от промышленности 12 ноября 1939 года, пришлось сразу же ставить в ремонт.
Для справки (по данным интернет-источников - сайт "Великая Отечественная под водой"): Подводная лодка "М-97" (под обозначением "М-99") была заложена 26 июля 1937 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком под строительным номером С.249. 20 сентября 1938 года «М-97» была спущена на воду, а 10 октября 1939 года подводная лодка вступила в строй, после чего она вместе с «М-96» была поставлена в плавдок для транспортировки на Балтику, но осенью 1939 отправка кораблей не состоялась, и субмарины остались зимовать на Волге, хотя уже 12 ноября 1939 года «М-97» формально вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, но на Балтику подводная лодка прибыла только весной 1940 года.
Приведенные данные достаточно любопытны - если М-97 прибыла на Балтику только весной 1940 года, то она не могла участвовать в столкновении. Если учитывать данные сайта "Штурм глубины" - то лодка вступила была поставлена в док для отправки на Балтику осенью 1938 года, но отправлена к месту службы только весной 1939 - тогда все сходится, )). Так что надо проверять такие данные.
Кстати, эта история с ВМБ Палдиски не единственная, может какой то рок висел над этой гаванью еще со времен Рогервика и Балтийского порта?
Так, 27 января 1940 года при входе в гавань военно-морской базы Палдиски, из-за допущенных ошибок кораблевождения, произошёл навал подводной лодки М-77 БФ (VI-бис серии) под командованием лейтенанта Чемоданова на ПЛ «М-80» (VI-бис серии, 24-й дивизион 2-й бригады ПЛ БФ). Причиной аварии стало то, что Чемоданов вел свою лодку на больших ходах.
Быстро приближаясь к находившейся впереди «М-80», он не учел инерции своей «малютки» и слишком поздно стал отрабатывать дизелем «полный назад». И хотя им удалось избежать серьёзных повреждений, это стало косвенной причиной другого происшествия. Командир подводной лодки «М-74» (VI-бис серии) старший лейтенант Сазонов, следовавший в базу за этими ПЛ, и ставший свидетелем случившегося, не успел вовремя сманеврировать, дать задний ход и погасить инерцию движения своего корабля. В итоге «М-74» ударилась о стенку пирса. Вот такие вод "лихачи" служили на подводных лодках - "малютках".
Но не только малые лодки грешили "превышением скорости хода", )). Отметилась и большая (эскадренная) подводная лодка типа "Правда" - П-3. ("Искра"). Подводная лодка «П-3» (IV серии) Отдельного учебного дивизиона подводных лодок БФ, выполняя учебную задачу под командованием капитан-лейтенанта Пантелеева, 16 июля 1941 года столкнулась в Финском заливе с ветераном Первой Мировой войны подводной лодкой «Б-2» (бывшая «Пантера»).
Для справки: Алексей Николаевич Пантелеев, в РККФ с 1929 года, капитан 3 ранга. В 1933 году закончил Военно-морское училище им. Фрунзе (1933), в 1936 году - курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания. Служил в должностях: вахтенный начальник подводной лодки учебного дивизиона ПЛ (1933), командир БЧ-2-3 одной из ПЛ (1933 – 1934), ПЛ "Треска" (тип "Щ" серия V-бис 2 серия) (1934 – 1935), помощник командира ПЛ "Звезда" (тип "Правда") (1936 – 1937), командир "П-3" (декабрь 1937 – май 1943), слушатель Военно-морской академии им. Ворошилова (1943 – 1944). Кавалер ордена Ленина (1935 год). В принципе - опытный командир подводной лодки.
В результате аварии у «П-3» оказалась пробита цистерна главного балласта, что потребовало длительного ремонта в одном из доков Кронштадтского морского завода. Главное что никто не пострадал из экипажа. Более детально о судьбах подводных лодок типа "П" - в наших отдельных статьях, опубликованных на канале.
Такие происшествия - это плохо, но кто знает, может это следует рассматривать как приобретение опыта? Как считаете?
Источники: Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с., Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - СПб.: Аст.- 2006. - 877 с.; материалы интернета.